«Мочить в сортире» по-уральски

Спецслужбы отработали освобождение заложников на «удовлетворительно»

Группа вооруженных людей захватила населенный пункт в Челябинской области, после чего немедленно был создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайного происшествия.

Спецслужбы отработали освобождение заложников на «удовлетворительно»

Попытка вступить с террористами в переговоры не увенчалась для властей успехом, высланная на переговоры машина с сотрудниками полиции была попросту расстреляна из-за укрытия. И тогда в дело вступил спецназ. В ходе короткого боя в населенном пункте бандиты были сначала блокированы в одном из домов, после чего высадившийся с вертолета десант быстро и четко их «зачистил».

К счастью, все, что довелось наблюдать журналистам «МК-Урал» в пятницу 22 апреля, являлось лишь легендой к одному из эпизодов масштабных учений «Мирный атом».

Масштабные учения с привлечением спецподразделений МВД и ФСБ, сотрудников транспортной милиции, ОМОН, ГУ ФСИН (охрана колоний и тюрем), ФСКН (Госнаркоконтроль) и прочих силовых структур прошли на территории трех городских и одного муниципального района Челябинской области.

В учениях наряду с военными и полицейскими силами участвовали и гражданские службы, например, медицинские и спасательные. На период учений в районах их проведения действовал усиленный режим несения службы всеми подразделениями полиции - по сути, проводилась настоящая контртеррористическая операция со всеми вытекающими отсюда последствиями и неудобствами для отдельных граждан и властей.

В ходе почти недельных учений силовики, как объяснили в пресс-службе управления Федеральной службы безопасности России по Челябинской области, отрабатывали методы защиты стратегически важных объектов инфраструктуры и транспорта, учились взаимодействовать с коллегами и проигрывали все возможные варианты на случай реальной ЧС в области.

Конечно же, подробности таких учений, методы работы как условных террористов, которых изображают одни силовики и которых в свою очередь нейтрализуют их коллеги, в целях конспирации никто и никогда не сообщает.

Однако известно, что в ходе нынешнего «Мирного атома» на различных объектах в Снежинском, Верхнеуфалейском и Каслинском районах предпринимались попытки заложить взрывные устройства (муляжи, безусловно) в различных стратегических объектах и местах скопления людей.

Более того, как объяснил один из руководителей учений, начальник областного УФСБ Сергей Старицын, отрабатывалась ситуация с возможным подрывом поезда и последующими действиями в ситуации ЧП различных оперативных служб.

- В целом учения прошли и получили оценку «удовлетворительно». У нас, чтобы вы понимали, есть в данном случае две категории для оценок - или «неуд», или «удовлетворительно», а отдельные проблемные эпизоды, которые были выявлены, подвергнем тщательному разбору, - по-военному коротко отчитался Сергей Старицын перед СМИ.

Шум, дым, та-ра-рам

Антураж увиденного в пятницу заключительного дня учений как нельзя лучше соответствовал представлению о борьбе с террором. Полигон под Новогорным, холодное серое утро, пронизывающий ветер и живописный пейзаж из развалин, нагроможденных вагонов и так далее.

«Звездопад» погонов самых различных силовых структур у командно-штабного пункта, суета подчиненных, боевое охранение в бронежилетах и касках с укороченными АКС74У.

В общем, порядок и готовность номер один не ударить в грязь лицом перед очами высокого начальства, но и некоторое напряжение и нервозность также присутствуют. Все-таки не каждый день подобные мероприятия проходят в силовых структурах, да и концентрация начальства на квадратный метр площади тоже к чему-нибудь да обязывала служивых.

Итак, учениям дан старт. В развалинах домов (простите, то есть в населенном пункте по легенде) засели вооруженные люди в камуфляжной форме. Кто они и чего хотят - никто толком не знает.

К границе населенного пункта приближается патрульная «девятка», возле которой с грохотом взрывается взрывпакет, слышатся автоматные очереди. Все, переговоров не будет, террористы уничтожили парламентеров. Об этом заявляется с командного пункта учений.

С дальнего пригорка появляется колонна автомобилей, впереди - бронетранспортер. Бойцы спецназа под прикрытием бронированного транспортного средства вступают в бой и постепенно начинают теснить «террористов». Цель - одиноко стоящее в сторонке здание, которое затем блокируется.

Через несколько минут появляется вертолет со штурмовой группой на борту. Часть спецназовцев в этот момент блокирует окна и выходы из здания, не давая вести огонь осажденным. Вертолет после примерочного круга зависает над зданием, вниз по тросу скользят несколько бойцов. Спецназовцы, окружившие дом, одновременно врываются в него через окна.

Снова выстрелы, взрывы. Рядом с домом, кстати, по заранее разработанному плану в сценарии учений располагается несколько «раненных» в ходе штурма населенного пункта бойцов. Заранее подстелив под себя коврики, бойцы, выбывшие из игры, кажется, даже и не смотрят в сторону дома, а вполне себе мирно полеживают рядом и беседуют. Интересно, получат выговор от командования за, так сказать, не артистичность?

В доме все кончается буквально за секунды. Под руки выводят «террористов», к дому устремляются сначала машина ГУ ФСИН, куда поместят захваченных, а затем автомобили скорой помощи и пожарных.

После штурма начался якобы пожар (из кирпичной коробки действительно валят клубы дыма) и поэтому расчет пожарных стремительно разворачивает операцию по тушению. Вода из брандспойта льется всамделишная, заливая весь дом. Сразу после этого начинают работать сотрудники МЧС, в здание входит кинолог с собакой - идет поиск оставшихся, возможно, под завалами людей.

Короче, все как в кино про террористов и заложников, только в разы быстрее и, естественно, без киношных диалогов в стиле «Мы его теряем!» или там «Отправляйся в ад!»

В жизни все выглядит не так художественно и картинно. Может быть, к счастью, может быть - наоборот.

К теракту будь готов!

По лицам присутствующих силовиков видно, что последний день учений для них был, наверное, и самым тяжелым. Во-первых - отрыв от семей и дома, полевые условия, работа с полной выкладкой. Во-вторых, впереди разбор полетов, и, кто знает, не получит ли в ходе него отдельный командир или его подразделение нагоняй. Поди, узнай, о чем думает начальство, наблюдая с командного пункта за происходящим?

Однако вышедший к прессе руководитель учений, начальник УФСБ Челябинской области Сергей Старицын увиденным, судя по всему, остался доволен. Легко и непринужденно общался с журналистами, задавшими, наверное, не самые умные с его точки зрения вопросы о том, что да как.

По его словам, повторимся, в ходе учений были отработаны условия взаимодействия различных полицейских, гражданских и специальных служб типа МЧС на случай реального ЧП, выявлены «узкие» места в охране стратегических объектов и местах массового скопления людей.

Всего привлекалось 850 сотрудников различных служб и ведомств, оценка, вынесенная по итогам руководителями, – «удовлетворительно». Это значит, что сработано было хорошо, ни одна условная закладка условного взрывного устройства не удалась, ни один захват заложников не произошел, а если произошел, то террористы поплатились за это жизнью и свободой, а заложники были освобождены.

Конечно же, жизнь не учения. И всех неблагоприятных сценариев развития событий при теракте не может предусмотреть ни один самый ученый аналитик самой крутой спецслужбы в мире. Спецслужбы (и просто службы) должны быть просто готовы, что где-то что-то когда-нибудь может рвануть в нашем неустойчивом мире. Так как нельзя этого исключить совсем, главное, быть готовыми. В том числе, как показывает опыт последних лет, и обычным гражданам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру