Особо экономные автолюбители ужимают личный бюджет, или по-новому планируют поездки. И даже «пешее» население с тревогой ждет повышения цен. Ведь то, что после удорожания топлива подскакивает ценник на все товары и услуги, — рыночная аксиома, подтвержденная практикой.
Горячий сезон — разогретые цены
Впрочем, если вдуматься, к сезонному ценовому скачку все должны были быть готовы. Без него обходится редкое лето в России. По большому счету, Южный Урал происходящие в мае в нескольких сибирских регионах проблемы обошли стороной. Ни очередей на заправках, ни лимитированного отпуска «в одни руки», вернее в один бензобак. Однако местные автолюбители вынуждены сейчас платить больше.
Официальная статистика убеждает, что рост относительно небольшой: по данным Росстата, в мае бензин марок АИ-76 (АИ-80) и АИ-92 (АИ-93 и тому подобному) стал дороже на 6,3 процента, марки АИ-95 и выше — на 5,2 процента, а дизельное топливо выросло в цене лишь на 3,5 процента.
Тем временем по поводу сложившейся ситуации чиновники кивают в сторону нефтяников, нефтяники — в сторону чиновников, а водители пеняют всем. Если вдуматься и проследить цепь событий, которые привели к нынешнему положению дел, ситуация окажется не столь однозначной — нехватку топлива и рост цен обусловили факторы, гораздо более серьезные, чем политика кого-либо из топливных гигантов или действия регуляторов рынка.
Продать нельзя оставить
Как бы ни обсуждали сверхприбыли нефтяных компаний, производство бензина — не самый легкий способ обращения нефти в рубли или доллары. Особенно если учесть, что практически вся отрасль работает на производственных мощностях, доставшихся в наследство еще с советских времен.
Новые нефтеперерабатывающие заводы за все это время, конечно, строились, правда, не очень мощные. А вот в серьезную модернизацию своих производственных мощностей вкладывались лишь крупные игроки, которых, что называется, статус обязывал.
Так, например, на Омском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем компании «Газпром нефть», не далее как в прошлом году ввели в эксплуатацию самую мощную в России и Европе установку «Изомалк-2», предназначенную для получения высококачественных бензинов «Евро-4» и «Евро-5».
Впрочем, с точки зрения государства, и небольшие нефтяные компании, и те, кто является лидерами отрасли, находятся в равных условиях. Рост налогового бремени, случившийся в начале этого года, и те и другие ощутили в равной мере. С первого января 2011 года законодатели увеличили в два раза ставки не только экспортных пошлин, но и сугубо внутренних акцизов.
К подскачившим вверх акцизам добавился НДС, увеличивший размер отчислений примерно на две тысячи рублей с тонны топлива. Так что сейчас налоги составляют примерно 60 процентов от итоговой цены на бензин и дизтопливо.
При этом стоит учесть и инфляционную составляющую вкупе с увеличившимися в этом году более чем на треть отчислениями с фонда оплаты труда, которые стали крайне неприятным обстоятельством не только для нефтяников, но и для всех отечественных бизнесменов.
Собственно, все это и привело к заметному повышению стоимости топлива нынешней зимой, хотя традиционно цены на него в холодный сезон падают. Параллельно рос и объем зарубежных поставок, поскольку цены на нефть и нефтепродукты растут на мировых рынках в два раза быстрее. И все же большая часть нефтепродуктов, уходящих на экспорт сейчас, отправляется туда вынужденно.
Продукцию, на которую ориентированы часть существующих НПЗ, попросту нельзя производить на территории страны, не нарушив при этом закон. Закон этот — новый Технический регламент, согласно которому с января 2011-го в России возможно производство топлива лишь стандарта «Евро-3» и выше.
Сами нефтяники, конечно, нашли выход — предприятия, которые не в состоянии обеспечить переработку нефти в высококачественные бензины, переориентировались на выпуск сырья для нефтехимии. Эта продукция пользуется спросом не только в России, но и активно поставляется на экспорт.
В той части топливного рынка, которая ответственна за распределение и реализацию готового продукта конечным потребителям, свои проблемы. Топливная биржа, на которой должны были закупать бензин владельцы независимых сетей АЗС, свою задачу пока не выполняет. Более того, традиционный сезонный рост спроса на ГСМ на бирже обернулся самыми обычными спекуляциями.
Трейдеры приобретали топливо «про запас», еще по низким ценам. А затем, через некоторое время, реализовывали его по более высоким и далеко не всегда на внутреннем рынке. То, что предложенная схема формирования рыночной цены на оптовые поставки топлива не сработала так, как задумывалось, признают и в правительстве.
«Одна из причин топливного кризиса — это неготовность операторов независимых АЗС, — заявил корреспондентам «Интерфакса» директор департамента по переработке нефти Минэнерго Петр Дегтярев. — Многие из них не смогли обеспечить заключение прямых контрактов с НПЗ на биржах и работали через цепочки трейдеров, которые стали разваливаться, как только начались проблемы».
Не устраивает такое положение дел не только чиновников, но и нефтепереработчиков. Во всяком случае представители крупнейших нефтяных компаний уже вышли на ФАС с предложением заморозить биржевую торговлю ГСМ. До тех пор, пока ситуация не войдет в нормальное русло.
Впрочем, лишь инициативами производители не ограничиваются. Наглядный пример, который к тому же порадует южноуральских автолюбителей, — челябинское сбытовое предприятие все той же «Газпром нефти» за май вдвое увеличило оптовую отгрузку топлива сторонним АЗС.
Справимся сами?
Чтобы нормализовать ситуацию на топливном рынке, власти уже готовы, что называется, отыграть назад — 2 июня замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов заявил журналистам «Ъ», что его ведомство уже подготовило пакет предложений, предусматривающий перенос сроков перехода на топливо экологического стандарта «Евро-3» и отмену запрета на реализацию топлива «Евро-2». Однако, по мнению отраслевых экспертов, ситуацию это не изменит.
«Даже если сократить экспорт «прямогонки» (низкооктановый бензин, используется для дальнейшей переработки в нефтехимии. — Авт.) или повысить на нее пошлины, ее некуда будет девать, —комментирует ситуацию президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. — У нефтепереработчиков попросту не хватает мощностей для переработки «прямогонки» в товарный бензин. Кроме того, на мой взгляд, это было бы несправедливым. Требования о переходе на новый регламент были озвучены давно — три года назад. И многие компании действительно вложили огромные средства в реконструкцию заводов, выпускают топливо уже 4 — 5 классов. А некоторые ничего не делали».
Так что, как ни крути, а именно от вертикально интегрированных холдингов, которые в большинстве своем успели модернизировать производство, сейчас зависит очень многое. И судя по всему, руководители ВИНКов это прекрасно понимают. Так, например, на Омском НПЗ в мае этого года увеличили выпуск высокооктановых бензинов классов «Евро-3» и «Евро-4» на 28 процентов.
Остальные заводы компании — Московский и Ярославский — весь май проработали без плановых ремонтов и будут работать в таком же режиме, бесперебойно поставляя на рынок высококачественный бензин вплоть до августа. Да и задирать цены топливные холдинги сейчас не собираются.
«Мы делаем все возможное для сохранения на своих АЗС стабильных цен, —отмечает заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти» Анатолий Чернер. — Кроме того, компания обеспечивает стабильные поставки во все регионы нашего присутствия. Ограничений по продаже нефтепродуктов на АЗС «Газпром нефти» нет».
Словом, пока что нефтепереработчики полны решимости справиться с ситуацией. Так стоит ли их останавливать?