Последняя оборона «Булата»

Кто понесет ответственность за разграбление государственной собственности?

«МК-Урал» уже неоднократно рассказывал о катастрофическом положении, в котором в последние годы оказалась производственная база некогда легендарного златоустовского завода «Булат», крупнейшего предприятия отечественного ВПК, производившего до недавнего времени реактивные снаряды новейшего поколения.

Кто понесет ответственность за разграбление государственной собственности?

Производственные здания, сооружения, оснащение и транспорт «Булата» всегда находились в госсобственности и гордо именовались в документах «мобилизационными мощностями». Предполагалось, что в любой момент в цехах «Булата» по команде верховного главнокомандующего может в полном объеме возобновиться оборонное производство боеприпасов. Особенно в случае введения в стране особого военного режима. Как пели сравнительно недавно: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…»

Несколько месяцев генеральный директор ОАО «Екатеринбургский завод «Спецавтоматика» Борис Садчиков, представители Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию средств, сооружений гражданской обороны «Экран» дочернего предприятия теруправления Росимущества по Челябинской области Владимир Диденко и Андрей Журавлев уныло бродили по цехам «Булата» и безуспешно искали те самые засекреченные от врагов «мобилизационные мощности». И вот наконец-то случилось неизбежное: убедившись в их фактическом отсутствии, был составлен акт инвентаризации по договору № 74-р от 31 января 2007 года.

Так, в цехе № 31 комиссия обнаружила всего 112 останков станков, и был сделан неутешительный вывод о том, что все данное «оборудование восстановлению не подлежит». В цехе № 7 нашлось еще 42 раскуроченных станка и приспособления, но и это умерщвленное оборудование, по мнению комиссии, восстановлению уже не подлежит.

Похожая ситуация и в бывших производственных цехах № 8, 13, 5, 18, 19, 20. И только 96 станков в здании центральной заводской лаборатории находились на момент инвентаризации «в исправном состоянии на 80 процентов». А вот остальные 383 единицы найденного оборудования из «государственных мобилизационных мощностей» были признаны абсолютно не подлежащими восстановлению. И это все, что осталось от примерно пяти с половиной тысяч дорогостоящих станков и иных агрегатов оборонного производства.

***

Схожая неблагополучная ситуация была зафиксирована и при обследовании технического состояния ведения эксплуатационной и нормативно-технической документации при эксплуатации электрохозяйства ООО «ЗлатЭнергоТелеком» (вид деятельности - передача электроэнергии), входящего в холдинг «Производственное объединение имени Ивана Бушуева» и развернувшегося на производственной базе бывшего «Булата».

Трансформаторные подстанции № 1 и 6 отключены от электроснабжения «по причине хищения электрооборудования – разграблены (переданы по договору хранения с ЗАО «Златмуфта», входящего в состав «ПО имени И.Бушуева» от 01.12.2004 № 1866у). Трансформаторная подстанция № 10 не в работе.

Двери заварены, трансформатор демонтирован, РУ-0,4 кВ разукомплектовано из-за хищения электрооборудования» (переданы по договору хранения с ЗАО «ПО имени И.Бушуева от 12.04.2005 № 1005-р). В цехе № 31 комплектные трансформаторные подстанции № 26, 28, 27, 30 тоже разграблены. Серьезные проблемы выявлены практически на всех энергоблоках.

Сегодня сотрудники надзорных и правоохранительных органов пытаются выяснить, когда же «мобилизационные мощности «Булата» приказали долго жить. Возьмем для этого акт проверки наличия федерального имущества, не включенного в уставный капитал ОАО «Булат» от 1 февраля 2006 года.

Этот серьезный документ утвердил своей подписью и печатью руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным агентством имуществом по Челябинской области Александр Власов. Руководителем рабочей группы стал его заместитель Алексей Уткин.

А в ее состав включили еще пятерых ведущих специалистов теруправления и заместителя генерального директора ЗАО «ПО имени И.Бушуева» Марину Черемисину.

Рабочая группа, заглянув с ужасом в решение Челябинского областного комитета по управлению госимуществом от 30 июня 1994 года № 195 плана приватизации государственного предприятия «Производственное объединение «Златоустовский машиностроительный завод «Булат», увидела, что в федеральной собственности все еще оставалось имущество мобилизационного назначения на сумму 41 миллион 144 тысячи рублей в ценах по состоянию на 1 июля 1992 года.

В эту сумму входило 265 единиц производственных зданий, помещений и сооружений, находящихся на основной промплощадке предприятия. Рабочей группой был подготовлен перечень федерального движимого имущества мобилизационного назначения, переданного в свое время ОАО «Завод «Булат» по договору аренды от 30 апреля 1998 года.

Рабочая группа, члены которой по закону обязаны были присматривать за госсобственностью, констатировали, что «в настоящее время федеральное имущество от ОАО «Завод «Булат» не возвращено, сам ОАО «Завод «Булат» находится в процедуре банкротства». А о том, как проводилась приватизация на Южном Урале, вспоминать не велено – «пересмотра итогов приватизации не будет».

При этом рабочая группа признала, что ею «установлено, что в составе имущества, проданного различным коммерческим структурам, имеется имущество мобилизационного назначения как переданное, так и не переданное в аренду ОАО «Завод «Булат» Рабочая группа считает необходимым проинформировать правоохранительные органы о выявленных фактах».

***

Руководитель рабочей группы, проводившей проверку наличия и сохранности федерального имущества на руинах оборонного производства «Булат», Алексей Уткин, конечно же, пребывал в сложном положении. Ведь именно он 12 апреля 2005 года и 1 декабря 2005 года подписал два уникальных в мировой бизнес-практике договора - № 1005-р и 1866-у - о безвозмездной передаче на хранение 186 основных производственных фондов, зданий и сооружений на территории бывшего ОАО «Булат», являющихся государственной собственностью Российской Федерации, производственному объединению имени Ивана Бушуева и входящему в его структуру ЗАО «Златмуфта».

При этом генеральный директор ПО имени И.Бушуева Валерий Томея принял на себя всю ответственность за наличие, сохранность и целевое использование переданных ему на «хранение» госценностей. Сегодня решается вопрос о том, кто будет нести за все это ответственность. Вопрос о том, куда все эти годы смотрели соответствующие организации, почему-то не поднимается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру