В ожидании хозяина

Несмотря на то что питомцам домашних приютов живется куда лучше, чем их бродячим сородичам, каждый из них мечтает обрести собственный дом

Эти глаза, полные надежды и мольбы о помощи, мы видим каждый день. Даже пострадав от действий человека, пережив предательство, большинство уличных животных не перестают доверять людям.

Несмотря на то что питомцам домашних приютов живется куда лучше, чем их бродячим сородичам, каждый из них мечтает обрести собственный дом

Сегодня, когда за окном морозы, они особенно нуждаются в нашей помощи. Однако вопрос о том, что делать с брошенными кошками и собаками, пока остается открытым. Государственного приюта в Челябинской области нет, а домашние, созданные силами энтузиастов, переполнены. В одном из таких приютов побывали наши корреспонденты.

Потребность делать добро заложена в нас генетически. Поэтому практически каждый мой рассказ о деятельности местных защитников животных заканчивается фразой: «У нас во дворе (возле офиса / в саду) тоже кошечка (собачка) живет, пусть заберут ее».

На этом люди считают свою миссию выполненной. Некоторые еще добавляют, что готовы дать рублей 500 на корм или купить его. На предложение сфотографировать зверюшку откликаются немногие. А когда узнают, что желательно еще самостоятельно размещать объявления, возить питомца к ветеринарам, искать хозяев, быстренько переводят тему на какую-нибудь другую.

Когда-то с этого начиналась и моя зоозащитная деятельность: увидев на улице больную кошку, я усадила ее в машину и принялась звонить в одну из «Потеряшек». Но оказалось, что мест в челябинских приютах для моей кисы нет. Пришлось самостоятельно везти ее в клинику, лечить, а потом искать хозяина. К счастью, таковой нашелся через полторы недели.

Как выяснилось, сделать доброе дело не так-то сложно, если этим серьезно заниматься. С тех пор прошло более двух лет, в течение которых мы с единомышленниками (они нашлись на работе) пристроили более 10 кошек. Плюс периодически помогали активистам с форумов деньгами и перевозками на машине. И после каждой успешной или не очень истории слышали: «Почему же вы их просто в приют не сдали?»

Якобы там обязаны брать. Именно для того, чтобы показать, что представляют собой челябинские приюты, мы с фотокорреспондентом посетили один из них. С виду это обычный частный дом. И только оказавшись у входной двери, по дружному лаю можно понять, что за ней тебя встречают не две и не три собаки. Как выяснилось, компанию им составляют и кошки.

Все (за исключением живущих в вольерах во дворе больших собак, которых дома держать нельзя) свободно передвигаются из комнаты в комнату. Иногда задирают друг друга, но в целом ведут себя мирно. И очень любят гостей. Это мы поняли сразу, как только зашли. Лапы лохматых питомцев оказались сначала у меня на коленках, а потом на груди и на спине.

Вообще-то, как признается хозяйка приюта, кошки и собаки не должны содержаться вместе, потому что сегодня они сидят мирно, а завтра дело может дойти и до кровопролития. Но второго дома, чтобы открыть еще один приют, у женщины нет. К тому же она научилась отличать животных, которые представляют для других четвероногих угрозу и должны быть изолированы. Активно помогать братьям меньшим наша собеседница начала около двух лет назад.

— Начиталась историй на форуме сайта Dogandcat.ru, сначала одного взяла, затем другого, потом третьего — и пошло, — рассказала она. — Сейчас у меня 24 собаки, восемь из которых — инвалиды. Плюс около 30 кошек.

Животные в этом приюте самые разные — от крохотного щеночка до большого белого красавца Бима, подволакивающего заднюю лапу.

— Я его на усыпление везла после аварии, — призналась зоозащитница. — Думала, не «соберем». Но он выжил. Только восстановился не до конца. В холода лапку поджимает. Хотя ему это нисколько не мешает радоваться жизни.

Еще в этом приюте слепая собака, кошка без задних лап, хвоста и одного уха (их ей отрубили ради забавы), а также пес, который в результате аварии заработал недержание. На улицу такого зверя не выпустить — будет постоянно мокрый бегать, держать дома — для человека с обычным мировоззрением тоже не вариант. Найти хозяев для таких питомцев практически нереально. Впрочем, любую взрослую собаку пристроить нелегко. За два года хозяйке приюта удалось найти семьи для 15 собак и 30 кошек. Всех отдавала стерилизованными. Некоторых возвращали, других приходилось забирать самостоятельно.

— Взяла у нас как-то девушка щенка, — рассказала собеседница. — Я всегда стараюсь проследить судьбу своих питомцев, но тут другой район. Не будешь же к каждому в гости ездить. Я позвонила, сказали, что все хорошо. А потом соседи рассказали, что наш щенок бегает по улице без присмотра. Его выбросили без объяснения причин. Но есть и ответственные люди. К примеру, недавно отдала кота молодому человеку. Думала, не оставит он его у себя. Он и гадил, и шторы рвал. Но парень оказался терпеливым, недавно написал, что котик в лоток начал ходить. Я так порадовалась!

— У вас столько животных, наверное, много денег уходит. Вам кто-то помогает? — поинтересовалась я.

— Мы с мужем работаем, на еду им хватает. Неравнодушные люди помогают кормом и при необходимости лечением. В последнее время о приюте узнают по теме в «ВКонтакте». Иногда что-нибудь привозят. Но чаще звонят и предлагают взять кошку, собаку или щенка. Я им на это отвечаю: «А себе не хотите взять?» — «Но у вас же приют», — отвечают мне. «Так что вам мешает сделать приют из своей квартиры?» — «Я не могу взять собаку, у меня кошка». — «А у меня 30 кошек…» Но я и правда не могу взять всех.

Почему-то в нашей стране многие хотят даже добрые дела делать чужими руками. Но пока в Челябинске есть люди, способные так самоотверженно помогать братьям меньшим, превращая собственное жилье в приюты, можно с уверенностью говорить — не все потеряно. Есть надежда, что когда-нибудь на смену так называемому приемнику, где бродячих животных убивают за бюджетные деньги, придет более цивилизованная структура.

Например, работающий под эгидой государства, но на спонсорские средства приют, где братьев меньших будут лечить и предлагать хозяевам. Ну а для начала каждому из нас можно попытаться помочь хотя бы одному уличному животному — покормить (хорошее питание — спасение от морозов), поискать для него надежных хозяев или хотя бы до окончания холодов запустить в теплый подъезд.

* * *

Сейчас в этом домашнем приюте 24 собаки, восемь из которых — инвалиды. Плюс около 30 кошек. Есть слепая собака, кошка без задних лап, хвоста и одного уха (их ей отрубили ради забавы), а также пес, который в результате аварии заработал недержание…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру