По данным челябинского ГУФСИН, в беспорядках приняло участие несколько сотен (до 250) зэков. Они отказались вечером 24 ноября покинуть плац, а позже даже захватили одну из караульных вышек, где разместили самодельный плакат с призывом «Люди, помогите!» К стенам колонии подтянулись родственники и друзья отбывающих наказание, при этом, как утверждают очевидцы, многие были нетрезвы (об этом, в частности, есть запись в ЖЖ уполномоченного по правам человека на Южном Урале Алексея Севастьянова). Кстати, администрация колонии и стянутый к ней ОМОН, видимо, до последнего не хотели применять силу. Но в какой-то момент все-таки вынуждены были это сделать и в результате разогнали толпу под стенами колонии. Здесь опять приходится выбирать между двумя версиями: пострадавшие от дубинок ОМОНа люди говорят, что служивые месили всех без разбору, били даже женщин, у автомобилей разбиты лобовые стекла и так далее (при этом в одном находился маленький ребенок. Вопрос: а зачем на такую акцию тащить с собой ребенка?! Чтобы как живой щит использовать? – Авт.). Сотрудники ОМОНа и ГУФСИН по понятным причинам говорят, что действовали в рамках должностных инструкций, которые, кстати, никто никогда в глаза не видел, может, они согласно инструкции и убить могут, в общем, все в рамках закона и прочее. Кстати, позже в одной из записей очевидец событий Алексей Севастьянов задавался вопросом, почему, мол, ОМОН не начал действовать раньше, а довел ситуацию до силового решения. Не знаем, возможно, у силовиков были на это свои причины, а возможно, просто ждали команды. Сказать трудно, информации объективной - всего ничего.
Из-за чего произошла, как выражаются в блатной среде, «разморозка» зоны? Заключенные утверждают, что у них вымогали деньги, подвергали издевательствам, при этом занимались подобными делами не только сотрудники режимного учреждения, но и другие зэки, которые входили в так называемые СДиПы (секция дисциплины и порядка). Предоставим слово Алексею Севастьянову. «Одной из причин волнений послужила информация о том, что заключенного Георгия Д. избили в следственном изоляторе. Как уполномоченный по правам человека я провел встречу с осужденным Георгием Д. С его согласия проведена фото- и видеосъемка (смотрите материалы ниже). На фотографиях отлично видно, что на теле нет следов побоев. Факты его избиения осужденный полностью отрицает. Есть жалобы по медицинской части - это медицинское обследование кишечника и брюшной полости в связи с болями. Буду настаивать на его комплексном обследовании. Была организована переговорная площадка с лидерами акции неповиновения в жилой зоне. В числе основных жалоб: вымогательство денег, наличие СДИПов, а также пытки. Всю изложенную информацию, безусловно, необходимо проверять и в каждом конкретном случае разбираться индивидуально. Но можно сделать вывод, что существует достаточно серьезный конфликт между администрацией и заключенными», - написал позже он в своем блоге.
Вернувшись из деловой поездки в Германию, губернатор области Михаил Юревич дал собственную оценку происходящему. «Ситуация в колониях напряженная. Сейчас сложно выяснить все детали произошедшего. Но в целом – прежним руководством ГУФСИН построена система, которая будоражит всю страну. Массовые случаи избиения и издевательств, самоубийств. Разобраться нужно очень серьезно. В области начальник ведомства назначен совсем недавно, мы не можем предъявлять пока ему претензии. Но сама система, очевидно, порочна, и ее нужно менять», - заявил губернатор.
Сейчас, повторимся, насколько известно из официальных источников, ситуация в колонии стабилизировалась. Возможно, сами участники событий из числа заключенных считают по-другому, но связи с ними нет. Проводится доследственная проверка по факту беспорядков, после нее будет принято процессуальное решение. Читай – возбуждать или нет уголовное дело против зачинщиков беспорядков.
Хорошо, что обе стороны конфликта повели себя сдержанно, раненых и тем более убитых, к счастью, не было.
Но проблемы, конечно же, остались, будем следить за развитием событий.