На заседании под председательством двух президентов - Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева выступил губернатор Челябинской области с темой развития внешнеэкономических связей и транспортно-логистической сферы Южного Урала.
В рамках форума на выставке Челябинская область представила экспозицию, на которой презентовала еще четыре крупных экономических проекта, связанных с Казахстаном. Центральная часть была отведена под проект транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», реализующийся совместными усилиями Челябинской области, Китая и Казахстана. Также регион презентовал свой центр субконтракции, проект «Международная биржа субконтрактов» и проект «Сетевой университет ШОС» при участии Южно-Уральского государственного университета.
Территория инвестиций
Многолетнее сотрудничество Челябинской области и Республики Казахстан носит стратегический характер. По словам Михаила Юревича, для нашего региона это не только добрый сосед, но и крупнейший внешнеэкономический партнер. Во внешнеторговом обороте области Казахстан занимает первое место. В 2012 году он составил почти 3 млрд долларов. Это наивысший показатель за последние годы.
Сегодня появились дополнительные возможности, чтобы укрепить и расширить это партнерство. В рамках Таможенного союза значительно упростилась процедура грузоперевозок, уменьшились простои транспорта на границе. Региональные соглашения о сотрудничестве подписаны с акиматами Астаны, Алматинской и Костанайской областей. Все эти меры позволяют предприятиям мобильно взаимодействовать между собой, снижать издержки, развивать систему контрактации, торговых и сервисных центров.
На Южном Урале сложился достаточно крупный пул предприятий, которые активно работают в Казахстане. Прежде всего это металлургические предприятия во главе с Магнитогорским комбинатом.
Продукцию машиностроения в Казахстан поставляют около двадцати предприятий. Здесь большой простор для взаимодействия, в том числе для промышленной кооперации. Например, в текущем году на Семипалатинском автосборочном заводе открыто предприятие по контрактной сборке автомобилей «Урал». Планируется собирать порядка 400 автомобилей в год. Такой же сборочно-дилерский центр имеет в Казахстане Челябинский тракторный завод.
Республика Казахстан, со своей стороны, также наращивает экономическое присутствие в нашем регионе. Рассчитываем, что к концу года цифра по объему инвестиций удвоится. В области работают 88 предприятий, среди учредителей которых физические и юридические лица Казахстана.
Для инвесторов создан наиболее благоприятный режим сотрудничества.
- Мы предоставляем свободные промышленные площадки для организации производства, обеспечиваем административное и информационное сопровождение, – отметил Юревич. - Также нас объединяет совместная работа по подготовке профессиональных кадров на базе ведущих вузов. Сегодня в Челябинской области обучается более тысячи студентов из Республики Казахстан. Развивается взаимодействие по линии бизнес-инкубаторов и технопарков. Наметилась устойчивая тенденция к росту совместных проектов в высокотехнологичных отраслях, в секторах с высокой добавленной стоимостью. Это прежде всего производство оборудования, спецтехники, электроники. Есть совместные проекты в стройиндустрии, энергетике, промышленной переработке сельскохозяйственной продукции. Яркий пример – успешная работа в Челябинской области казахской агропромышленной компании «Иволга-холдинг».
Прорыв в логистике
Особая ставка сделана на строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Это ключевое звено масштабного международного проекта. Он предусматривает прямой транспортный коридор между Китаем, Казахстаном и Россией.
Для Челябинской области это настоящий логистический прорыв. Он также позволит максимально загрузить транспортные сети Казахстана, увеличить объемы межгосударственных грузоперевозок. А главное – сделать более доступными наши товары в рамках Таможенного союза.
Проект был представлен на саммите стран Шанхайской организации сотрудничества летом 2012 года. На сегодняшний день идет реализация первого этапа стоимостью 120 млн евро. Подписано соглашение с Казахскими железными дорогами об организации «зеленого коридора» для контейнерных поездов. Первый груз ТЛК «Южноуральский» примет осенью будущего года. В дальнейшем вокруг комплекса появятся промышленные площадки для сборочных предприятий и сервисных компаний.
- Многие казахские компании высказали свою заинтересованность в проекте в ходе работы региональных торгово-промышленных палат, других объединений. По этой линии у нас взаимодействие очень плотное, – подчеркивает губернатор Челябинской области. - Например, только в 2012 году было проведено более 170 встреч, совместных мероприятий, выставок. В текущем году график также насыщенный. В общей сложности планируется подписать порядка тридцати новых соглашений.
Есть ряд проблемных моментов. В первую очередь они связаны с взаимным признанием российских и казахских сертификатов качества на продукцию. На сегодняшний день этого нет. Поэтому возникают сложности при рассмотрении тендерной документации при госзакупках. Также дальнейшее развитие должна получить работа по экспертизе происхождения товаров и взаимному их продвижению. Уверен, что в рамках форума будут найдены оптимальные и взаимовыгодные решения.