Мы сейчас скажем крамольную вещь, но сказать ее необходимо, потому что, по понятным причинам, ни одна из задействованных вокруг предприятия сил честно в этом признаться не может. Действует правило пресловутой политкорректности, и все игроки вынуждены говорить о социальной ответственности, спасении предприятия, коллектива etc.
Нам легче, поэтому мы прямо и честно говорим: в том виде, в котором сегодня существует и функционирует ОАО «Златоустовский металлургический завод», предприятие никому не нужно. Не нужен ни такой объем выпускаемой продукции, не нужно такое количество рабочих мест, предоставляемых предприятием, не нужны все операции в коммунальной сфере, которые идут через заводские коммуникации (тепло, электричество и т. д.) и сжирают гигантские ресурсы.
Теперь по существу. Наша позиция вовсе не является людоедской, и мы совсем не призываем выкидывать людей пачками на улицу, а в разгар отопительного сезона отключать полгорода от сетей. Конечно же, резкие телодвижения такого рода недопустимы, здесь говорить не о чем. Завод скорее необходимо вводить в нормальную процедуру банкротства, после чего он сможет избавиться от долгов и приступить к нормальной модернизации. С прицелом в дальнейшем занять свою узкую нишу на рынке высококачественных, легированных сталей.
Вы не поверите, но последняя новость на сайте завода, датированная ноябрем 2013 года, рассказывает о том, что стану 400 на предприятии... исполнилось 90 лет. С гордостью, причем, пресс-служба подает эту новость, вот, мол, какие мы, отремонтировали и продолжаем работать! Кажется, любому вменяемому человеку понятно, что столь почтенным возрастом оборудования надо не гордиться, а плакать, они бы еще демидовскими технологиями похвастались, то-то смеху бы было.
Поэтому неудивительно, что за четыре с небольшим года у завода сменилось два собственника, которые, поддавшись уговорам властей, сначала вроде бы принимали предприятие на свой баланс (о, конечно же, при этом раз за разом звучали великолепные вещи о стратегическом инвесторе, о будущей долгой жизни предприятия под крылом нового собственника и прочее, прочее), а затем не знали, как от него избавиться. Так было с группой «Эстар», так получилось и с группой «Мечел». У обоих собственников, кстати, проявились и схожие проблемы, напрямую отразившиеся на судьбе ЗМЗ. В период кризиса 2008 года собственники компании «Эстар» сами оказались в предбанкротном состоянии, и поэтому все усилия и даже угрозы тогдашнего губернатора Петра Сумина в адрес владельцев «Эстара» пропали втуне. Так или иначе, с помощью вмешательства федерального центра, руководству которого новое «Пикалево» в Златоусте было не нужно, ЗМЗ удалось едва ли не насильно всучить Игорю Зюзину («Мечел»). Тому самому, которому президент Владимир Путин незадолго до этих событий сулил прислать «доктора» и зачистить все его проблемы.
Отложенная проблема ЗМЗ и его модернизации по наследству перешла от Сумина к губернатору Михаилу Юревичу. Ситуация осени прошлого года зеркально повторила ситуацию осени 2008 года. У собственника — группы «Мечел», закредитованной по самое, как говорится, не могу, в 2013 году начались проблемы с возвратом кредитов, и Зюзину стало не до ЗМЗ и его проблем. Надо спасать собственный бизнес, основной, так сказать, а периферийное предприятие в провинции пусть спасается как может.
На горизонте появился очередной «спаситель» - «Красный Октябрь» из Волгограда. На сколько этой компании хватит, покажет время, однако, думается, что и «Красный Октябрь» сегодня не в состоянии без существенных потерь для себя «вытянуть» повисшие на ЗМЗ долги. Они, по некоторым данным, оцениваются на уровне в 25 миллиардов рублей по производственному комплексу (то есть в первую очередь потребленные ресурсы, расчеты с поставщиками и т. д.) и в 4,5 миллиарда рублей — по имущественному (налоги, недоимки и прочие сборы).
В общем, повторимся, выход для ЗМЗ видится лишь в кардинальной модернизации предприятия, жесткой процедуре банкротства, массовом сокращении персонала. Это болезненный путь, но его необходимо пройти, в противном случае ЗМЗ и работающие на предприятии люди обречены постоянно жить в состоянии кризиса. Можно обратиться к мировому опыту: через закрытие и последующую модернизацию (если в этом есть смысл) прошли десятки предприятий в Америке и Европе, можно вспомнить некогда славную автомобильную столицу США город Детройт, пейзажи которого ныне напоминают декорации фильмов о конце света. Необходимо честно признаться хотя бы самим себе: промышленные предприятия, как и люди, проходят все жизненные циклы - от рождения, становления до умирания. Возможно, случай ЗМЗ как раз из этой серии, возможно, нет; ясно лишь одно: в том виде, в котором завод существовал прежде, существовать он не может.
К сожалению, как уже отмечалось, признать открыто данный факт мало кто решается, а значит, нас всех ждет продолжение сериала под названием «Спасение Златоустовского металлургического завода»...