Разруха в головах

Снова кризис на ОАО «Златоустовский металлургический завод», снова волнения среди населения и рабочих, снова звучат крики о спасении предприятия, являющегося градообразующим, и опять областная власть в лице губернатора и региональная в лице полпреда вынуждены вмешиваться, чтобы не допустить социальных потрясений.

Есть ли выход для спасения завода или он обречен?

Снова кризис на ОАО «Златоустовский металлургический завод», снова волнения среди населения и рабочих, снова звучат крики о спасении предприятия, являющегося градообразующим, и опять областная власть в лице губернатора и региональная в лице полпреда вынуждены вмешиваться, чтобы не допустить социальных потрясений.

Мы сейчас скажем крамольную вещь, но сказать ее необходимо, потому что, по понятным причинам, ни одна из задействованных вокруг предприятия сил честно в этом признаться не может. Действует правило пресловутой политкорректности, и все игроки вынуждены говорить о социальной ответственности, спасении предприятия, коллектива etc.

Нам легче, поэтому мы прямо и честно говорим: в том виде, в котором сегодня существует и функционирует ОАО «Златоустовский металлургический завод», предприятие никому не нужно. Не нужен ни такой объем выпускаемой продукции, не нужно такое количество рабочих мест, предоставляемых предприятием, не нужны все операции в коммунальной сфере, которые идут через заводские коммуникации (тепло, электричество и т. д.) и сжирают гигантские ресурсы.

Теперь по существу. Наша позиция вовсе не является людоедской, и мы совсем не призываем выкидывать людей пачками на улицу, а в разгар отопительного сезона отключать полгорода от сетей. Конечно же, резкие телодвижения такого рода недопустимы, здесь говорить не о чем. Завод скорее необходимо вводить в нормальную процедуру банкротства, после чего он сможет избавиться от долгов и приступить к нормальной модернизации. С прицелом в дальнейшем занять свою узкую нишу на рынке высококачественных, легированных сталей.

Вы не поверите, но последняя новость на сайте завода, датированная ноябрем 2013 года, рассказывает о том, что стану 400 на предприятии... исполнилось 90 лет. С гордостью, причем, пресс-служба подает эту новость, вот, мол, какие мы, отремонтировали и продолжаем работать! Кажется, любому вменяемому человеку понятно, что столь почтенным возрастом оборудования надо не гордиться, а плакать, они бы еще демидовскими технологиями похвастались, то-то смеху бы было.

Поэтому неудивительно, что за четыре с небольшим года у завода сменилось два собственника, которые, поддавшись уговорам властей, сначала вроде бы принимали предприятие на свой баланс (о, конечно же, при этом раз за разом звучали великолепные вещи о стратегическом инвесторе, о будущей долгой жизни предприятия под крылом нового собственника и прочее, прочее), а затем не знали, как от него избавиться. Так было с группой «Эстар», так получилось и с группой «Мечел». У обоих собственников, кстати, проявились и схожие проблемы, напрямую отразившиеся на судьбе ЗМЗ. В период кризиса 2008 года собственники компании «Эстар» сами оказались в предбанкротном состоянии, и поэтому все усилия и даже угрозы тогдашнего губернатора Петра Сумина в адрес владельцев «Эстара» пропали втуне. Так или иначе, с помощью вмешательства федерального центра, руководству которого новое «Пикалево» в Златоусте было не нужно, ЗМЗ удалось едва ли не насильно всучить Игорю Зюзину («Мечел»). Тому самому, которому президент Владимир Путин незадолго до этих событий сулил прислать «доктора» и зачистить все его проблемы.

Отложенная проблема ЗМЗ и его модернизации по наследству перешла от Сумина к губернатору Михаилу Юревичу. Ситуация осени прошлого года зеркально повторила ситуацию осени 2008 года. У собственника — группы «Мечел», закредитованной по самое, как говорится, не могу, в 2013 году начались проблемы с возвратом кредитов, и Зюзину стало не до ЗМЗ и его проблем. Надо спасать собственный бизнес, основной, так сказать, а периферийное предприятие в провинции пусть спасается как может.

На горизонте появился очередной «спаситель» - «Красный Октябрь» из Волгограда. На сколько этой компании хватит, покажет время, однако, думается, что и «Красный Октябрь» сегодня не в состоянии без существенных потерь для себя «вытянуть» повисшие на ЗМЗ долги. Они, по некоторым данным, оцениваются на уровне в 25 миллиардов рублей по производственному комплексу (то есть в первую очередь потребленные ресурсы, расчеты с поставщиками и т. д.) и в 4,5 миллиарда рублей — по имущественному (налоги, недоимки и прочие сборы).

В общем, повторимся, выход для ЗМЗ видится лишь в кардинальной модернизации предприятия, жесткой процедуре банкротства, массовом сокращении персонала. Это болезненный путь, но его необходимо пройти, в противном случае ЗМЗ и работающие на предприятии люди обречены постоянно жить в состоянии кризиса. Можно обратиться к мировому опыту: через закрытие и последующую модернизацию (если в этом есть смысл) прошли десятки предприятий в Америке и Европе, можно вспомнить некогда славную автомобильную столицу США город Детройт, пейзажи которого ныне напоминают декорации фильмов о конце света. Необходимо честно признаться хотя бы самим себе: промышленные предприятия, как и люди, проходят все жизненные циклы - от рождения, становления до умирания. Возможно, случай ЗМЗ как раз из этой серии, возможно, нет; ясно лишь одно: в том виде, в котором завод существовал прежде, существовать он не может.

К сожалению, как уже отмечалось, признать открыто данный факт мало кто решается, а значит, нас всех ждет продолжение сериала под названием «Спасение Златоустовского металлургического завода»...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру