В Челябинск пришла «оттепель»

Кинофестиваль «Полный артхаус» помимо конкурсной программы устроил ретропоказ отечественных фильмов 60-х годов.

Удивительное совпадение, но открытие второго всероссийского фестиваля авторского кино в Челябинске совпало с приходом в наш город оттепели.

Кинофестиваль «Полный артхаус» помимо конкурсной программы устроил ретропоказ отечественных фильмов 60-х годов.
Фото Сергея КОЛЯСКИНА.

Почти что весенняя капель, яркое солнце и свежий прозрачный воздух пришлись как нельзя кстати. На фоне благоприятной погоды в городе происходят настоящие чудеса. Одним из ярких событий в культурной жизни столицы Южного Урала стал кинофестиваль с участием настоящих звезд!

Город киноманов

Неделя авторского кино проходит при поддержке управления культуры администрации Челябинска. На открытии начальник управления культуры Дмитрий Назаров отметил важность фестиваля для нашего города:

– Особенно приятно, что 2014 год, объявленный Годом культуры, начинается подобной акцией. Мы надеемся, что второй всероссийский фестиваль будет не хуже первого и добрая традиция продолжится.

Киновед и художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров указал на неподдельный интерес к «Полному артхаусу» со стороны московских кинематографистов, которые удивлены тем, что акция всероссийского масштаба финансируется в Челябинске исключительно из местного бюджета. По этой причине не все желающие смогли приехать, однако организаторы добились того, что каждый фильм фестиваля будет представлен либо режиссером, либо актерами, задействованными в картине.

– Специальное событие фестиваля – картину Алексея Германа «Трудно быть Богом» представят главный редактор киностудии «Ленфильм» Светлана Кармалита и народный артист РФ Евгений Горчаков, ярким событием станет премьера фильма «Процесс» по роману Ф.Кафки, а на закрытие мы ждем молодого, но уже достаточно известного актера Андрея Мерзликина, – добавил Вячеслав Шмыров.

По мнению организаторов кинофестиваля, Челябинск – очень благополучный город в кинотеатральном отношении: здесь есть и мультиплексы, и сеть камерных некоммерческих залов для показа авторского кино, есть и серьезный зритель.

«Шестидесятники» в моде

– Очень приятно, – продолжил художественный руководитель фестиваля, - что большой ажиотаж у челябинской публики вызвала картина Тодоровского «Оттепель». Зрители, в том числе молодежь, развернулись лицом к той эпохе. Именно поэтому в рамках фестиваля решено было показать ретроспективу «Кино оттепели. Апология стиля». Двенадцать фильмов шестидесятых - семидесятых годов могут посмотреть челябинцы в рамках этой программы.

Одним из самых ярких гостей фестиваля стал народный артист России, актер и режиссер Андрей Смирнов, автор таких замечательных фильмов, как «Белорусский вокзал», «Верой и правдой», «Жила-была одна баба». Массовый зритель помнит его по главной роли в фильме «Дневник его жены», посвященном великому писателю Ивану Бунину. Недавно Андрей Сергеевич снялся в телесериале «Оттепель», где сыграл отца главного героя - Хрусталева. Андрей Смирнов во многом похож на своих киногероев, он такой же прямолинейный, в какой-то степени жесткий человек. А еще он настоящий мастер, профессионал, который не боится говорить правду, какой бы горькой она ни была. Он требователен к другим, но прежде всего к самому себе. «МК-Урал» удалось задать мэтру несколько вопросов, и первый был, конечно же, о перспективах отечественного кинематографа.

Андрей Смирнов - почетный гость кинофестиваля "Полный артхаус". Фото Сергея КОЛЯСКИНА.

- Я думаю, что российский кинематограф – утопленник, которого мы вспоминаем только на фестивалях. И я не знаю, как выкачать воду из его легких, – высказался Андрей Сергеевич. - Кино в России полностью колонизовано. На экраны выходит 380 голливудских премьер в год (обратите внимание: это больше, чем дней в году), и программа их расписана вперед на пятилетку. Ведущие менеджеры ведущих прокатных компаний признаются, что появление русской ленты при таком раскладе – это финансовая катастрофа для них, которую нечем восполнить. С такой ситуацией я столкнулся лично, когда выходила в свет картина «Жила-была одна баба».

- Каков портрет сегодняшнего зрителя?

– Люди старше тридцати вообще не ходят в кинотеатры. Залы заполнены пацанами и девчонками, жующими жареную кукурузу, от одного запаха которой сворачивается пленка. Кинотеатры полностью исчезли из сельской местности и городов с численностью населения менее пятисот тысяч. Молодому режиссеру сегодня вынырнуть из того подземелья, где он учился, почти нереально. Единственная возможность – снимать сериалы. Но сериал – это жесточайший диктат продюсеров, у которых единственная цель – нажива. Ребята работают по 17 - 20 часов в день и после двух-трех сериалов становятся импотентами в художественном отношении.

Но Россия – своеобразная страна. И она наперекор всему продолжает производить таланты, так же как продолжает производить красивых женщин. Как будто вопреки объективной реальности, каждый год появляются новые и новые талантливые имена и новые, вполне добротные, в том числе артхаусные, картины.

- Вы согласны, что кино времен «оттепели» действительно является апологией стиля, как заявлено в программе кинофестиваля?

- Я не кинокритик. Но на моих глазах отечественный кинематограф из каменного (сталинских времен) превратился в человеческий. Мы окончили ВГИК в лихое время. Тогда снимались пять-шесть картин и одна была страшнее другой. Прорывом стал фильм «Летят журавли». Я считаю его одним из самых лучших фильмов «оттепели». А дальше наши товарищи стали защищать дипломы во ВГИКе - Александр Митта, Алексей Серебряков, Лариса Шепитько, Элем Климов, Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая… Целая плеяда молодых режиссеров. Их фильмы появлялись на протяжении последующих 10 - 15 лет, многие, конечно, остались на полке. Постепенно отечественный кинематограф обрел человеческие черты. Стал появляться индивидуальный стиль. В какой-то степени громкое определение «апология стиля» действительно подходит временам «оттепели». Но не мне об этом судить. Многие считают, что был великий советский кинематограф. По-моему, это бред. Производительность в брежневские времена составляла 150 картин в год, а востребовано зрителем было от силы 10 - 15 фильмов. Из них три авторских, остальные коммерческие, такие как, например, комедии Гайдая или «Пираты ХХ века».

Но ведь это лишь 10 процентов всей продукции! Для кого снималось остальные 90 - неизвестно. Для начальства или для тех, кто снимал?..

- Поделитесь впечатлениями от съемок в сериале «Оттепель». Насколько точно у создателей получилось воссоздать атмосферу тех лет?

- Это талантливый сериал, с изумительной женской группой. Я не помню еще ни одного фильма, где было бы такое блистательное созвездие актрис. Одна талантливее другой. Та, что поет песню к кинофильму, в одночасье стала звездой. За главной героиней Анной Чиповской режиссеры сегодня в буквальном смысле охотятся. Бесподобна Виктория Исакова. Насчет воссоздания атмосферы - вопрос не имеет смысла. Каждый из тех, кто жил в то время, может по-своему «поиграться». Какое это имеет значение для картины, где очень убедительно, талантливо воссоздан целый мир эпохи 60-х таким, каким его видят создатели. Мне кажется, надо быть благодарным съемочной группе за этот подарок. А думать над тем, в какой степени фильм соответствует газете «Правда»… А зачем?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру