Событие было приурочено к 20-летию компании «НОВАТЭК», которую с музыкантами связывают давние партнерские отношения. Но состоявшийся визит «Солистов…» стал подарком не только сотрудникам компании, но и всем любителям классической музыки в Челябинске.
Маэстро вместе со скрипачом Андреем Поскробко солировал в концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта с оркестром, а во втором отделении выступил как дирижер. В завершение вечера творческий сюрприз в виде аранжировок в венском и венгерском стиле популярной мелодии Happy Birthday развеселил публику. Долго в зале не стихали аплодисменты, а артистов не хотели отпускать со сцены…
Перед концертом Юрий Башмет дал небольшую пресс-конференцию, на которой поделился своими воспоминаниями о первом визите в Челябинск…
«Эту поездку не забуду никогда»
Первый визит маэстро в Челябинск состоялся еще в 1970-е годы, но эту поездку, как признается Башмет, он запомнил на всю жизнь.
- Мое посещение Челябинска было плановым, - рассказывает музыкант. - План – это когда тебе просто сообщают: «У вас пять концертов в таком-то регионе». И ты едешь. Около трех лет я добивался, чтобы меня включили в план, дали возможность концертировать. Мне это было трудно сделать, поскольку по каким-то бюрократическим причинам мой инструмент не считался сольным. Скрипка, рояль, виолончель – пожалуйста. А такие инструменты, как балалайка, домра, альт или контрабас, не признавались как сольные. Уже побывав за границей и сыграв там первые в истории сольные концерты на альте, я не мог этого делать в Советском Союзе, у себя дома. И вот наконец свершилось. Первые поездки в Альметьевск, Бугульму были катастрофой. Но это отдельная тема. А вот в Челябинск был очень смешной приезд.
Город встретил будущую звезду классической музыки холодом. Артистов, а их было всего двое – сам Башмет и его пианист, возили в большом неотапливаемом автобусе.
- Я никогда не слышал, что можно в один день сыграть три концерта, - продолжает рассказ музыкант. – Но на бумаге, как выяснилось, можно. Концерт мог вообще не состояться, потому что организаторам иногда дешевле было не открывать гардероб, не включать в зале свет, не расклеивать афиши. Просто поставить артисту в документах печать, подтверждающую, что концерт прошел. Называлось это «день печати». В Москве мне должны были заплатить гонорар по ставке, только я должен был молчать, что концерта не было.
В Челябинске выяснилось, что выступления молодого музыканта пройдут в трех разных местах.
- Одно я не помню, а два других прекрасно запомнил, - признается Юрий Абрамович. – Концерт был в каком-то строительном общежитии. В фойе к нам подходят три человека. Помню девушку, которая вышла сонная в фланелевом халате. «А что тут происходит?» «Да какой-то артист приехал». Когда пианист взял первый аккорд, выяснилось, что к инструменту давно никто не прикасался: не все клавиши нажимались, а те, что нажимались, очень фальшивили. И вот трое зрителей в зале и нас двое на сцене. Глупейшая, конечно, ситуация. Я говорю: «Я понимаю ваше состояние, а вы поймите мое. Хотите, я вам что-нибудь интересное расскажу?» И получилась лекция. Потом мы коснулись «Битлз». И, в общем, нам уже расставаться не хотелось. Произошла такая встреча, которую я никогда не забуду.
После этого думал: все, типа, отыграли. Но предстояло еще последнее выступление. Нас привезли куда-то – помню запах крепленого вина и большого скопления людей. Оказалось, это клуб для тех, кому за 30. Люди выпивают, приглашают друг друга на танец, знакомятся. И тут вдруг останавливается музыка и объявляют: «У нас дорогие гости из Москвы. Сейчас перед вами выступят музыканты, классическая музыка». Люди в недоумении. Они и так столько лет потеряли, а тут у них «драгоценные минуты» для знакомства отнимают! Открываю футляр, а сам думаю: что сейчас будет? У меня был ансамбль в юности во Львове, мы играли в клубе танцев, так что я эту кухню прекрасно знаю. И кожей чувствую, что лучше скрипочку не доставать. Один «из тех» ко мне подошел и тихо меня об этом предупредил. Я устроил администратору скандал, сказал, что в таких условиях мы выступать не будем. И получил впервые в жизни «день печати».
Такой была моя первая поездка в Челябинск. Но потом мы приезжали сюда не один раз. И все это было совершенно на другом - профессиональном и серьезном уровне. Но как вы понимаете, первый раз очень запоминается.
«Народ талантливый, пути находит»
- Представьте, ровно через год мне было гораздо труднее уже уйти от планирования. Я три года стремился попасть в эту систему, и не меньше времени мне понадобилось, чтобы освободиться от нее. Сегодня у молодых музыкантов, которые имеют амбиции, в хорошем смысле этого слова, есть возможность «обыгрывать» произведение. Только сцена приводит пьесу в какой-то готовый вид. Ты можешь дома сам для себя играть лучше Рихтера или Ростроповича. Но пока не сыграешь на сцене, считай, что и не играл. Поэтому такие концерты нужны. И этим советские молодые музыканты отличались в лучшую сторону от западных, где таких концертов не было. Я помню несколько городов, которые меня приняли, и неважно, что там не было половины инструментов в симфоническом оркестре или дирижер не знал партитуру. Важно, что я «обыгрывался». Сейчас есть разные фонды, но это не настолько массово, как было в Советском Союзе. Когда Союз распался, многие хорошие вещи тоже исчезли, к сожалению. Но народ талантливый, поэтому находит пути.
Что касается дня сегодняшнего, то в отдельных регионах молодых музыкантов поддерживают и продвигают. Например, директор нижегородской филармонии меня постоянно спрашивает: «Где молодежь? Присылайте к нам». Я знаю, что в Подмосковье целую «фабрику» музыкантов задумали. Нашли финансовые возможности. И ко мне обратились с просьбой порекомендовать 20 перспективных молодых талантов. Правильно делают. Это, наверное, грамотный ход сегодня.
Вообще тема детского специального музыкального образования меня коснулась лично. Поэтому я знаю, о чем говорю. Я не хвастаюсь, но так сложилась жизнь, что мы вместе с Дмитрием (Дмитрий Гринченко – директор «Русского концертного агентства». - Д.Л.) образовали молодежные академии в четырех городах. Таким образом, появилось четыре образовательных центра, в которых профессора из разных стран, и нашей в том числе, дают мастер-классы. И это приводит местную музыкальную жизнь к высокому градусу. Уже несколько лет существует детская школа в Новокуйбышевске, которая носит мое имя. Мы также оказываем ей поддержку. Там прекрасные педагоги, учат ребят замечательно.
Дальше мы начали проводить прослушивания в детских специальных музыкальных учреждениях везде, где у нас проходят фестивали и концерты. И таким образом получился всероссийский конкурс. Бум был невероятный по всей России. В результате из победителей прослушиваний – 78 ребят от 9 лет до 21 года – мы создали впервые в России юношеский симфонический оркестр, который в Сочи участвовал в закрытии Олимпиады. Мало того, мы уже сыграли в России несколько концертов. Было маленькое турне. И теперь коллектив приглашен на берлинский фестиваль юношеских симфонических оркестров. Есть там проблема – возрастная ротация. Кто-то взрослеет, нужно чтобы приходили новые музыканты. Ребята все учатся. Их должны отпустить в школе, училище. Это серьезное дело. И везде оно связано, конечно, с фанатичными людьми - родителями и педагогами.
«Это все равно что объявить Год еды…»
- Год культуры – интересный вопрос… Я не застал времена, когда министром культуры была Фурцева. Но знаю, в каком порядке тогда был Большой театр. Была идеология, и она тоже касалась культуры.
У нас сейчас Год культуры… Это все равно что сказать «Год еды». Перед этим все голодали, вообще ничего не ели, а в этом году, значит, надо начинать есть. Это, конечно, выдумки. С одной стороны, если относиться к этому цинично, то получается, что работники каких-то учреждений решают: а давайте сегодня сделаем, например, День стыда или еще какой-то день. Можно придумать что угодно. А если относиться к этому не цинично, то тогда я бы так сказал: коль есть такая тема, этим можно воспользоваться и усилить отношение к культуре. Можно, как говорится, стукнуть кулаком по столу и сказать где-то в чиновных кабинетах: «А почему у вас такое отношение к культуре, когда объявлен Год культуры? Он одобрен и администрацией президента, и министерством. Вы не согласны, что ли, с этим решением?»
Концентрация по какой-то теме - это очень хорошо. Но культурой надо заниматься постоянно, как физкультурой, и всеми остальными хорошими направлениями в нашей жизни. Что касается специальных дотаций в Год культуры, наш коллектив их не получал. Но в целом государство нас поддерживает.
Досье МК
Юрий БАШМЕТ
Российский альтист, дирижер, педагог, народный артист СССР (1991), лауреат премии Grammy (2008), художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, в 1976 году - Московскую консерваторию.
Юрий Башмет ведет активную концертную деятельность, выступает во многих странах мира. Имеет множество почетных званий и наград.
В 1986 году создал камерный оркестр «Солисты Москвы», в 1991 году, после того как музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, отказался от руководства коллективом. В 1992 году основал камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Коллектив дважды номинировался на премию Grammy, а в 2008 году был удостоен этой престижной награды в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» за запись музыки И.Стравинского и С.Прокофьева.
Юрий Башмет не остается в стороне от общественных и политических событий. 11 марта 2014 года он вместе с другими деятелями культуры подписал обращение в поддержку политики президента Владимира Путина на Украине и в Крыму. По этой причине ученый совет Львовской национальной музыкальной академии лишил своего знаменитого земляка Юрия Башмета звания почетного профессора.