Уж лучше буква закона, чем его цифры

Студенты юридических вузов знают, что юриспруденцию принято считать точной наукой. Дисциплиной, в которой дважды два всегда будет только четыре. А не столько, сколько скажет руководство вышестоящей судебной инстанции…

Но то в теории. Судебная практика в Челябинской области развивается по немыслимой траектории

Студенты юридических вузов знают, что юриспруденцию принято считать точной наукой. Дисциплиной, в которой дважды два всегда будет только четыре. А не столько, сколько скажет руководство вышестоящей судебной инстанции…

Иностранцы с давних времен утверждали: «Один закон для бедных, другой - для богатых», предполагая тем самым, что закон хоть и несправедлив, но, понятное дело, предсказуем, и уж богатые-то могут на него всегда полагаться. А как же иначе, если правила игры не будут оговорены заранее. Наша мудрость иррациональнее: все будет так, как захочет всесильное начальство. И тогда уж нахлобучить могут любого. А в нашей стране судебному руководству сегодня и подавно «законы не писаны». Потому что именно они являются реальной властью в регионах.

Вот и получается, что российский закон для остального населения что дышло - куда самый главный судья повернул, туда оно и вышло. Сколько столетий этой горькой пословице? Во всяком случае, явно не одно. А сколько десятилетий мы с вами робко, как заклинание, приборматываем, что перед законами российской демократии все должны быть равны? А равны ли на самом деле? Да и существует ли она, эта самая демократия? Вот в том-то все и дело…

О том, что руководство Челябинского областного суда достаточно беззастенчиво, на наш взгляд, вмешивается в самые интимные процессы судопроизводства в нижестоящих судах, конечно же, догадываются многие. И что это все сегодня, скорее всего, делается далеко не бескорыстно. И ничего общего не имеет с трепетным соблюдением законов. Кстати, значение любого судебного решения заключается не только в объективном разрешении по существу дела, рассмотренного судьей. Оно в первую очередь необходимо нам всем для укрепления законности и правопорядка на территории, обслуживаемой конкретным судом, предупреждения судебной властью возможных правонарушений среди населения. И совсем не в последнюю очередь в формировании уважительного отношения к закону и суду. Конечно, если этот суд заслуживает уважения. А не участвует, к примеру, в переделе собственности или в захвате власти в какой-нибудь интересной организации. Например, в захвате власти в Челябинской городской общественной организации охотников и рыболовов (ЧГОООиР), ранее жившей, как и положено по закону, в полном соответствии с уставом и волей большинства ее членов, высказанной ими на отчетно-выборной конференции…

 

* * *

Об особенностях российского судопроизводства писал еще Владимир Ключевский: «Один судья из бояр был уличен в том, что с обоих тяжущихся взял посулы (взятки) и решил дело в пользу того, который дал больше. Перед государем он не запирался во взятке, оправдываясь тем, что тот, в чью пользу он решил дело, человек богатый и почтенный, а потому больше заслуживает доверия перед судом, нежели бедный и незначительный его противник. Государь, смеясь, отпустил его без наказания…»

Вот и инициативная оппозиционная группа «охотников и рыболовов», действуя достаточно традиционно, обратилась в Центральный районный суд Челябинска, добиваясь признания незаконности девятой отчетно-выборной конференции ЧГОООиР и, соответственно, смены власти в общественной организации. Опытный судья - заместитель председателя Центрального районного суда Александр Тумашов, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав все материалы дела, признал требования истцов несостоятельными и подлежащими полному отказу в их удовлетворении. В своем судебном решении Александр Юрьевич достаточно подробно описал более чем сомнительные действия членов инициативной группы по захвату власти в Челябинской городской организации охотников и рыболовов: «В кабинет ворвались Сергей Величугин, Юрий Овинов, Павел Петров, Василий Поблагуев… которые заявили, что проведут внеочередной совет организации… Данные лица сами выбрали себе секретаря, незаконно ввели в совет Величугина… Величугин кричал, что он будет председателем ЧГОООиР и будет проводить конференцию. У них были озлобленные и невменяемые лица, и они готовы были разорвать его (свидетеля) на части. Кричали, что «пока не подпишешь, из кабинета не выйдешь». Он (свидетель) испугался за свою жизнь и подписал данный протокол. Данную подпись в протоколе он не признает, так как она получена с него под давлением…» В общем, все как обычно. Грубо и жестко…

Упорствуя в своих амбициях на власть в денежной организации, представители оппозиционно настроенной инициативной группы обжаловали решение судьи Юрия Тумашова в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда. И тройка судей под председательством вдумчивого и опытного Рустэма Закирова подтвердила отсутствие оснований для удовлетворения, заявленного в Центральный суд иска. Это решение им было оставлено без изменения, а кассационная жалоба «охотников и рыболовов» Петрова, Поблагуева и Яшина, соответственно, без удовлетворения. Решение Центрального районного суда с этого момента, как и положено, вступило в законную силу, и судебный акт был наделен такими свойствами, как общеобязательность, неопровержимость, исключительность, исполнимость и преюдициальность, когда лица, участвующие в деле, уже не могут вновь оспаривать в другом процессе установленные судом факты или правоотношения. Но не все так просто, как пишут в учебниках по гражданскому праву…

 

* * *

На этом судебные тяжбы, конечно же, не закончились. Как утверждают ответчики, представители оппозиционно настроенной инициативной группы сумели протоптать дорожку к руководству Челябинского областного суда. И с этого момента слышимость доводов руководства ЧГРОООиР снизилась максимально. И член президиума облсуда Татьяна Карнаухова вдруг сразу же усмотрела, что «доводы надзорной жалобы Петрова, Поблагуева и Яшина заслуживают внимания», и банальнейшее гражданское дело о том, законно ли была проведена отчетно-выборная конференция вЧелябинском городском обществе охотников и рыболовов, была направлена для углубленного изучения в президиум Челябинского областного суда. И судейский ареопаг в лице совета старейшин судейского сообщества Кунышевой, Кашириной, Козловой, Смирнова и Балакиной вдруг усмотрели в предыдущих, казалось бы, безупречных судебных решениях существенные нарушения норм материального и процессуального права. И тут же старцы императивно отменили вступившее в законную силу судебное решение и направили дело «о собрании» на новое кассационное рассмотрение. Почему? Да потому что президиум областного суда во главе с Федором Вяткиным - это всего-навсего группа обычных юристов, которые охотно исправляют ошибки других судов, и при этом увековечивают свои собственные. К тому же судейский президиум, видимо, может быть назван краеугольным камнем нашей региональной политической фабрики.

И судьи коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда Терехина, Мицкевич и Горлач незамедлительно поддержали высокопоставленных членов президиума и решительно отменили первоначальное решение Центрального районного суда и направили гражданское дело на новое рассмотрение в тот же самый суд. Далее дело «о законности собрания» плавно скользнуло по уже накатанной колее, подтверждая тем самым избитое утверждение о том, что суд - это всего лишь место, где Иисус Христос и Иуда Искариот находились бы в равном положении с совсем небольшим перевесом в пользу Иуды. Заместитель председателя Центрального районного суда Александр Тумашов, к которому попало в руки дело о попытке переворота в общественной организации охотников и рыболовов, явно торопился продемонстрировать лояльность руководству Челябинского областного суда. Потому что так принято в судебном сообществе Южного Урала. Полностью переобувшись, он не только от имени Российской Федерации признал незаконной ранее поддержанную им отчетно-выборную конференцию городских охотников и рыболовов и соответственно все принятые на ней решения. Но и одним махом разрешил вопрос о правах и обязанностях не привлекавшегося даже к участию в деле руководителя ЧГРОООиР Рашита Мещерякова, признав недействительной запись о нем в ЕГРЮЛ. Как говорится, дух закона есть освящение собственности. Иначе какая это власть – власть судебная? Подобная судейская гибкость и чуткость к точке зрения влиятельных членов президиума облсуда, по мнению целого ряда практикующих юристов, - верный залог грядущего обязательного продвижения по службе Александра Юрьевича Тумашова. И, конечно же, Рустэм Закиров как председательствующий в тройке судей судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда тоже стремительно переобулся и поменял свою точку зрения на суть этого простенького гражданского дела. Он тоже незамедлительно принял точку зрения президиума Челябинского областного суда и утвердил законность нового решения Александра Тумашова, диаметрально противоположного прежнему его судебному вердикту. Все доводы апелляционной жалобы Челябинской общественной организации охотников и рыболовов и Рашита Мещерякова, соответственно, были оставлены без удовлетворения. Потому что закон есть закон, сколько бы его ни нарушали…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру