Не оскудеют молочные реки?

СПК «Коелгинское» – одно из лучших сельскохозяйственных предприятий Челябинской области. За счёт внедрения современных технологий, соблюдения требований к содержанию сельскохозяйственных животных у кооператива лучшие надои в Челябинской области уже более трех лет. 7000 кг молока в год с одной фуражной коровы!

А в ближайшие пару лет, несмотря на все разговоры о нерентабельности молочного производства, в «Коелгинском» планируют получать по 8 тысяч кг молока от одной фуражной коровы в год.

СПК «Коелгинское» – одно из лучших сельскохозяйственных предприятий Челябинской области. За счёт внедрения современных технологий, соблюдения требований к содержанию сельскохозяйственных животных у кооператива лучшие надои в Челябинской области уже более трех лет. 7000 кг молока в год с одной фуражной коровы!

В 1970 году, когда создавался Коелгинский совхоз, никто и не предполагал, что спустя три десятка лет он станет самым крепким сельскохозяйственным предприятием в Еткульском районе. Коелгинский выстоял в годы экономических реформ, когда другие сельхозпредприятия медленно разваливались, а в постреформенное время наращивает производство продукции. Директором совхоза был назначен Иван Никандрович Шундеев, работавший управляющим Селезянским отделением Селезянского совхоза. При нем СПК «Коелгинское» несколько лет назад вышло на первое место по молочным показателям.

Сегодня его дело также успешно продолжает и руководит кооперативом младший сын - Анатолий Иванович Шундеев. А сам 82-летний Иван Никандрович все еще работает (!) на родном предприятии, уже в качестве консультанта.

Сегодня Анатолий Шундеев - гость нашей рубрики «Сельский час». Он высказал нам свою боль за судьбу молочного производства в Челябинской области, поделился успехами и проблемами коелгинского предприятия и рассказал о перспективах развития сельского хозяйства в регионе.

Принцип «три К»

- Почему ваше предприятие долгие годы удерживает планку лучшего в молочной отрасли? – обратились мы к Анатолию Ивановичу.

- Все становится возможным, если у предприятия есть три составляющих успеха – три «К»: коровы, корма и кадры.

Начнем со скота. Голштинская порода родом из Европы и является самой распространённой и высокопродуктивной породой молочного скота в мире. В последнее время практикуется завоз голштинов в Россию из стран Западной Европы и Америки, что связано с большим риском. Влияет несколько факторов - другая система кормления и содержания, климат и ветеринария (коровы не адаптированы к нашим болезням, и привозят свои заболевания, которых никогда не было у нашего скота), стресс при перевозке через океан, длительная выстойка в карантинных зонах и т.д.. Поэтому мы предпочитаем другой путь, в течение более десяти последних лет выращиваем генетически крепких голштинов из нашего черно-пестрого скота путем постоянного вливания голштинской крови (т.е. использование для искусственного осменения нашего скота спермы лучших быков голштинской породы). Этот способ доказал свою перспективность и рентабельность для российских сельхозпредприятий. На сегодняшний день мы обладаем самым большим в регионе молочным стадом (общая численность поголовья – 4050, из которых 2050 – дойные коровы). При высокоудойности как у европейских коров здоровье у них крепкое - под стать уральскому климату.

Полным ходом у нас идет выращивание племенного скота, так как СПК «Коелгинское» имеет статус племрепродуктора. Телочек и нетелей с нашего предприятия хотят заполучить многие хозяйства. Уж больно у них хорошая генетика.

В настоящее время, с помощью Троицкой ветакадемии мы начали работы по освоению новейшей технологии трансплантации эмбрионов в том числе с экспортом эмбрионов в соседний Казахстан.

В нашем хозяйстве активно применяется беспривязная технология содержания скота, которая существенно дешевле и требует минимальных трудозатрат. В крытых светлых коровниках и телятниках СПК «Коелгинское» животным комфортно. Зимой – тепло, а летом – прохладно.

Мы не испытываем дефицита с кормами. В Еткульском и Пластовском районе взяли дополнительную землю для посевов. Даже в засуху наши кладовые были полны кормов. В последнее время пересмотрели структуру посевов в сторону значительного увеличения площадей занятых под кукурузу на зерно, подсолнечник на маслосемена, рапса. Несмотря на жестокую засуху 2012г. зимой докупили только 1000 тонн силоса – всего 3% от общего объёма сочных кормов.

Многое, если не основное зависит от людей (третье «К» - это кадры). У нас сложился опытный крепкий коллектив. Некоторые работают на предприятии более 40 лет. Правда, в последние лет пять на отделениях стало меньше молодежи. Молодые люди уезжают, не держатся на селе. Стремятся в большие города. Поэтому наша задача - организовать для них лучшие условия труда и стабильную зарплату здесь. Кстати, средний заработок по предприятию сегодня 17 тысяч рублей. Мы активно занимаемся модернизацией, внедряем новую современную технику, по мере возможности закупаем импортные машины, выработка на которых подчас втрое превышает показатели отечественных.

В 2008 году в молочном комплексе был запущен современный доильный зал «карусель». Вся технология здесь частично автоматизирована. Автоматизация производства позволяет сделать труд полностью квалифицированным и привлекательным для молодых людей.

36 коров самостоятельно заходят на свое место, в то время как карусель непрерывно двигается, по принципу конвейера. Корова доится, после чего покидает зал. Это единственный доильный зал такого типа в Челябинской области. Всего три дояра справляются с 800 буренками за одну дойку.

Молочники нуждаются в господдержке

- Как развивается молочная отрасль в регионе?

- Стоит лишь сравнить цифры поголовья дойных коров молочного направления в сельхозорганизациях по Челябинской области в 2008г. (60 тысяч голов) с настоящим временем (40 тысяч голов) и становится ясно, что при таких темпах вырезания поголовья область из лидера молочного производства превращается в аутсайдера.

Когда я слышу заявления, что на Южном Урале переизбыток молока, то, мягко говоря, недоумеваю, потому что мне известно, что наши молокозаводы везут до 40% сырья из других областей, ну и где ж у нас переизбыток? Самое плохое то, что при недостатке натурального молока, молокопереработчики всё чаще используют для производства молочных продуктов не только сухое молоко, но и растительные жиры и другие виды добавок, «полезность» которых весьма спорна.

Ежегодно, даже в урожайные годы, такие, каким был, скажем, 2011 год, вырезается около 10% дойного скота. В воздухе витает мнение: молочное производство нерентабельно.

Хочется задаться вопросом, почему в странах ЕС удельный вес государственных субсидий в производсве молока составляет около 70%! А у нас едва достигает 10%. Да потому что сегодня в мире любая экономически развитая страна поддерживает и имеет развитое сельское хозяйство. Кстати, поддерживают не только экономически, но и проводя активную, подчас агрессивную политическую поддержку сельхозпроизводителей. Выходит, Россия, с её слабой государственной поддержкой сельского хозяйства больше не входит в список развитых стран?..

Конечно, надо отдать должное и нашему государству, которое все же повернулось к нам лицом и старается поддержать, предлагая варианты субсидирования. Но опять вопрос: почему большую поддержку молочной отрасли оказывают предприятиям в Татарстане, Башкортостане, Тюменской и Свердловской областях, а в Челябинской области молокопроизводители финансируются по «остаточному» принципу…

- Что сегодня происходит с ценами на молоко?

- Это одна из самых больных тем. Все успехи, о которых я рассказываю вам, достигаются нами в условиях неимоверных сложностей. Молочное производство - одно из самых малоприбыльных и сложных. Дотации небольшие, а трудозатраты огромные. Поэтому многие молочные хозяйства региона давно уже прекратили свое существование, а те, что еще остались, ежегодно вынуждены сокращать поголовье скота из-за отсутствия перспективы. Здесь много факторов, начиная от сложностей содержания скота, заканчивая низкими закупочными ценами, которые предлагают производителям переработчики - молочные заводы, а также низкий дотационный уровень. Сравните: вместо 4 рублей за литр, которые получили наши соседи из Свердловской области, мы получили в 2012г. в качестве субсидий менее 1,5 рубля за литр. Разница в 2,5 рубля между нашими регионами за год дает сумму в 30 млн. рублей! Ровно столько мы затратили на приобретение новой техники за весь 2012 год.

Первый квартал 2013 года уже прошел, мне сеять пора, а ни копейки субсидии предприятие пока не получило. А ведь кооператив наш является исправным налогоплательщиком и приносит в бюджет порядка 38 млн. рублей ежегодно.

Себестоимость молока сегодня около 13,5 рублей, а закупочная цена равна 14 - 16 рублям.

Раньше рентабельность на нашем предприятии достигала 40%, теперь едва ли доходит до 10 - 10%. Это позволяет нам выживать, но не развиваться полноценно. Субсидирование молочных производителей - вынужденная мера во всем мире. И размеры субсидий там, как правило, существенные. Чтобы произвести молоко, к примеру, в Финляндии, ты должен купить это право. Настолько выгодно для местного населения, чтобы вступить в этот «клуб». А нам заявляют: «Снизите надои – будем меньше вам платить, уменьшите поголовье молочного скота - вообще никакой дотации не получите».

Кредитуемся - значит, живем!

Мы застали Анатолия Ивановича в день переговоров с руководством «Россельхозбанка», которые приехали посмотреть на хозяйство и обсудить наилучшие сроки и условия предоставления займа. А средства Анатолию Ивановичу ох как нужны. Впереди посевная, которая начнется уже в конце апреля. Деньги на ГСМ и на технику нужны немалые. Слава богу, что вовремя заготовили посевной материал.

- «Помирать собирайся, а рожь сей!» – говорят в народе, – улыбается Шундеев. - Как бы ни было трудно, а кредиты мы берем постоянно, иначе не выжить. И главное в этом деле – скорость положительного решения со стороны банка. Потому что крестьянину всегда нужно «вчера». Таким вот образом, благодаря займу «Россельхозбанка», нам удалось приобрести два посевных комплекса - импортные тракторы и сеялки «Челленджер». Благодаря их работе мы резко увеличили объемы рентабельных культур - кукурузы и подсолнечника.

В качестве эксперимента в прошлом году посадили 400 гектаров подсолнечника для того, чтобы в корм скоту добавлять насыщенный белком жмых. Урожай получили на славу. В качестве побочного продукта произвели масло высочайшего качества, восстановив работу заброшенного цеха по производству растительного масла. Сегодня можно сказать, что наше масло - одно из лучших в регионе по натуральности и вкусу продукта. Только бренд пока не раскручен. В этом году мы уже посадим 2,5 тысячи гектаров подсолнечника на маслосемена и 3,5 тысячи гектаров кукурузы (в том числе 2 тыс.га кукурузы на зерно).

 

- Анатолий Иванович, есть у вас жизненное кредо?

- Не люблю красивых и громких слов. Я пытаюсь быть справедливым и, признаюсь честно, это дается непросто. Потому что у каждого своя справедливость. Главное для меня сегодня - максимально сохранить предприятие и коллектив. Уверен, что через три года СПК «Коелгинское» будет процветать. Почему? Потому что жизнь - это синусоида. Сейчас уже не первый год линия ползет вниз, но это не может продолжаться бесконечно… Все наладится!

Досье «МК»

Анатолий Шундеев

Родился в 1961 году, в деревне Назарово Еткульского района в семье Ивана Никандровича Шундеева. Закончил Челябинский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженер-механик. Работал в совхозе Коелгинский инженером по сельскохозяйственным машинам, главным инженером. Два года поработал слесарем-наладчиком на ЧТПЗ, а затем вернулся в село и занялся частным бизнесом - конструированием сельхозтехники. С 2011 года работал зам. председателя СПК «Коелгинское», в 2012 году избран председателем СПК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру