Сергей Папето: «Я люблю летать в свое удовольствие и туда, куда хочу…»

О чем поют под крылом параплана.

Сергей Папето: «Я люблю летать в свое удовольствие и туда, куда хочу…»

У птицы два крыла, у парапланериста — одно. Собственно, слово «параплан» происходит от двух слов — «парашют» и «планировать». То есть параплан — тот же самый управляемый парашют («крыло»), но предназначенный не только для благополучного приземления, а для длительных полетов. Наш сегодняшний собеседник — руководитель магнитогорского парапланерного клуба «Орлан» Сергей Папето.

— Сергей, когда вы первый раз поднялись в небо на параплане?

— Летать я начал в апреле 2004 года. В те времена в нашем городе на парапланах летало всего-то человек пять.

— Что же вас сподвигло заняться этим видом спорта?

— Сложно сказать. Летать всегда хотелось, но, во-первых, останавливало непонимание того, как это может происходить, где, в каких условиях… Во-вторых, мне казалось что для этого нужно как минимум мотодельтаплан покупать. Как же иначе можно лететь без мотора? Тогда я посидел с месяц в Интернете, выяснил, что есть парапланы, на которых и без всяких моторов люди часами парят. И кроме того, выяснилось, что буквально в часе езды от Магнитогорска располагается дельтадром «Аскарово», кстати лучший на Урале. И после этого я заказал старенький параплан себе… Так все и началось. До этого я на сплавы ходил с друзьями, по пещерам мы лазили, но полеты как-то вытеснили все остальное.

— Что именно привлекло в парапланеризме?

— Мобильность. Нет ничего мобильнее параплана. Я вечером закидываю в машину рюкзак, через час стою на старте, еще через десять минут я уже в небе. С громоздким дельтапланом гораздо сложнее: мало того что его нужно перевозить, так и собирается он не быстро. Так что дельтапланеристы если и едут летать, то как минимум на весь день.

— Сколько лет вам было в 2004-м?

— Тридцать. Но это не «предельный» возраст для парапланериста. У нас летает пилот, кажется, 1945-го года рождения, ровесник моего отца. Очень заслуженный человек. Анатолий Андреевич Черников. Всю жизнь он в авиации, на самолетах пролетал, огромный опыт на планерах имеет, а теперь вот поднимается на параплане. Про таких говорят: «засосало» небо, не отпускает. Потому возраст здесь не помеха. Лишь бы желание было.

— Когда был создан клуб «Орлан»? С чего все началось?

— Наш первый совместный выезд состоялся в Казахстан. Был конец лета 2006 года. Там проходил Кубок Центральной Азии. Посмотрели, как люди летают, послушали, познакомились и решили, что нужно создавать клуб единомышленников. Это одна сторона вопроса. Вторая — хотелось предостеречь начинающих от многих ошибок. Шишки мы поначалу набивали очень хорошие и уже имели пусть небольшой, но свой опыт и могли предостеречь от многих ошибок, приводящих к травмам.

— Сколько сейчас в вашем клубе пилотов?

— Сложный вопрос. Я могу сказать точно, сколько человек отучилось, но они не все стали пилотами. Поэтому «крылья» в городе имеют около 30 человек. Летающих пилотов около 20, регулярно летающих и не пропускающих погоду — 10.

— Среди пилотов в «Орлане» есть и девушки? Кто они, как пришли в этот спорт?

— Девушки были, но сейчас они все сидят дома с маленькими детьми, так что остались одни мужики. Как правило, все приходят к нам в поисках новых ощущений. Кого-то это сильно цепляет, и они остаются с небом.

— «Крыло» действительно весит всего пять — семь килограммов?

— Само «крыло» весит в среднем шесть килограммов, но кроме параплана обязательна подвесная система, запасной парашют, приборы, аптечка, шлем, ботинки, комбинезон. Итого рюкзак с полным оборудованием весит 18 — 20 килограммов.

— Максимальная высота, на которую вам удалось подняться? Какие рекорды были поставлены в клубе?

— Невысоко считается полтора километра, средняя высота — два километра, максимальная в наших широтах — около трех. Да особых рекордов не было. Не ставились такие задачи. Мы летаем в удовольствие. Когда ограничены во времени, полетали у горы часика с два, сели в машину и уехали. Если хороший термический день и позволяет время, улетаем на маршрут. С 1 по 11 мая в «Аскарово» проходят большие соревнования, но я туда не поехал — я люблю летать туда, куда я хочу, а не по намеченным пунктам.

— Сколько максимально по времени может длиться полет на параплане?

— Я больше четырех часов не могу — устаю. Парень у нас один около горы семь с половиной часов провисел, да и сел потому только, что в ночь ему на работу надо было ехать.

— Были ли экстремальные ситуации во время полетов?

— Экстремальные ситуации сами по себе редко возникают, скорее, это происходит от недооценки пилотом погодных условий и переоценки своих возможностей. Правильнее спросить: были ли травмы? Да, были. Я не знаю безопасных летных видов спорта, и когда человек приходит к нам, в первую очередь пытаемся объяснить ему, насколько это опасно.

— Чем особенно привлекательны с точки зрения парапланеристов горы в окрестностях Магнитогорска?

— Во-первых, наши горы без леса, а значит, нет проблем с площадками для старта, а главное — с посадками. Во-вторых, имеются горные хребты, вытянутые поперек направления преобладающих ветров, что создает благоприятные условия для длительных парящих полетов в динамических восходящих потоках.

— Насколько я знаю, и вы сами, и ваши ребята из «Орлана» не единожды ездили, что называется, полетать за рубеж.

— Сам я летал на параплане в Турции, Казахстане, Непале, на Кубе, в Марокко. Все это были поездки 2006 — 2012 годов. Наши пилоты также летали в Израиле, Аргентине, Франции, Греции, на Канарах. Это те страны, куда парапланеристы выезжали целенаправленно коллективом. Сейчас, когда народу много летает, проще собрать компанию для поездки. Например, когда два года назад мы ездили в Марокко, так 11 человек уже было. Не все, правда, летали, кто просто путешествовал, страну смотрел… Из ближайших поездок мы планируем нынешним летом Армению. Уж больно хвалят эту страну.

— Чем же она примечательна?

— В Армении горы не такие крутые, как в целом на Кавказе или, скажем, в Индии. И погода там очень устойчивая. Например, в прошлом году в Армении было 27 летных дней в месяц, а у нас на Урале если пять — семь получается, то это уже хорошо.

Дело техники

Для многих малосведущих в этом вопросе людей остается загадкой, каким образом на обычном матерчатом «крыле» пилотам удается оторваться от земли, подняться на приличную высоту и многие часы оставаться в небе.

— Параплан — это простейший планирующий летательный аппарат, — проконсультировать меня по поводу «шайтан-самолета» взялся мой друг Всеволод Савельев. С присущей ему, кандидату технических наук, дотошностью и любовью к разным узлам и деталям он рассказал о парапланеризме, которым сам увлекся несколько лет назад:

— Основной узел параплана — матерчатое крыло яркой расцветки. Оно состоит из верхней и нижней оболочек, соединенных внутри продольными перегородками-нервюрами. Снизу передней кромки зияют отверстия, через которые крыло надувается встречным потоком воздуха. От нижней оболочки вниз, к креслу с пилотом, свисают густые заросли веревок-строп, сходящихся в два пучка. Особенно важными являются стропы управления, идущие от задней кромки крыла. Потянет летун за левую стропу управления и загнет эту часть задней кромки вниз, сопротивление движению здесь возрастет, и весь параплан влево начнет разворачиваться, ну и наоборот. Когда обе стропы управления одновременно пилот натягивает, скорость полета параплана снижается. Все просто! Петли на концах строп управления, за которые авиатор непосредственно дергает, у нас еще с советских времен именуют богомерзким англицизмом «клеванты».

— За счет чего же параплан летает?

— Для начала надо взлететь. Параплан раскладывают на земле, пилот начинает энергичное движение от него, крыло поднимается вверх и наполняется воздухом.

Для того чтобы параплан набрал высоту, надо тянуть его лебедкой или пилот должен стартовать с горы.

После того как пилота затянули на высоту 150 - 950 метров лебедкой, он стремится найти восходящие потоки нагретого воздуха (термические потоки), вместе с ними подняться еще выше и улететь куда-нибудь далеко-далеко. При полетах в горах можно воспользоваться также динамическими восходящими потоками, образующимися, когда ветер упирается в гору и воздушный поток загибается склоном вверх.

— Это достаточно скоростной летательный аппарат?

— Горизонтальная скорость парапланов обычно составляет 36 — 40 километров в час, а с помощью специальных приспособлений — акселераторов парапланеристы могут увеличить ее до 50 — 60 километров в час.

— Какие рекорды на парапланах были установлены?

— На сегодняшний день максимальный добровольный подъем на параплане от места старта составляет 4,5 километра, а наибольшая дальность полета — 461 километр.

— А теперь, Всеволод, пара слов о мотопарапланах…

— Если пилот, уподобляясь Карлсону, повесит себе на спину движок с пропеллером, то получится мотопараплан. Этот аппарат может взлетать с ровной поверхности без лебедки и легко набирает высоту 3,5 километра без всяких там восходящих потоков. Многие магнитогорские пилоты начинали свой путь в небо с мотопарапланеризма, но затем отказались от двигателей. Вращающийся винт создает сильные шум и вибрацию, что делает полет некомфортным. Кроме того, пребывание в небе становится предсказуемым и скучноватым — лети сколько хочешь и куда хочешь, пока есть горючее (8 литров в бензобаке хватает на 2 — 3,5 часа полета). Поэтому, мотопарапланеристы неминуемо начинают искать острые ощущения на бреющем полете, что также неминуемо заканчивается травмами.

Фото предоставлены Сергеем ПАПЕТО и взяты с сайта клуба «Орлан».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру