Американская мечта в южноуральской глубинке

Директор ООО «Варшавское»: Нужна программа развития сельского хозяйства, иначе будем выживать. А хочется жить достойно.

Американская мечта в южноуральской глубинке

От многих и многих женщин героиню нашего материала отличает одна особенность: на высоких каблуках и в платье она может преспокойно выйти в поле. Рабочий день директора крупнейшего племзавода в области ООО «Варшавское» Евдокии Васильевны Гребенщиковой расписан буквально по минутам. Необходимо контролировать работу на всех объектах предприятия – а их немало. И при этом всегда и везде выглядеть на все сто!

- В поле на каблуках прошлась, будто в тренажерном зале позанималась, - с улыбкой говорит Евдокия Васильевна. – А массаж у меня такой: села в машину и поехала по кочкам.

Вот уже много лет она стремится воплотить американскую мечту, находясь при этом на южноуральской земле и занимаясь таким непростым делом, как сельское хозяйство. Скажете, утопия? Это невозможно? Возможно! Евдокия Гребенщикова пытается добиться того, чтобы ООО «Варшавское» процветало, несмотря на все реалии российской сельхоздействительности. И ее предприятие остается на плаву во многом благодаря своему капитану.

О сегодняшней ситуации в сельском хозяйстве, о поддержке государства, о том, как сохраняла племзавод в 1990-е годы, Евдокия Гребенщикова поделилась с корреспондентами «МК-Урал».

Строга, но справедлива

- Иногда мне кажется, что я попала в сельское хозяйство за грехи, - шутя признается Евдокия Васильевна. - Ведь просто так тут оказаться невозможно. Такое чувство, что сюда приходят только за большие ошибки. Меня сюда сунули, чтобы я ощутила на собственных плечах, каково это – поднимать сельское хозяйство.

- А если серьезно, как оказались на селе?

- Дело в том, что мои родители – крестьяне, поэтому я пошла по их стопам. Окончила с отличием Курганский сельскохозяйственный техникум (ныне академия. – Авт.), стала зооинженером. После распределения пришлось три года отработать в соседнем регионе, только после этого вернулась в Челябинскую область. В «Варшавском» начинала с должности зоотехника отделения, затем стала главным зоотехником, а потом меня выбрали директором.

- Наверняка в вашей памяти отложился какой-нибудь необычный случай тех лет…

- Помню, как пришла сюда, а здесь вся техника будто из каменного века. Так хотелось ее всю заменить, ведь раньше было так: два часа урожай убираем, потом два дня ремонтируем транспорт. Но машины некуда было ставить, они стояли на лютом морозе. Однажды мне позвонили утром и сказали, что скот до сих пор не кормлен. Оказалось, трактора никак не хотели заводиться. Приехала на место и чуть дар речи не потеряла: мужики уже все промерзли, стоят с красными лицами, ветер в лицо. Сразу после этого решила построить теплую стоянку. За окном минус 35, а в помещении плюс семь – разница очевидна. Только после этого стали закупать новый транспорт.

- И каким коллективом вам приходится руководить?

- Сегодня у нас работает около 180 человек, большинство из которых пришли сюда много лет назад. Основной костяк составляют механизаторы и животноводы. Помнится, что раньше здесь было аж 67 водителей, а сейчас их всего восемь-десять. Да и для них-то работы нет. Ждем, когда начнется сенаж. Тогда уж они потрудятся.

Могу сказать одно: с работниками веду себя строго, но справедливо. При этом нет разницы, с кем работаю: будь то родственник или просто житель поселка. Если провинился, будь добр ответить за то, что сделал.

Пережили наводнение - утонули в ВТО

-Евдокия Васильевна, как сегодня обстоят дела на предприятии?

- Здесь все не слишком радужно. Многое изменилось после того, как Россия вступила в ВТО. Первое: нам, как сельхозпредприятию, стало тяжело. Столкнулись с проблемой того, что не можем реализовать свою продукцию. Раньше, например, были поставки в Оренбург, Екатеринбург, а теперь они прекратились. Эти города перешли на импортное мясо.

Второе: из-за плохих продаж возникли трудности с расчетом, сотрудники перестали вовремя получать зарплаты. Что и говорить, раньше они зарабатывали больше. Так, в конце года специалистам выплачивались внушительные премии, а сегодня мы не можем себе этого позволить. Благо, рабочих выручают огороды да домашняя скотина.

- Помнится, в прошлом году погода вас не баловала…

- Да, летом нам пришлось пережить и засуху, и наводнение. При этом никакие убытки возмещены не были, а ведь они составили 24 миллиона – деньги немалые. За те 23 года, что я руковожу предприятием, всегда была высокая рентабельность – от 80 процентов, порой она достигала даже 180 процентов.

Знаете, мы бы пережили и плохие погодные условия, но нас все-таки сгубило ВТО.

- Неужели все оказалось настолько серьезно?

- Конечно. Если раньше я прекрасно знала, что смогу спокойной продать 300 - 500 голов, то сегодня такой уверенности нет. Многие звонят и просят лишь по 10 - 15 штук, а это в разы меньше.

Да и цена на мясо существенно упала: продавали по 230 рублей за килограмм, а сейчас – по 180. В результате только с одного кило теряем по 50 рублей. А ведь цены на электроэнергию, воду и прочие услуги растут, как и цена на дизельное топливо.

Что и говорить, мы не в силах платить даже по кредитам. Буквально на днях позвонили из лизинговой компании и ошарашили: сказали, что будут изымать технику. В прошлом году из-за непогоды мы попросили дать отсрочку на год, оказалось, что нам ее не предоставили. Сейчас есть месяц, чтобы найти деньги.

- Какой же выход из столь непростой ситуации?

- Необходимо, чтобы на уровне правительства была принята программа развития сельского хозяйства. Если ее не будет, сельхозпроизводители будут выживать. А ведь хочется жить, и жить достойно.

- А местные власти пытаются хоть как-то помочь?

- Надеемся, что исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский будет заинтересован в развитии сельского хозяйства. Без помощи властей малым и средним предприятиям будет тяжело.

Необходимо, чтобы федеральные власти развивали сельское хозяйство как на Западе, ни в чем не уступая ему. К тому же у нас есть все необходимое для этого.

Бычок - мраморный бочок

- Какое сегодня поголовье в ООО «Варшавское»?

- У нас насчитывается порядка восьми тысяч голов. Но власти постоянно говорят о том, что мы должны увеличивать количество, в противном случае лишат субсидий. А куда мне его расширять, если даже это девать некуда? Мы достигли предела: у нас нет ни лишних полей, ни лишней техники, ни лишних рабочих. Пускай увеличивают те хозяйства, где мало голов.

-Чем герефордская порода отличается от других? Почему выбор пал именно на таких бычков?

- Они были специально выведены для мраморного мяса в 18 веке в английском графстве Херефордшир, а простые коровы нацелены больше на выработку молока. Герефорды появились в Челябинской области в 1964 году.

Им свойственны выносливость и неприхотливость. У быков большой потенциал: первое время они могут наращивать за сутки до двух с половиной килограммов. В Канаде, например, был двухгодичный бычок, вес которого достигал 2,3 тонны.

Мы таких больших животных не выращиваем. Рекордсменом считается бык в 980 килограммов. В то время как средний вес варьируется от 700 до 800 килограммов, а у коровы – 500 - 700 килограммов.

- Неужели мраморное мясо так сильно отличается от обычного?

- Если стейки из мраморного мяса готовятся за полторы-две минуты, то с простым мясом покупатель будет мучиться намного дольше. Да оно так никогда и не прожарится. Могу сказать одно: кто привык есть мраморное мясо, не хочет видеть на своем столе обычную говядину.

- Вот это да! А как обстоят дела с переработкой мяса?

- Сегодня ее нет, хотя раньше был цех в Челябинске. Планировали делать там стейки, копчености, всевозможные полуфабрикаты, но пришлось отказаться. Невыгодно возить за сотни километров одну-две головы. Слишком большие затраты получаются.

- Чем еще занимается предприятие помимо разведения племенного крупного рогатого скота?

- У нас довольно большие поля. В этом году засеяли 23 тысячи гектаров земли, из которых 15 тысяч было отдано под зерновые. Проблема в том, что в сегодняшних условиях никто не знает, за сколько сумеет продать осенью выращенную продукцию. Нас просто поставят перед фактом, и мы будем вынуждены согласиться с теми условиями, которые предложат.

Кстати, за последние годы существенно изменились погодные условия. Желательно переходить на озимые культуры, потому что осенью и весной стало достаточно влаги. Лето же, наоборот, отличается засухой.

- Евдокия Васильевна, не могу не задать этот вопрос: сегодня редко встретишь женщину-руководителя сельхозпредприятия. Тяжело справляться?

- Руководить по сути мужским коллективом сложно, но интересно. Я ведь в этой должности уже 23 года. За это время пришлось через многое пройти. Порой при принятии решений приходится проявлять твердость и принципиальность. Пожалуй, у нас в регионе нет больше женщин, которые бы возглавляли подобные предприятия. По большому счету, нет разницы, кто стоит во главе дела – мужчина или женщина. Для людей главное вовремя получать зарплату и трудиться в нормальных условиях.

- Что помогает вам не опускать руки, когда все сложно и нет стабильности? В чем секрет успеха?

- Наверное, мой девиз: улыбайся, несмотря ни на что! Ну и поговорка, усвоенная с детства: терпение и труд все перетрут. Все получается только у упорных и сильных духом, главное – взяться за дело. Нужно с оптимизмом смотреть на любую проблему и не растерять ту человечность, которая есть в каждом из нас.

Из досье "МК"

Евдокия Васильевна Гребенщикова

Кандидат сельскохозяйственных наук РФ. С 1990 года возглавляет крупнейший животноводческий комплекс Челябинской области – ООО «Варшавское». Воспитала трех детей, имеет трех внуков. В свободное время любит путешествовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру