Как отметил Борис Дубровский, в программе должны быть максимально отражены географические преимущества региона и огромные логистические возможности. Все это может стать перспективной точкой роста для южноуральской экономики. Но пока есть ряд проблем, которые мешают отрасли двигаться вперед. В частности, до сих пор не создан юридический механизм заключения контрактов жизненного цикла с подрядчиками, когда сами дорожные строители несут ответственность за качество сданных ими объектов. То есть нет системного подхода к вопросам контроля за техническим состоянием дорог и качеством ремонтных работ. «Без решения этих проблем мы не начнем двигаться дальше. Мы пока находимся в стадии наведения порядка, но надо перестать топтаться на месте, пора делать шаг вперед», – заявил глава региона.
По мнению министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктора Тупикина для выполнения поставленных задач необходимо внести изменения в существующие нормативно-правовые акты. Уже с 2015 года министерство намерено заключать с подрядными организациями трехлетние контракты на ремонт и содержание дорог. Впервые за все время в области будет создана четкая система весового контроля, что будет способствовать сохранности магистралей. Кроме того, планируется усилить проверку качества дорожных работ и начать применять при строительстве и ремонте новые технологии и материалы. По оценкам минстроя, это позволит вдвое продлить сроки эксплуатации – с 6 до 12 лет.
Глава региона обозначил главные критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект дорожного строительства, чтобы получить финансирование. «Решения должны приниматься на основе качественной экспертизы – с учетом плотности дорожной сети, трафика движения, привязки к населенным пунктам, производственным и социальным объектам. Дороги должны обеспечивать экономике – мобильность, а социальной сфере – доступность. Если проектная документация отвечает таким условиям – под проект выделяются средства, – отметил Борис Дубровский. – Главное условие здесь – качество».
Далее участники совещания высказали свое видение ситуации. Начальник управления федеральных автодорог «Южный Урал» Александр Луцет отметил положительный опыт заключения пятилетних контрактов на содержание дорог. Глава Южноуральского городского округа Евгений Соболев обрисовал наболевшие для муниципалитетов проблемы: весовой контроль большегрузов, помощь экспертов в оценке качества и порядок выделения субсидий на дорожное хозяйство в территории.
Предложения и замечания, высказанные в процессе обсуждения, найдут отражение в едином документе проектного планирования в сфере дорожного строительства. Борис Дубровский поручил своим заместителям и профильным ведомствам подготовить его в течение двух недель.
Отметим, что в 2014 году финансирование дорожного хозяйства в Челябинской области составило 10 млрд рублей. Из них 2,7 млрд будут направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, 7,2 млрл рублей – на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог.
В текущем году планируется ввести в эксплуатацию 36,4 км автомобильных дорог и 471,37 п. метров мостовых сооружений.
В 2015 - 2016 годах финансирование дорожного хозяйства предусмотрено в объеме 10 млрд рублей ежегодно.