Образование - это социальный лифт Куда он поедет – вверх или вниз, зависит не только от школы

До начала нового учебного года осталось чуть больше недели. Родители заняты тем, что собирают детей в школу. Одни выбирают форму, другие приобретают кипу учебников, а сами ученики в спешке пытаются за эти дни прочитать список литературы, который им выдавался на летние каникулы. В общем, настала жаркая пора. К началу учебного года готовятся педагоги и директора школ. На днях у них пройдет областное совещание.

О планах на будущий учебный год, изменениях, которые произошли после принятия нового закона об образовании, результатах ЕГЭ, электронных учебниках и многом другом накануне 1 Сентября еженедельник «МК-Урал» побеседовал с министром образования и науки Челябинской области Александром Кузнецовым.

Образование - это социальный лифт Куда он поедет – вверх или вниз, зависит не только от школы

Общество не привыкло жить без медалей

- Александр Игоревич, что поменялось после введения закона «Об образовании»?

- Начнем с того, что раньше было два закона, теперь их объединили. В результате образовательное законодательство стало более цельным. Очень важно, что в законе определены процедуры, которые, по сути дела, юридически обеспечивают непрерывность образования на протяжении всей жизни.

В новом законе четко говорится о том, что образование начинается практически с рождения человека, а завершается в пенсионном возрасте. Именно так! У пожилых людей есть серьезное желание обрести новые знания. Сам неоднократно убеждался в этом, когда видел, как пожилые люди занимаются в учебных центрах, осваивают компьютеры, Интернет. В их глазах видно искреннее желание достичь результата, идти в ногу со временем.

- Наверняка существуют нюансы, которые не были учтены новым законом?

- Конечно, они есть. Например, история с медалями. Наше общество не привыкло, что можно жить без этих наград. Но ведь никто не мешает школе сделать свои медали и выдать их детям.

Тем более мы сами прекрасно понимаем, что качество медалей за последние годы благодаря нам же девальвировалось. Поэтому в разных учреждениях, муниципалитетах и регионах они имеют разную ценность.

«Лучше знать правду, чем пускать пыль в глаза»

- На ваш взгляд, с чем связаны слабые результаты ЕГЭ в этом году?

- Я бы не сказал, что они слабые. Наши школьники довольно хорошо справляются с экзаменом. Региональные показатели выше среднероссийских. Быть может, они чуть ниже значений прошлого года, но это вполне нормальная практика, так как контрольно-измерительные материалы не бывают одинаковыми.

- Как вы относитесь к тому, что минимальный порог для сдачи ЕГЭ был снижен?

- Думаю, это было все-таки правильное решение, потому что надо было либо не выдавать аттестаты колоссальному количеству выпускников южных регионов страны, либо пойти им навстречу, чтобы они могли продолжить свое обучение на уровне профтехобразования или устроиться на работу. В конце концов, такие школьники освободили места тем, кто пришел им на смену.

Процедура более жесткой проверки знаний учащихся должна сохраниться, потому что лучше знать объективную правду, чем пускать пыль в глаза и принимать решения на основании необъективных результатов.

- Кого же винить в случившемся?

- Меры следует принимать не только к тем выпускникам, кто показал плохие результаты, но и к педагогам и организаторам, которые их готовили. В первую очередь это именно их вина.

- На ваш взгляд, смогут ли сегодняшние школьники написать приличное эссе, если его сделают частью экзамена по литературе?

- Они справятся с этим. Не думаю, что для этого требуются выдающиеся способности. В конечном счете не боги горшки обжигают. Научим писать тех, кто не умеет, и заставим тех, кто не хочет (улыбается).

Я постоянно говорю о том, что экзамен не следует воспринимать как нечто застывшее, он будет меняться. Например, может измениться форма его проведения и некоторые процедуры перейдут в электронный вид. Подобный эксперимент проводили по информатике.

Кстати, в этом году при проведении досрочного этапа решили распечатывать материалы экзамена непосредственно перед ЕГЭ. Обычно КИМы возят к нам, а тут мы сами их распечатали. Это делалось для того, чтобы повысить объективность и прозрачность экзамена.

«Никогда не будет объективной истории»

- Александр Игоревич, еще одна тема вам, как бывшему учителю истории, наверное, небезразлична. Ведутся до сих пор ожесточенные споры о том, каким должен быть учебник истории. Возможно ли создание такого учебника, который даст подрастающему поколению более-менее объективное представление о нашем прошлом?

- Боюсь, что нет. Я прекрасно понимаю, что история не просто наука, она политизированная наука. Никогда не было и не будет объективной истории. Любая гуманитарная наука объективно страдает субъективизмом. Невозможно избавиться от личности самого исследователя, будь то историк или филолог. Надо воспринимать это нормально, так как роль исследователя здесь довольно велика.

История всегда будет переписываться в зависимости от того, на каком этапе находится страна, исследователь, группа специалистов.

- Но как же тогда быть с претензиями к учебникам, которые то и дело можно услышать?

- Они предъявлялись всегда. Сейчас мы воспринимаем некоторых историков как классиков. Например, Ключевского, когда он писал свою историю, так костерили, так ругали. А что в итоге? Подобной участи заслужил и Карамзин. Поэтому не исключено, что потом будут хвалить того, кого ругают сегодня. Люди меняются со временем, как и их оценки.

Учителя в престиже

- Как вы оцениваете тот уровень образования, который сегодня предлагает школа?

- Я всегда советую прочитать доклад международной группы экспертов ЮНЕСКО, в котором говорится о хорошей школе. Там четко прописано, как появляется такая образовательная система и что для этого должно быть. Необходимы хорошая материально-техническая база, высокая квалификация персонала и хорошее содержание образования. Это три кита образования.

- Могли рассказать подробнее, что кроется за каждым из пунктов?

- Последний пункт, например, подразумевает государственные стандарты второго поколения, на которые мы постепенно переходим. Во ФГОСах есть очень важная часть – внеурочная. Ребенок под руководством педагога в группе или индивидуально должен заниматься проектированием, проектными методиками. Кроме того, радикально поменялась материально-техническая база. А для квалификации сначала следует повысить зарплаты педагогам, чтобы профессия была привлекательной. Также следует поднять качество педагогического образования в колледжах и вузах.

- Неужели профессия учителя не востребована?

- Как раз наоборот! Уже сейчас можно заметить, что педагогических вакансий в регионе практически нет. Если раньше была нехватка кадров, то в прошлом году я столкнулся с ситуацией, когда учитель английского языка не смог найти работу в Челябинске. А ведь эта специальность раньше была супердефицитной!

- Что же тогда сыграло роль в том, что работать учителем стало престижно?

- Это явление многофакторное. Однако зарплата играет все-таки доминирующую роль. Если работа учителя должным образом оплачивается из государева кармана, власти тем самым дают понять, кого они ценят больше!

Из физиков получаются хорошие лирики!

- Сейчас основной упор в образовании делается на технические специальности. Не приведет ли это к тому, что мы станем хуже знать культуру, литературу?

- Ни в коем случае! Акцент делается лишь потому, что это достаточно сложные специальности и подготовка по ним гораздо более затратная. К сожалению, в условиях расцвета высшего негосударственного образования многие семьи шли по более легкому пути – гуманитарному, хотя по складу они технари.

Кстати, я знаю массу лириков, которые по первому образованию физики. Многие отечественные певцы, поэты, литераторы получили техническое образование. Я в этих случаях говорю так: «Из физиков получаются хорошие лирики, но не знаю ни одного лирика, из которого бы вышел хороший физик».

Поддерживать со стороны государства техническое направление, подготовку таких кадров, несомненно, нужно, потому что это дорогое удовольствие, которое не потянуть семье. Стоимость подготовки нормального инженера в два раза выше ценника по подготовке гуманитария. Связано это с тем, что техническое образование подразумевает использование дорогостоящей аппаратуры и оборудования.

- Как вы относитесь к платным услугам? По-прежнему ходят разговоры, что в школах оставят только определенный набор предметов, а за все остальные придется платить…

- Я уж думал, эти глупости давно все забыли! Практика нынешней жизни должна убеждать, что этого не произойдет. Расходы на образование из бюджета постоянно растут. Например, повышается зарплата педагогов. Я уж не говорю о целевых вливаниях в материально-техническую базу системы образования на всех ее уровнях.

Сейчас не стыдно зайти в сельскую школу. Когда подъезжаешь к любому поселению и видишь приличное здание, понимаешь, что это точно школа.

- Сегодня, чтобы поступить в вуз, многие ходят к репетиторам, на курсы. С чем это связано?

- Ни в коем случае не с тем, что школьникам дают мало знаний. Просто среди абитуриентов растет конкурентность за те или иные бюджетные места.

Школа дает некий стандартный уровень и вполне справляется с этим. Тем более нужно понимать, что образовательный процесс - это обоюдный процесс. Здесь не только учитель должен учить, но и ученик должен хотеть учиться. А если он этого не хочет, то ничего не получится. С таким учеником ничего не сделаешь!

Нужно осознавать, что образование - это один из социальных лифтов. И если ты поступил в хорошее учреждение и получил хорошие знания, у тебя будет успех в жизни.

Издательства играют – родители страдают

- Насколько сегодня школы укомплектованы учебниками?

- Проблема с укомплектованностью существует, и мы ее не скрываем. Сейчас она составляет около 80 процентов. Однако без учебников никто не сидит. Другое дело, что порой нам приходится использовать литературу, которая не вошла по тем или иным причинам в перечень федеральных изданий.

- Однако родители тратят колоссальные деньги на комплект учебников…

- Так оно и есть. Сегодня стоимость одного учебника составляет примерно триста рублей. Такие высокие цены во многом сложились из-за игр, которые ведут между собой издательства.

Если прикинуть, то библиотечный фонд региона обойдется в полтора миллиарда рублей. Пока мы не уйдем на альтернативные варианты литературы, от проблемы не избавиться.

- А что это за альтернатива?

- Электронные учебники. С 1 января 2015 года все бумажные книги должны будут сопровождаться электронной версией. К сожалению, пока не все издательства к этому готовы. Однако я думаю, что вступление в силу закона подстегнет их к такому шагу. С развитием электронного контента стоимость литературы сократится существенно.

- Проблема только в деньгах?

- Нет, электронный учебник предоставляет другие дидактические возможности. В нем есть интерактивные материалы: аудио- и видеофайлы, меняющаяся графика, ссылки на справочные материалы. Не говоря уже о том, что можно калибровать текст под свой индивидуальный уровень зрения. Пока же мы вынуждены вкладывать сумасшедшие деньги в бумагу и картон.

- Сейчас кто-нибудь занимается на электронных учебниках?

- Более тысячи школьников в Челябинске, Магнитогорске, Копейске и Сосновском районе осваивают планшеты. Одни работают на отечественных планшетах «Аквариус», другие - на китайских «раскладушках», третьи – на планшетах фирмы Apple.

- Кто должен покупать эти устройства?

- Пока решения, кто будет их приобретать, нет. Многое зависит от технических возможностей планшетов. Есть устройства, цена которых варьируется от трех до пяти тысяч рублей. Это, конечно, не самый лучший вариант. А хороший планшетник стоит достаточно дорого – 12 - 16 тысяч.

Врезка

Через год начнется грандиозный проект – массированное строительство школьных зданий для того, чтобы все дети учились только в первую смену. Это связано с переходом на госстандарты второго поколения, которые предусматривают внеурочное время на проектную деятельность. После обеда школьники будут заниматься разработкой проектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру