Меняем деньги на знания?

Первое сентября уже несколько лет как перестало быть для меня праздником, и былого радостного предвкушения начала учебного года у детей я не испытываю, а в школу, прямо скажем, иду без особого энтузиазма. Поговорив с друзьями, коллегами, выяснила, что не мне одной лезут в голову подобные мысли. Причину безрадостных родительских ожиданий одна знакомая мама выразила просто: «Знания все хуже, денег все больше!»

Не могу не согласиться. В школу нынче родителям надо приходить «материально подкованными». Фонд класса, фонд школы, продленка, питание, ремонты, классные мероприятия, поездки, учебные пособия, форма, факультативы, курсы, репетиторы… Расходы растут постоянно. При этом не всегда понимаешь, ради чего затевается то, на что с родителей требуют плату.

А теперь учебным заведениям, в некотором смысле, развязали руки. Для бюджетных учреждений (к коим относятся и школы) правительство установило новый предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и работника: от 1 до 8. То есть директор вправе получать в восемь раз больше, чем рядовой учитель (раньше было в пять). В связи с этим региональный министр образования и науки Александр Кузнецов предложил отменить многолетнее ограничение, при котором директора могли себе доплачивать за счет внебюджета не более 50 тысяч рублей. Финансировать увеличение собственной зарплаты теперь позволительно из внебюджетных источников, поскольку бюджет, разумеется, к такому повышению не готов. Предполагается, что чем больше «зарабатывает» учреждение, тем выше может быть зарплата директора. То есть ищите деньги, да воздастся вам. А как может заработать школа? Давайте откинем всякую ерунду типа пошива кухонных полотенец на уроках труда или изготовления табуреток для продажи на школьной ярмарке. Основным источником внебюджетных доходов школы были, есть и будут родители. Дальше выводы делайте сами. И не удивляйтесь, когда к обычному расписанию вам предлагают еще и перечень платных факультативов и кружков, многие из которых хоть формально и не совпадают с программой предмета, но очень желательны для полноты знаний. Ну и «добровольные» пожертвования, разумеется, не сбрасывайте со счетов.

Теперь что касается знаний и прочих важных вещей. Многие родители все чаще жалуются на невозможность повлиять на то, что происходит в учебном заведении. Например, вашему классу дали учителя, который свой предмет знает плохо или психологически неуравновешен. Бывают такие кадры, что к детям подпускать небезопасно. Родители возмущены – а сделать ничего не могут. Более того, с принятием новой редакции закона об образовании они в своих правах вообще ограничены. Любое их действие можно с легкостью трактовать как неуважение к работникам образовательного учреждения. Остается уповать на репетиторов, что опять же только увеличит ваши расходы.

Или вопрос о форме. Решение, так или иначе, большинству родителей спущено сверху. Можно сказать: участвуйте, дорогие мамы и папы, в работе школьных советов. Но практика показывает, что попадают в них, как правило, самые лояльные администрации школы родители. Да и не сильно в такой ситуации «повоюешь», отстаивая мнение, так сказать, общественности: излишней активностью многие боятся навредить своему же ребенку. Поэтому на советах царит абсолютный «одобрямс».

Что делать со всей этой системой? Я для себя ответа не нашла. Варианты «бороться» и «смириться» одинаково неприемлемы. Выходит, остается только ждать, когда дети окончат школу. И тогда 1 сентября встречать безмятежно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру