Челябинский художник Василий ШМУРАДКО: «Почему бы в Челябинске не организовать международную художественную выставку?»

Василию Васильевичу Шмурадко 64 года. Он родился и вырос в Белоруссии, а после окончания медицинского института, в 1973 году, приехал в Челябинск и до сих пор остается практикующим врачом.

Челябинский художник Василий ШМУРАДКО: «Почему бы в Челябинске не организовать международную художественную выставку?»
Фото Евгении Вериго

Он рисовал с шестилетнего возраста, участвовал в республиканских конкурсах детского рисунка. Уже в Челябинске, в зрелом возрасте, после подготовки в изостудии ДК ЧТПЗ поступил и окончил Ленинский университет знаний, факультет культуры, отделение художников-дизайнеров. Член творческого Союза художников России, член Московского объединения художников международного художественного фонда, один из организаторов и в настоящий момент руководитель творческого объединения «Горный пленэр».

Мастер успешно работает в жанре портрета, пейзажа и натюрморта, при этом отдавая предпочтение пейзажу. Причем с его «Вечерним Дрезденом» или «Ниагарским водопадом» и «Сфинксом» соседствуют «Останцы на Зюраткуле», «Утро на Кисегаче» и «Серпиевка». Василий Васильевич много путешествует по России и зарубежью и очень любит уральскую природу.

Свой возраст Василий Васильевич считает вполне подходящим для философских бесед о жизни и творчестве.

О медицине и живописи

- Раньше процентов 80 своего времени я уделял медицине, процентов 20 — живописи. Сейчас, наоборот, 20 процентов уделяю медицине, остальное — живописи. Всю жизнь я борюсь в себе с этим противостоянием двух искусств. Медицина ведь тоже искусство.

И то, и другое, безусловно, искусство, хотя Чехова я всегда представляю только как писателя и драматурга. Как врач он ничем особенным не блистал, и если бы занимался этим делом, так бы и остался неизвестным.

Поэтому на открытии очередной выставки я всегда говорю: «Живопись — это род моего творчества, очень дорогой, я всю жизнь этим занимаюсь. Будем говорить об этом, а медицина к этой выставке никакого отношения не имеет».

Кто-то из моих коллег навсегда остался медиком, кто-то завязал с медициной и занялся исключительно творчеством, кто-то параллельно занимался и медициной, и искусством. Существуют разные подходы.

О возрасте и мудрости

- Я считаю, что после 60 жизнь не кончается, и многие отмечают, что в этом возрасте она только начинается. После 60 несколько уменьшается количество забот разного рода: уже повзрослели дети, есть какая-то материальная база, которая позволяет не суетиться, а жить в свое удовольствие. Я имею в виду жилье, пенсию, которую точно заработал уже…

Можно не отвлекаться на мелочи, потому что стал мудрым. Мудрость порой важнее знаний. Я всегда говорю, что человек, который прожил жизнь и не набрался мудрости, напрасно жил. Мудрость человека нужна не его детям или внукам, а ему самому, чтобы он спокойно доживал, пока маразм его не прикончил (смеется).

Мудрость заключается в том, что человек перестает суетиться, а концентрирует свое внимание на чем-то более значимом и интересном.

В чем я увидел мудрость? Первое — у меня появилась возможность больше читать и вникнуть в то, что меня интересовало раньше. Второе — я стал больше путешествовать. Пока еще глаза видят, уши слышат и ноги двигаются, надо собирать денежку и отправляться в дорогу, потому что путешествия дают возможность реально посмотреть на то, о чем ты читал или слышал, на то, что ты посмотрел по телевизору в «Клубе путешественников». Прикоснуться к этому важнее.

О Сальвадоре Дали и Эль Греко

- Увиденное ты совершенно иначе воспринимаешь, особенно это подтвердило мое последнее путешествие в Испанию.

Я приведу два примера. Сальвадор Дали в эпоху моей молодости преподносился как человек с неадекватной психической установкой, потому что то, что он создавал, ненормально. Но когда я прикоснулся к его творчеству, оказалось, что это отнюдь было не так. С точки зрения нынешнего времени его можно назвать великолепным менеджером. Так уметь устроить шоу, устроит театр из своих произведений! Это дорогого стоит.

Второй момент, о котором я хотел бы упомянуть, - творчество Эль Греко, который был несколько необычным художником по сравнению с другими испанскими мастерами. Многие из них изображали людей богатых, успешных. И только Эль Греко писал людей худых, с вытянутыми лицами, странным взглядом и серо-зелено-коричневым оттенком на лице… Я обращался к разным источникам, и везде объясняли, что это такой символ святости, на картинах Эль Греко изображены люди верующие, соблюдающие пост… Но оказалось, все совсем иначе. Это я узнал в Испании во время встречи с его картинами. Эль Греко был бедным художником, он не имел доступа к изображению богатых людей, а натуру использовал в психоинтернате. Поэтому лица на его картинах такие странные на вид. К тому же в интернате не слишком баловали едой, поэтому люди были худые.

О вселенском разуме и энергетике

- Я слежу за литературой всякого рода и там обнаружил любопытные сведенья. Сейчас мы часто пользуемся Интернетом, он позволяет нам общаться со всем миром, находить полезную информацию… Точно такой же «Интернет», с точки зрения ученых, существует вокруг земного шара, вот этот вселенский разум, который еще до конца не изучен. На уровне квантов из тела человека после смерти уходит то состояние или энергетика, которую в христианстве называют душой… То есть она никуда не исчезает, она в виде квантов остается в этой оболочке вокруг Земли.

И иногда контакт с ней, с энергетикой, есть. И чем больше наполнен вселенский разум всеми достижениями великих людей, которые уже умерли, тем больше эта информация передается определенным людям из числа живущих.

О судьбах художников

- Если нет этой связи с вселенским разумом, допустим, человек получил навыки в художественном училище, и будет он всю жизнь мазюкать, получать денежки и тихонько уйдет из жизни… Или если он разовьется, будет повышать уровень образования, найдет свой стиль и станет заслуженным художником. Но если ему будут ставить препоны, а у нас это широко практикуется, он ничего не добьется и будет тыкаться-тыкаться и, скорее всего, сопьется и уйдет из жизни, разочаровавшись. И наконец, есть такая группа людей, которые несмотря ни на какие препоны, продолжают жить в творчестве.

То же самое и я. У меня разное было в жизни. Случалось так, что детей кормить нечем было. Необходимо было пропадать на работе, чтобы просто зарабатывать деньги. Но тем не менее я не отказался от живописи.

Были курьезы в семье, когда жена говорила: «Так, даю тебе 45 минут, можешь пойти и порисовать». Благодаря такому подходу я всегда имел уже выдавленные краски, этюдник у меня стоял. Я приходил за две минуты и начинал писать. То есть за то время, которое мне выделялось, этюд уже был готов. Если бы не было таких рамок, может быть, я бы и не научился так быстро работать.

О Международном художественном фонде

- Так как у меня было много выставок за пределами страны, меня заинтересовало вступление в Международный художественный фонд. Я обратился в московскую организацию, где состою в Творческом союзе, мне сказали: «Пожалуйста». Рассмотрели предоставленные мною документы и приняли в фонд.

Это членство позволяет участвовать в выставках, проводимых этим фондом, и плюс в выставках международных. А кроме того, теперь у меня бесплатное посещение всех музеев мира. Ну разве это не здорово?

Об объединении «Горный пленэр»

- В 1992 году мы с художником Василием Григорьевичем Гореловым решили объединить людей для совместных выездов и общения по вопросам живописи. Так и появилось творческое художественное объединение «Горный пленэр».

Съездили мы в Сыростан и купили там дом. Сначала хозяин просил за него четыре тысячи, но увидел, как мы лихо собрали деньги, и повысил цену до шести тысяч. Но мы все равно дособирали и купили дом… Василий Григорьевич умер, я назвал его именем наше объединение и сейчас его возглавляю. В Челябинске нам предоставляют помещение для выставок в библиотеке имени Д.И. Мамина-Сибиряка на улице Гагарина.

А вообще пленэр предполагает работу под открытым небом. Среди художников мало желающих работать на природе, но там, на свежем воздухе, есть определенное чувство радости. Каждое воскресенье я выезжаю куда-нибудь на природу и пишу. Несмотря на дождь и ветер, можно хотя бы сделать наброски, а потом дописать дома.

Неудобный вопрос

- Сейчас я вам задам один вопрос. В Челябинске три памятника композиторам. А кому из художников поставлены памятники в нашем городе? Никому. Ладно хоть улицы стали называть.

О путешествиях и зарубежных выставках

- В свое время я объездил всю Прибалтику, Грузию, Украину, Белоруссию… Был у меня круиз по Дунаю, я посетил там шесть стран. Было очень любопытно. Кроме того, я побывал в Австрии, Германии, Люксембурге, Норвегии, Соединенных Штатах… Когда я, так сказать, засветился на небосводе компьютерном, появилось много приглашений на выставки со всего мира. В Париж, в другие города и страны приглашают. Единственное, это накладно, потому что дорогу и проживание они не оплачивают… Сейчас стало много виртуальных участий. Это здорово, интересно и необычно, точнее — теперь обычно. В прошлом году я сам ездил в США, а теперь переслал им работы по Интернету, и полный порядок…

Еще один неудобный вопрос

- Почему бы в Челябинске не организовать международную художественную выставку? Не только же дзюдо интересно… А где мы можем это организовать? Нигде. У нас есть областной выставочный зал? Или городской? Или районные? В Чебаркуле, Аше и Сатке, например, есть, а в таком крупном областном центре нет. Картинная галерея и та расположена в дореволюционном здании, в старом купеческом доме.

О собственном направлении в живописи

- Мои картины — это все-таки реализм, но реализм, пропущенный через себя. То, что вы видите на полотнах, это мое отношение к увиденному. Мы смотрим на окружающие нас образы природы, и каждый воспринимает все по-своему.

Поэтому, если я вижу три дерева, не обязательно я напишу именно три дерева. Я могу убрать скалы с переднего плана или переставить их в другое место. Но образ Урала останется.

О южноуральской природе

- Нашу область люди, даже те, кто прожил тут всю жизнь, очень плохо знают.

Когда 41 год назад я приехал на Урал, я влюбился в него и любую возможность, еще будучи медиком, использовал для того, чтобы съездить везде и посмотреть.

Вот, например, Нязепетровск. Это интереснейшее место. Так называемое Десятиречие, великолепная пещера Сказ, народные промыслы… Там плетут из коры черемухи! Ну а сами дома зимой! Двухметровые шапки снега на крышах… Около Малого Таганая я нашел болото, в центре которого растет морошка, а это северная ягоды. Из болота вытекают две речки, одна ведет в Каспийское море, другая — в Северный Ледовитый океан.

Об отношении художника к деньгам

- Вот возьмем Сурикова. Он едет на девять месяцев с семьей в Европу, чтобы собирать материал для картины «Переход Суворова через Альпы». Если бы он у него не было таких средств — не поехал бы… Репин был богатым человеком, своих «Казаков» он продал за 30 тысяч «царских» рублей. Это были сумасшедшие деньги!

Художник и поэт независимо от средств остаются творцами, деньги позволяют им совершить поездку, собрать нужную информацию, встретиться с людьми, необходимыми ему для работы.

Я, например, мечтал побывать на Ниагарском водопаде и съездил туда. Девять часов добирался на автобусе из Нью-Йорка. Теперь я хочу побывать на водопаде Игуасу, что на границе Бразилии и Аргентины. Были бы у меня деньги, я бы вообще сделал цикл «Водопады».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: ЭТЮДЫ В ЮЖНОУРАЛЬСКИХ ТОНАХ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру