В Челябинской области родители школьников настаивают на пятидневке

Родители южноуральских школьников, после того как узнали, что столичные учебные заведения перешли на пятидневку, стали возмущаться, почему же их дети учатся еще и в субботу. Причем недовольство растет день ото дня.

Эксперты решили разобраться, какие плюсы несет в себе пятидневная рабочая неделя и почему руководители школ не торопятся менять график работы.

В Челябинской области родители школьников настаивают на пятидневке
Фото из архива редакциии

Выбор – за школой

По мнению министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, при пятидневке у ребенка, с одной стороны, появляется больше времени на отдых, а с другой – остается меньше времени на изучение тех или иных образовательных дисциплин.

- Думаю, что с переходом на государственные стандарты второго поколения ситуация изменится. Кроме того, еще одним немаловажным фактором является то, что с уменьшением академической нагрузки снизится численность педагогического состава, - констатирует министр. – На мой взгляд, законодатели правильно сделали, что дали возможность учебным заведениям самим определять, как будут учиться дети в той или иной школе, поскольку все они разные. Для нас главное - чтобы был достигнут конечный результат.

Сокращенка или продленка?

Точку зрения министра образования разделяют директора школ. Так, директор 11-го лицея Елена Киприянова ратует за шестидневку. При этом решение о длительности рабочей недели в лицее принимает совет учебного заведения.

- У каждой школы своя миссия. Мы, например, развиваем одаренность, - говорит Елена Киприянова. – У каждого из нас есть право выбора учебного заведения. Перед тем как зачислить ребенка в лицей, я лично спрашиваю, отдают ли себе отчет родители, какая нагрузка ляжет на ребенка.

А вот в школе № 67 предусмотрен комбинированный вариант: есть как пятидневка, так и шестидневка. По словам руководителя образовательного учреждения Светланы Веретенниковой, ученики младших классов ходят на занятия в течение пяти дней, для остальных же суббота – рабочий день.

- При сокращенной рабочей неделе невозможно дать тот уровень знаний, который необходим, - считает директор школы. - Если же мы будем пытаться выдать положенное количество часов в течение пяти дней, то нас накажет Роспотребнадзор, так как нельзя превышать лимит нагрузки на школьников.

Родители жалуются на дефицит общения

При общении с родителями школьников выяснилось, что основная претензия к шестидневному графику заключается в том, что взрослым просто-напросто не хватает общения с детьми.

- Большинство выступает за пятидневку. Также родители недовольны большой нагрузкой, - говорит председатель совета родителей Челябинской области Елена Сыркина. – При этом 80 процентов родителей вообще не знают, что могут принимать участие в обсуждении графика обучения. А из-за вакуума рождается большое количество слухов.

Эксперты считают, что родителям необходимо активнее включаться в дискуссию с руководством образовательных учреждений.

По словам руководителя исполкома ОНФ в Челябинской области, члена Общественной палаты РФ Дениса Рыжего, при двух выходных днях у детей намного лучше будет усваиваться материал, да и на здоровье это тоже отразится.

Цифра в тему

63,5 процента школ в Челябинской области организуют обучение начальных классов исходя из пятидневки, в 6 процентах школ пятидневная учебная неделя у учащихся 5 – 9-х классов.

«Аттестат зрелости и ноль здоровья»

Суббота и воскресенье в качестве выходных дней позволят сохранить здоровье школьников. К тому же статистика показывает, что 70 процентов учащихся имеют какие-либо отклонения в здоровье и нуждаются в лечении. Такие данные были озвучены главным оториноларингологом области Мусосом Коркмазовым.

- Каждый второй ученик нуждается в санаторном лечении, у каждого третьего проблемы со зрением, - констатирует специалист. – При этом умственные нагрузки приравниваются к физическим, а переутомления приводят к проблемам с психическим восприятием информации. Школы выдают аттестат зрелости и ноль здоровья.

Избежать негативных факторов можно при помощи нормативов, которые находятся под контролем сотрудников Роспотребнадзора. Так, каждый предмет имеет свой уровень сложности, и уроки с разной нагрузкой необходимо чередовать.

- На сегодняшний день главная причина, которая не позволяет грамотно составлять расписание, – нехватка кадров, особенно это касается профильных предметов, таких как иностранные языки, физика, математика, - говорит начальник отдела охраны здоровья детей и подростков Роспотребнадзора Челябинской области Елена Мурашева. - Зачастую расписание формируется исходя из того, когда могут проводить учебные занятия совместители. Нарушения существуют, и они сказываются на состоянии здоровья учащихся.


«МК-Урал» поинтересовался мнением родителей о том, какой должна быть учебная неделя. Алексей Севастьянов, уполномоченный по правам человека Челябинской области: - На мой взгляд, пятидневка намного лучше шестидневной учебной недели. У детей остается больше времени на отдых. Да и для родителей это наиболее удобная форма. Допустим, вся семья может вечером в пятницу уехать за город и провести на природе два полноценных дня. С другой стороны, я понимаю, что сегодняшним школьникам приходится осваивать довольно большой объем знаний и уместить его в пять дней проблематично. У моей дочери, например, даже в субботу по пять уроков. К тому же ей приходится посещать еще дополнительные занятия. Однако, несмотря на это, она любит ходить в школу. Светлана Наумова, индивидуальный предприниматель: - Сначала школа, где учатся двое моих детей, работала на пятидневке. У детей было по шесть-семь, иногда даже восемь уроков с учетом факультативов. Но все-таки оставались два выходных дня. Потом перешли на шестидневку, вроде бы из благих побуждений - чтобы дети не переутомлялись. Действительно, в расписании у младшего четыре-пять уроков, у старшей – пять-шесть. Но вот что получается: с учетом факультативов, которые мы продолжаем посещать, выходят те же шесть-семь, а иногда и восемь уроков, только теперь не пять, а шесть дней в неделю. В расписании образовались ненужные «окна». В общем, очень неудобно, зато теперь соответствует всем нормативам. В единственный выходной - воскресенье - мы учим уроки. И получается, отдыха у ребят вообще не стало. Валентина Такшаитова, педагог дополнительного образования: - Лично я считаю, что если в школе нет узкоспециализированного направления, то дети с первого по седьмой класс должны учиться только пять дней в неделю. В этом есть ряд преимуществ. Во-первых, не нарушается закон об образовании; во-вторых, нет нарушения прав несовершеннолетних детей, не достигших 13-летнего возраста; в-третьих, ребенок меньше устает, а следовательно, больше отдыхает. Наконец, он с удовольствием ходит в школу, лучше запоминает материал и адекватно ведет себя на уроках.

Кстати:

• В Белоруссии повсеместно установлена пятидневка, исключение составляют старшеклассники, у которых по субботам ведутся факультативные занятия.

• В Германии школьники учатся пять дней в неделю.

• В Японии пятидневный график учебы. При этом ученикам младших классов не задают уроки на дом.

• Во Франции в школах выходные дни не только в субботу и воскресенье. Для учеников введен дополнительный день отдыха в среду.


 «МК-Урал» поинтересовался мнением родителей о том, какой должна быть учебная неделя.

Алексей Севастьянов, уполномоченный по правам человека Челябинской области:

- На мой взгляд, пятидневка намного лучше шестидневной учебной недели. У детей остается больше времени на отдых. Да и для родителей это наиболее удобная форма. Допустим, вся семья может вечером в пятницу уехать за город и провести на природе два полноценных дня.

С другой стороны, я понимаю, что сегодняшним школьникам приходится осваивать довольно большой объем знаний и уместить его в пять дней проблематично. У моей дочери, например, даже в субботу по пять уроков. К тому же ей приходится посещать еще дополнительные занятия. Однако, несмотря на это, она любит ходить в школу.

Светлана Наумова, индивидуальный предприниматель:

- Сначала школа, где учатся двое моих детей, работала на пятидневке. У детей было по шесть-семь, иногда даже восемь уроков с учетом факультативов. Но все-таки оставались два выходных дня. Потом перешли на шестидневку, вроде бы из благих побуждений - чтобы дети не переутомлялись. Действительно, в расписании у младшего четыре-пять уроков, у старшей – пять-шесть. Но вот что получается: с учетом факультативов, которые мы продолжаем посещать, выходят те же шесть-семь, а иногда и восемь уроков, только теперь не пять, а шесть дней в неделю. В расписании образовались ненужные «окна». В общем, очень неудобно, зато теперь соответствует всем нормативам. В единственный выходной - воскресенье - мы учим уроки. И получается, отдыха у ребят вообще не стало.

Валентина Такшаитова, педагог дополнительного образования:

- Лично я считаю, что если в школе нет узкоспециализированного направления, то дети с первого по седьмой класс должны учиться только пять дней в неделю. В этом есть ряд преимуществ. Во-первых, не нарушается закон об образовании; во-вторых, нет нарушения прав несовершеннолетних детей, не достигших 13-летнего возраста; в-третьих, ребенок меньше устает, а следовательно, больше отдыхает. Наконец, он с удовольствием ходит в школу, лучше запоминает материал и адекватно ведет себя на уроках.


 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: Нужна ли школе пятидневка?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру