Опыт выживания охотхозяйства

Виктор Борзенко золотую рыбку сам разводил

Виктор Борзенко – человек сложения могучего. Такие в стародавние времена наверняка на медведя с рогатиной ходили. Потому величать его приличествует по отчеству – Виктором Леонидовичем. Этот могучий Виктор Леонидович, так думаю, не случайно без малого двадцать лет назад большинством голосов был избран председателем Еткульского районного общества охотников и рыболовов.

Виктор Борзенко золотую рыбку сам разводил
Председатель Еткульского общества охотников и рыболовов Виктор Борзенко

Но в повествовании о нем и опыте выживания мы все-таки невольно забегаем вперед, потому что путь его к делу, ставшему жизненно необходимым, начался гораздо раньше. Корнями он уходит в детство. Исстари на Руси велось, что отец учил отпрыска своей профессии. Кузнец, например, передавал сыну секреты кузнечного дела. И кто мог быть лучшим учителем ремесла, как не глава семьи?

Но, как теперь говорят, «фишка» в том, что и мать и отец Борзенко были учителями. Казалось – вот прямая дорога в педагогический вуз. Поскольку отец был заядлым охотником и рыболовом, поступать сын должен был, в крайнем случае, на естественно-географический факультет, тем более что увлечение охотой и рыбалкой и умения соответственные Виктору перешли от отца. И знания в этом непростом деле – от него же.

Но парень поступил в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Так сказать, проявил характер. Педагогическое поприще не очень-то прельщало его.

К тому времени семья из Варны переехала в Еткуль: отца перевели на работу в этот районный центр, где он стал заведовать отделом народного образования. Леса здесь богатые, а потому увлечение Виктора вошло в новый виток, окрепло и усилилось настолько, что как только в учебном процессе случалось «окно», мчался домой, чтобы не только сезон охоты не пропустить, но и просто в лес отправиться, на берегу озера у костерка с отцом, с друзьями посидеть.

Но если мы будем говорить, что охота у младшего Борзенко в то время стала главным делом в жизни, то погрешим против истины.

Окончив факультет механизации, Виктор Борзенко очень даже хорошо продолжал вписываться в сельскую жизнь. Как человек деревенский, а теперь специалист дипломированный, он был востребован и в совхозе, где в должности главного инженера «правил бал», а позже и на посту начальника передвижной механизированной колонны Увельского управления «Сельхозмонтажкомплект», коллектив которого сдавал под ключ животноводческое оборудование в совхозах и колхозах всей области.

Тут бы жить да поживать: и любимая работа при нем, и на увлечение время есть, но наступил 1995 год и то, что еще вчера казалось незыблемым и долговечным, стало разрушаться, приходить в упадок. Какое-то время ПМК еще держалась на плаву, но в конце концов стало ясно: корабль под гордым названием «Сельхозмонтажкомплект» тонет и спасти его невозможно. «Капитан» Борзенко, оказавшись «на берегу», задумался: а что делать дальше?

Случай помог изменить его жизнь и превратить хобби в каждодневную работу.

В то время председателем районного общества охотников и рыболовов был Владимир Борисович Хамацкий. Он и основал когда-то Еткульское общество. А возраст его к тому времени перевалил за семьдесят лет. Так вот, учитывая все человеческие и профессиональные данные охотника Борзенко, он предложил его кандидатуру в качестве преемника руководителя общественной структуры.

Думаете, Борзенко сразу возликовал: мол, увлечение станет постоянной работой? Как бы не так. Сомневался он не день и не два. И понять его просто: одно дело – сельская стезя, где институтские знания соответствовали профилю работы, другое – новая сфера, хоть и не совсем неизвестная, однако просто охотиться и рыбачить довольно просто, а руководить всем охотхозяйством ему, как вы понимаете, не приходилось.

Чаша весов склонилась в пользу перехода в кресло руководителя районного отделения общества охотников и рыболовов. Да и голосовали за его кандидатуру дружно. Трудности – что были тогда в ПМК, что на новом месте – в сущности, были схожи и соответствовали переходному периоду. Охотхозяйство тогда тоже пришло в упадок, и это не было чем-то чрезвычайным в то время. Вон какие гиганты оказывались колоссами на глиняных ногах. И в больших делах, и в малых экономическая среда была тогда одинаково проблемной.

Однако руки опустить – в проигрыше быть. Конечно, охотхозяйство – не промышленное предприятие или совхоз-гигант, масштабы иные, но и тут умишком пораскинуть надо, как из экономического болота выбраться. Новое руководство решило отбросить уже не дававшие прибыли устаревшие коммерческие идеи и замахнулось на дотоле неизведанное поле деятельности.

Глава района помог взять в аренду два озера – Аткуль и Селезян. Стали члены районного общества охотников и рыболовов во главе с председателем и его немногочисленным штатом их зарыблять. Потом в их ведении появилось озеро Горькое (там подъем воды пошел). Поселили туда мальков пеляди. Рыбка подрастала, набирала вес. Потихоньку дело пошло. Ружья и удочки новоявленные рыбопроизводители временно отложили в сторону и стали торговать выращенным продуктом.

Сейчас редко вспоминают, как тяжело было на первых порах. Зарплату егерям нечем было платить. Но поднялись с колен. На своих озерах организовали также любительскую рыбалку. Развели карпа, продавали путевки и уже не бедствовали: стали оргтехнику покупать, машины, лодки, катера, что в новой деятельности необходимо. Словом, преодолели финансовый кризис.

Рассказываем мы об этом так подробно для того, чтобы подчеркнуть, как важна хозяйская сметка, творческий подход к решению проблем. И сейчас многим не верится, что еще два десятка лет назад на охоту в оскудевших угодьях не приобретались путевки, а авторитет у районного общества был почти на нуле.

Но и теперь, конечно, не без проблем. Ущерб приносит браконьерская рыбалка, которая не исчезла с подконтрольных обществу озер, несмотря на противодействие егерей и их добровольных помощников. Нет такого закона, который бы защищал товарные водоемы от варварских набегов «удочников» и «сетевиков», а значит убытки в рыборазводном деле неизбежны.

Но что мы все о рыборазведении, хотя благодарны в обществе рыбке, которая стала для него поистине золотой. А само охотхозяйство?

Располагается оно на площади более девяноста тысяч гектаров. Водоплавающие, косуля, заяц сегодня не редкость в этих угодьях, как было когда-то. Дело не сразу, но наладилось. Поменялось отношение к работе людей, почувствовавших себя полновластными хозяевами, ответственными за вверенный сектор деятельности.

Сегодня правление общества не ходит с протянутой рукой, не ждет помощи от доброго дяди. Теперь хватает средств, чтобы оплатить нужную для хозяйства работу. Для этого привлекаются сторонние организации, и это очень важно. Руководство выступает против благотворительности, предпочитая строить деловые отношения со всеми, в том числе и с егерями, с которыми заключает договоры на применение техники, находящейся в личном пользовании, оплачивает ее амортизацию, топливо. Таким образом удается минимизировать затраты.

Виктор Леонидович Борзенко – хозяин, специалист, признанный не только в «Облохотрыболовсоюзе». В этом году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник охотничьего хозяйства ассоциации «Росохотрыболовсоюза». Эта весомая оценка добавляется к отзывам коллег, которые отмечают работу организованной им егерской службы, сохранность и приумножение водоплавающей птицы, поголовья косули. К ним можно добавить добрые отзывы многочисленных любителей охоты и рыбной ловли. А нагрузка на хозяйство Борзенко немалая, ведь находится оно совсем недалеко от областного центра. Что это означает, думаю, понятно.

Насколько тесен контакт председателя районного общества охотников с местной администрацией, могли убедиться гости и коллеги, приехавшие недавно в Еткуль поздравить Виктора Леонидовича с юбилейной датой. И это тоже показатель авторитета руководителя общественной организации.

У Виктора Борзенко украинские корни. Давненько его предки волею судьбы оказались в Челябинской области. Их дети, внуки, правнуки – уже коренные уральцы. Сам Виктор Леонидович однажды, еще в студенчестве, побывал на родине предков: по туристической путевке совершил круиз по Днепру, до середины которого редкая птица долетит. Впечатления от той поездки, которая начиналась в Николаеве и закончилась в Киеве, сохранились до сих пор.

– Крещатик, Владимирская горка..., – с невольной паузой говорит Борзенко. – Смотрю кадры хроники по телевизору и не узнаю страну, когда-то поразившую меня. Майдан, неонацисты, Правый сектор, война, по сути, гражданская, захлестнули страну, некогда дружественную и прекрасную. Невольно думаешь об этом сегодня, даже занимаясь любимым делом…

Борзенко и рыбак, и охотник. Открытие сезона он, как правило, пропускает. А в этом году летне-осенний сезон, считает он, открылся рано. Было еще очень много «нелетной» дичи. Сам Виктор Леонидович предпочитает охоту с чучелами на северную птицу. Обычно ее подлет начинается где-то в десятых числах октября, и этого события профессиональный охотник ждет с нетерпением. И если решите в это время встретится с ним, то знайте: застать его в рабочем кабинете будет непросто.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру