Еженедельник «МК-Урал» адресовал эти вопросы заместителю начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентину Барановскому.
Торгуют все!
- Валентин Владимирович, что сегодня представляет собой потребительский рынок?
- Составляющие потребительского рынка Челябинска – это розничные торговые предприятия, иначе ретейл. Их насчитывается в городе более 4,6 тысячи. При этом 1,7 тысячи – это предприятия мелкой розницы. Стоит отметить, что торговля является одним из локомотивов, который создает рабочие места.
- Но ведь небольшие предприятия сегодня находятся в довольно тяжелых условиях…
- Безусловно, есть ограничения, которые не позволяют малому бизнесу подняться как следует. Например, речь идет о запрете продажи алкогольной продукции и частично табачной продукции. Поэтому основная часть нагрузки приходится на федеральные, региональные и местные торговые сети. В городе насчитывается только 562 сетевых магазина, что составляет 24% общего объема.
- О каких магазинах идет речь?
- Если говорить о «федералах», то это «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «М.Видео» и другие. «Молния», «Рембыттехника» и «Равис» - региональные, а «Проспект», «Сливки», «Союз» и «Здоровая ферма» - местные сети.
- С кем вам как представителю городского управления торговли сложнее работать?
- Выстраивать диалог непросто со всеми. Однако тяжелее всего работать с федеральными сетями, так как они подчиняются непосредственно столичному руководству и решать с ними какие-либо вопросы весьма затруднительно. Местные руководители данных сетей тоже не особо идут на контакт, так как не имеют определенных полномочий для решения.
- Очевидно, вы имеете в виду проблемы с ценами?
- Конечно, в первую очередь это вопрос ценообразования. Также это касается расширения ассортимента, оказания дополнительных услуг, режима работы, оперативного выполнения тех или иных постановлений регионального правительства, главы области.
Меньше магазин – больше проблем
- Что же дает Челябинску такое обилие магазинов?
- Конечно же, хороший товарооборот, здоровую конкуренцию. Открытие новых современных предприятий потребительского рынка.
- Если коснуться местных сетей, то какая из них, на ваш взгляд, лучшая?
- Несомненно, это «Проспект». Здесь и высокая культура обслуживания, и отличное качество товара, и широкий ассортимент. На эту торговую сеть меньше всего нареканий и жалоб.
- Почему?
- Дело в том, что тут осуществляется соответствующая подготовка кадров, есть их ротация, а также вертикаль подготовки руководящего состава. Но самое главное – здесь готовят продавцов.
- Могут ли мелкие торговые предприятия угнаться за своими «сетевыми конкурентами», например, за счет узкой специализации, индивидуального подхода к каждому клиенту? Ведь зачастую в магазины шаговой доступности приходят одни и те же покупатели – жители близлежащих домов…
- К сожалению, так называемые магазины шаговой доступности - это наша главная головная боль. То у них высокие цены, то плохое качество продукции, то нарушены сроки реализации. С данными проблемами приходится сталкиваться ежедневно.
- Сколько всего обращений поступило в управление за текущий год?
- В целом за девять месяцев мы рассмотрели более 500 обращений, заявлений и жалоб, но это вполне обычные показатели. Несмотря на упреки, товарное обеспечение наших магазинов позволяет сказать о том, что продовольственная безопасность Челябинску обеспечена.
- В чем это выражается?
- У нас выпускается такой объем товаров, который позволяет жить и обеспечивать себя продуктами питания без поставок из других областей. Более того, большую часть продукции мы экспортируем в другие регионы.
- Можете поподробнее рассказать, на чем держится продовольственная безопасность Челябинска?
- Она держится на 16 мощнейших предприятиях и более чем 200 малых предприятиях, которые изготавливают те или иные виды продукции. Мы производим более чем достаточно хлебобулочных изделий, муки, макарон, круп, молока, молочной и мясной продукции, картофеля, кондитерских изделий и овощей. Южноуральцы потребляют лишь 30% того, что выпускают.
- Челябинская продукция востребована в других регионах?
- Конечно! Например, во многих областях известна продукция «Макфы». Эта компания зарекомендовала себя не только в ближнем, но и дальнем зарубежье. Марки «Ситно» и «Царь» также известны далеко за пределами Южного Урала. Продукция челябинских производителей пользуется заслуженным авторитетом.
«Лента» для клиента
- Валентин Владимирович, какие инвестиционные проекты реализуются на территории города?
- В ближайшее время мы ждем открытия гипермаркета «Лента», площадь которого составит 7,5 тысячи квадратных метров. Это предприятие довольно серьезно дополнит потребительский рынок города.
- Почему вы так считаете?
- Потому что чем больше розничных торговых предприятий работает в муниципалитете, тем выше вероятность того, что цена на ту или иную продукцию будет снижаться.
- И где же расположится этот гипермаркет?
- Его планируется открыть в конце года в Советском районе. Сейчас там полным ходом идет строительство, готовится кадровый резерв.
- Из каких соображений было выбрано именно это место?
- Сейчас район АМЗ активно застраивается. К тому же это ворота со стороны Уфы в Челябинск. Там нет таких крупных магазинов, как, например, «Ашан».
- Чем «Лента» будет отличаться от уже существующих в городе магазинов?
- Предприятие будет реализовывать в том числе и ту продукцию, которой нет в нашем регионе.
- Чем кроме этого можете обрадовать челябинских покупателей?
- У нас достигнута определенная договоренность в плане рамочных встреч с руководством «Пятерочки». На территории Челябинской области может появиться логистический центр и серия магазинов. Речь идет об инвестициях в 3,5 миллиарда рублей. Проект рассчитан до 2018 года. Кроме того, активно расширяется дилерская сеть автосалонов. Оглянитесь по сторонам: автоцентры буквально заполонили Челябинск.
Эмбарго во благо?
- Одним из волнующих вопросов в сложившихся условиях является ситуация с ценами. Заметили ли специалисты управления торговли изменения?
- Конечно! На те товары, которые мы не производим, цены подскочили. Если раньше лимоны стоили 60 - 70 рублей, то сейчас около 100 рублей.
- С импортом понятно. Но чем объяснить повышение цен на отечественные продукты?
- Здесь скачок тоже вполне ожидаем. Это случилось из-за того, что поднялась стоимость ГСМ, комбикормов и т. д. В результате происходит накрутка на продуктовые ценники. При этом в федеральных сетях идет тенденция к сдерживанию цены, чего нельзя сказать о региональных сетях. Отмечается рост цен на молочную, мясную, а также повышение на овощную продукцию.
- Почему в разных магазинах цены порой существенно отличаются?
- Например, у крупных федеральных торговых компаний есть возможность закупать большие объемы продукции. У небольших магазинов такие возможности в разы меньше, поэтому и цена выше. Тут многое зависит от позиции торговых предприятий и производителей. Так, директор «Рависа» сделал заявление, что в фирменных торговых магазинах компании цены на социально значимую продукцию не будут повышены.
Овощное раздолье
- Можно ли поддержать невысокий уровень цен на овощи, фрукты за счет продукции садоводов?
- Не думаю, что это серьезно может повлиять на цены: слишком маленькие обороты. Тут, скорее, важен другой аспект: поддержка самих садоводов и огородников как социально незащищенной группы населения. Для того чтобы они могли беспрепятственно продавать свою продукцию, у нас ежегодно готовится распоряжение главы администрации города, в котором расписано, где и как организовать для них торговые места без оплаты.
- Сколько организуется торговых точек?
- Согласно распоряжению, для садоводов и сельхозпроизводителей – 838. Туда может приехать любой садовод и бесплатно продать свою продукцию. И дополнительных мест для реализации сельскохозяйственной продукции 111, здесь же могут торговать фермеры и сельхозтоваропроизводители.
- Что необходимо взять с собой, чтобы продавать товар бесплатно?
- Горожане должны иметь при себе либо книжку садовода, либо справку из садоводческого товарищества.
- Слышала, что в городе торгуют овощами на территории гаражно-строительных кооперативов…
- Вы правы. Так, одна из самых крупных точек расположена на Копейском шоссе и называется «КамАЗ».
- Насколько цены, которые выставляют там, отличаются от тех, которые представлены в магазинах?
- Например, килограмм картофеля в зависимости от сорта здесь можно приобрести по цене от 8 до 15 рублей, лук - в районе 12 - 14 рублей. Кстати, для удобства жителей подобные точки есть в каждом районе.
- А что сегодня больше всего пользуется спросом?
- Конечно же, картофель! В будний день мы продаем 15 - 30 тонн картофеля, а за выходные – до 100 тонн. Также массовым спросом пользуется лук. В конце октября востребованными будут морковь и капуста.