Челябинские эксперты обсудили будущее масс-медиа

На минувшей неделе интернет-агентство «ЧелябинскСегодня», входящее в холдинг «Гранада Пресс», отметило год с начала работы в обновленном формате. Накануне этого события журналисты редакции предложили экспертам собраться за круглым столом, чтобы обсудить проблемы и перспективы медиарынка.

Челябинские эксперты обсудили будущее масс-медиа
Рисунок Алексея Меринова

Какая дальнейшая трансформация ждет средства массовой информации? Будут ли востребованы газеты через несколько лет? Заменят ли социальные сети традиционные каналы информирования? Об этом и многом другом рассуждали политологи, представители медиасообщества и органов власти. Приводим наиболее интересные мнения.

Рифат Абдрашитов, начальник информационно-аналитического управления:

- На рынке СМИ происходят серьезные сдвиги. Достаточно взглянуть на судьбу «Челябинского рабочего». Буквально за год газета с пятидневного выхода перешла на еженедельный, сократив тиражи. Это глобальная тенденция: в силу разных причин печатные СМИ перестают быть востребованными. Есть такой прогноз, - он, как и многие прогнозы, содержит в себе цифру 2020, - что типичная газета 2020 года будет в лучшем случае бесплатным изданием, со значительной долей спонсорского контента и рекламы. Это касается изданий первого эшелона. А издания второго-третьего эшелона либо умрут, либо превратятся в откровенно маргинальные, либо переведут свой контент в Интернет. Я думаю, этот прогноз уже оправдывается и на уровне челябинского медиарынка. В малых городах и районах эти процессы тоже будут наблюдаться, но с некоторой отсрочкой - на 5 - 10 лет.

Интернет, конечно, главный враг печатных СМИ, и не только печатных. Сеть создает конкуренцию традиционному телевидению. Интернет-вещание также ставит под вопрос существование аналогового радиосигнала. Но первыми, уже сейчас, страдают печатные СМИ в силу дороговизны производства и распространения.

Александр Королев, руководитель управления по связям с общественностью ЧелГУ:

- Вероятно, последняя газета будет корпоративной. Работая в пресс-службе ЧелГУ, я до сих пор не вижу замены «Университетской набережной» как бумажного издания. Как бы качественно ни был написан текст на сайте, его наверняка не дочитают до конца. С остальными тенденциями я соглашусь: наверное, появятся электронные газеты, которые можно свернуть в трубочку. С планшета уже можно читать газеты. Физический носитель для этого совершенно не нужен.

Другая тема, которая меня волнует, – специализация в журналистике. Больше десяти лет назад, когда я учился на журфаке, нас делили на газетчиков, радийщиков, телевизионщиков. Потом наблюдалась обратная тенденция. Выпускники должны были уметь и снимать видео, и делать фото, и писать тексты, и делать телесюжеты. Это стало модным. Теперь же снова приходит понимание, что если журналисту газеты вручить фотоаппарат и заставить сделать фотографию на празднике двора или совещании, вряд ли это будет такой снимок, который «продаст» обложку газеты.

У каждого должна быть своя специализация, тема, в которой журналист разбирается досконально, может глубоко проанализировать ее и сделать выводы.

Глобализация – еще одна тенденция. Местная повестка дня может быть перечеркнута гениальным законом Госдумы или новым витком экономических санкций. В то же время маркетологи говорят, что человеку интересно то, что происходит в ареале 8 - 10 километров от его местожительства. Это приводит к обратной тенденции – появлению гиперлокальных медиа, то есть газет, ориентированных на микрорайоны, поселения. Тенденция эта будет нарастать, особенно с проведением муниципальной реформы, когда каждый депутат может выпускать свою газету в округе.

Алексей Ширинкин, политолог:

- Из опыта общения с журналистами могу сказать, что одна из проблем современных СМИ — ограниченное число источников информационной повестки. Как я понимаю, повестку должно формировать общество устами своих лучших представителей. У нас ситуация иная: повестку формирует государство через свои органы. Общество как таковое находится на крайне низком уровне самоорганизации. Со времен позднего Советского Союза мы не очень далеко продвинулись по этой дороге. В итоге сегодня источников формирования повестки в Челябинске единицы, так же как и источников политической экспертной оценки. Я не понимаю почему. Уверен, что есть и другие люди, которые ничуть не менее сведущи в разных темах.

Андрей Лавров, политолог:

- Много говорится сейчас о взаимодействии СМИ и социальных сетей. Варианты обсуждаются разные. Одни говорят, что соцсети сожрут средства массовой информации, что это новый вариант СМИ. Другие утверждают, что все, что делается в соцсетях, – паразитизм, поскольку они не создают качественный контент, а дают фрагментарную картину событий.

90% потребителей соцсетей интересуют котики, «инстаграммчики» и сиськи. Особенно если мы посмотрим на самую массовую сеть - «Вконтакте». В «Фейсбуке» также на самом деле не создается качественный контент, он весь - перепечатка из СМИ. Потому что все, кто может что-то писать, публикуются в средствах массовой информации.

С другой стороны, продвигать сейчас СМИ без соцсетей невозможно. Наверное, должно появиться что-то абсолютно новое, некий симбиоз социальных сетей и профессиональных СМИ. Причем это появится очень скоро. К 2020 году будут абсолютно другие СМИ, и прежде всего это будет касаться видеоконтента, это будет симбиоз всех видов искусств, при условии, что в нашей стране будет Интернет.

Сергей Филичкин, руководитель медиахолдинга «Гранада Пресс»:

- Я думаю, что печатные СМИ никуда не уйдут с рынка. На Западе они постепенно отходят от новостей, само журналистское ядро редакций — это бородачи в вытянутых свитерах, которым есть что рассказать людям, есть свое мнение, опыт. Они способны делать выводы, размышлять. Именно эти выводы интересны людям. В таких газетах действительно есть что почитать и над чем подумать.

Совершенно точно на рынке останутся бесплатные газеты, которые будут очень толстыми, с вкладками для разных слоев населения. Там будет много рекламы и заказных материалов, а также городские новости, события, происшествия, афиша и объявления.

Выпустить газету не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Для производства газеты нужно очень много денег, очень профессиональные люди, очень много времени, чтобы бренд состоялся-притерся. У газеты, как у вина, должна быть выдержка, авторитет, влияние, репутация.

Создать свой сайт и раскрутить его с нуля минимальным количеством средств также очень сложно. Есть убеждение: нет денег, ничего не умеешь — сделай сайт или открой блог. Не получится! Здесь тоже нужно много работать, нужно много идей, денег и людей. Победу одержат качественные интернет-ресурсы, где будет телевидение, радиовещание, хорошая аналитика и много талантливых авторов.


 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 15 октября 2014

Заголовок в газете: Соцсети не заменят СМИ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру