Космонавт Александр Волков: "Челябинск у меня ассоциируется с сыном"

Космонавт Александр Волков открыл в Челябинске Всероссийский фестиваль науки

За его плечами – три космических полета общей продолжительностью более 390 суток и два выхода в открытый космос. Он – космонавт первого класса, Герой Советского Союза, основатель первой в мире космической династии и глава знаменитого Звездного городка.

Космонавт Александр Волков открыл в Челябинске Всероссийский фестиваль науки
Космонавт Александр Волков

Легендарный Александр Александрович ВОЛКОВ посетил столицу Южного Урала в рамках фестиваля науки, привез с собой фильм о работе в космосе и показал студентам образцы космической пищи.

В перерыве между открытием фестиваля и лекцией в Челябинском госуниверситете журналистам «МК-Урал» удалось задать Волкову несколько вопросов.

- Александр Александрович, как вам наш город?

- Спасибо университету и Челябинску за то, что пригласили меня на праздник. Я очень рад, что у нас в стране стали проводиться Недели космоса. Я привез челябинцам поздравление с борта Международной космической станции, командиром которой является ваш земляк Максим Сураев. Он пообещал обязательно прилететь в гости к южноуральцам и лично рассказать о своей работе. Челябинск лично у меня ассоциируется с сыном - космонавтом Сергеем Волковым. Есть такой факт в его биографии: прежде чем закончить Тамбовское авиационное училище, он год проходил практику и летал в Челябинском военном авиационном училище штурманов. Поэтому Сергей отлично знает ваш город и тоже передавал горячий привет, когда узнал, что я лечу в Челябинск.

- Вы трижды побывали на орбите Земли, так какой же он, космос?

- Впечатления о первом пребывании в межзвездном пространстве незабываемы. Поражает невесомость. После старта ракеты около десяти минут мы выходим на орбиту, после чего и наступает потеря гравитации. Помню, как бортовая документация, которую я держал в руках, вдруг начала уплывать от меня в другую сторону. Затем «улетели» перчатки. У меня это вызвало радостный смех. Можно сравнить с ребенком, когда приносишь ему игрушку, которую он не ожидал увидеть. В ответ малыш расплывается в улыбке и начинает смеяться. Вот то же детское ощущение счастья было и у меня в тот момент. Не ощущая веса собственного тела, отталкиваешься пальцем от стенки корабля и не ходишь, а в буквальном смысле летаешь по станции. Через полгода работы, конечно, ко всему привыкаешь.

Второе яркое впечатление - когда я впервые увидел в иллюминатор Землю. Как раз был восход солнца, и я ослеп от невероятной палитры красок! Золотой горизонт, Земля окутана матовой дымкой - и контрастирующее со всем этим черное небо, усыпанное миллионами звезд. Уже позже я увидел картину, изображающую именно этот момент, в доме у космонавта Алексея Леонова. Он замечательный художник и написал свое первое впечатление от выхода на орбиту именно так, как видел это я. Когда я прихожу к нему в гости (мы живем рядом и дружим семьями) и вижу эту картину, то сразу же представляю момент своего первого полета.

- Вы отмечаете даты ваших стартов? Кстати, первый старт в 1985 году был как раз осенью – 17 сентября. Получается, что 29 лет назад вы в это же самое время были в полете...

- Точно! Но даты я запоминаю тяжело. День первого старта я запомнил уже спустя годы, когда 17 сентября у меня родилась внучка. Вот благодаря ей и вспоминаем о полете.

Третий старт, 2 октября 1991 года, запомнил только потому, что в этот же день у моего коллеги, французского космонавта, родилась дочь. А вот второй мой старт, 26 ноября 1988 года, ни к чему не привязан, и я о нем всегда забываю. Но, конечно же, мы отмечаем эти памятные события, как правило, в кругу своей теперь уже космической семьи. Сын ведь уже дважды слетал в космос.

- Волковы - единственная династия космонавтов в мире…

- Будь у меня выбор, я бы ни за что не разрешил Сергею становиться космонавтом. Это хоть и необычная, но очень рискованная профессия. Космонавтика как наука еще очень молода. Космос не изучен, каждый полет до сих пор испытательный. Это не на самолетах летать. Любой космический корабль – это индивидуальная сборка, постоянные новшества, которые надо испытывать в условиях каждого нового полета.

- А вы кем хотели стать в детстве?

- До того как полетел Юрий Гагарин, у меня была мечта стать моряком. Я с детства хотел увидеть мир, покорять новые земли и понимал, что только эта профессия даст мне такую возможность. После того как слетал Гагарин, я понял, что на Землю лучше смотреть из космоса! Находясь на космическом корабле, увидишь все, что вряд ли доступно на морском судне. В 17 лет я захотел стать военным летчиком, как Юрий Алексеевич. О космосе тогда я даже и думать боялся, мне казалось это недостижимо. А вот мечту летать на военных самолетах я осуществил. Окончил Харьковское авиационное училище и стал летчиком-инструктором. Но однажды, на мою удачу, я по секрету узнал, что объявлен очередной набор в отряд космонавтов. Минобороны прислало в наш полк предписание на одного человека, и тут уж я использовал шанс - попросил командира полка выдвинуть мою кандидатуру.

- А любовь к морю сохранили?

- О да. До сих пор обожаю парусный спорт. Если выдается возможность, обязательно выхожу в море на катамаране или на виндсерфе.

- Что вы знаете о проекте по колонизации Марса и как оцениваете наши шансы? Доживет ли наше поколение до великого дня?

- Скажу сразу, что это отдаленная перспектива. Сейчас идет подготовка людей для отправки на Марс. Ученые стараются создать летательный аппарат, который сможет долететь до Марса и вернуться на Землю. Разработки есть и в американском, и в европейском космических агентствах. Но мой взгляд, только объединив все силы, Россия, США и Европа смогут покорить Марс. В одиночку ни у одной державы это не получится. Сейчас на Международной космической станции работает шесть человек, трое из которых - россияне. Космос давно уже стал интернациональным проектом. Таким и должен оставаться. Я не сомневаюсь, что именно наши российские ученые внесут значительный вклад в развитие космической науки. Они сейчас, как никто, востребованы во всем мире, а значит,они по праву лучшие.

- Но зачем нам Марс?

- Это наиболее близкая к нам планета, на которой реально можно что-то построить. Жизни там нет в привычной нашему представлению форме. Какие-то признаки жизни могут быть под марсианской корой, потому что там все же есть вода. А это уже сама по себе жизнь. Планета наиболее подходит для освоения. В течение 50 лет на ней можно изменить атмосферу. Тем более что у ученых уже есть разработки, как именно это сделать. А первые шаги сейчас - это наземные испытания. Космонавты испытывают тренажеры, которые воссоздают условия пребывания на Марсе.

Ресурсы нашей Земли когда-нибудь закончатся, население неуклонно растет. Придется колонизировать ближайшую планету. Но будет это не через 100 или 200 лет, а чуть позже. Однако эта перспектива ожидает Землю в любом случае. В этом веке более реальными станут разработки на Луне. Учитывая, что там есть полезные ископаемые, способные заменить нефть, запасы которой истощаются на нашей планете год от года.

- А когда все-таки отправят первого человека на Марс?

- Изначально предполагалось, что первый полет случится в 2025 году. Я тогда, кстати, предлагал свою кандидатуру. Сейчас в «Роскосмосе» говорят, что раньше 2035 года не будет никаких полетов на Марс. К тому времени я уже, конечно, не смогу принять участие в полете (смеется), поэтому нашей космической элите могу пожелать, чтобы мечта российских космонавтов наконец сбылась: они полетели бы на Красную планету и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

- Космос вас по-прежнему манит?

- Конечно, и так будет всегда. Я все время смотрю на небо с любовью и не перестаю задавать ему извечный вопрос:что же там дальше? А то, что там «что-то» есть, я чувствую совершенно точно.

Досье «МК»

Александр ВОЛКОВ

Родился в 1948 году в Донецкой области. Лётчик-космонавт СССР, полковник.

Герой Советского Союза. В 1970 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца. Служил в Военно-воздушных силах летчиком-инструктором. Имеет квалификации «Военный летчик 1-го класса» и «Летчик-испытатель 2-го класса». В отряде советских космонавтов с 1976 года.

Совершил три космических экспедиции на кораблях «Союз Т-14», «Союз ТМ-7», «Союз ТМ-13».

Уволен в запас по возрасту в 1998 году. С 1999 года был председателем исполкома Центрального комитета Независимого профсоюза военнослужащих РФ, с 2000 года работал президентом телеканала «Муз-ТВ». В 2009 году был избран главой администрации ЗАТО Звездный городок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 15 октября 2014

Заголовок в газете: Космос как предчувствие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру