Московский журналист Григорий ТЕЛЬНОВ: «После падения метеорита все челябинцы — репортеры…»

По всей необъятной России-матушке он ищет невероятные истории о чудесных исцелениях, происшествиях, которые иначе как волшебными не назовешь; прозорливых пророках и их пророчествах, аномальных явлениях, которым нельзя найти объяснения; в общем, что-то из ряда вон выходящего…

Московский журналист Григорий ТЕЛЬНОВ: «После падения метеорита все челябинцы — репортеры…»
Фото предоставлено Григорием Тельновым

Не стал исключением для Григория и Южный Урал. В столичных СМИ прошли десятки его публикаций: об уникальных операциях, проведенных челябинскими хирургами, о кыштымском гуманоиде, о чебаркульском мальчике-пророке…

Собственно, Григория Тельнова я считаю своим учителем журналистики этого рода. Я имел возможность поучиться у него на практике. Впрочем, учиться никогда не поздно.

— Григорий, откуда у вас такая тяга к чудесам и мистике? Вы считаете это своим коньком в журналистике?

— Интерес к чудесам у нас всех начинается с детства – со сказок, которые нам читали мамы. Потом, повзрослев, мы сохраняем интерес ко всему удивительному, что дарит нам мир. А журналистика — самый надежный способ удовлетворять это любопытство, это профессиональный поиск неординарных людей и потрясающих фактов. Ну и фамилия меня обязывает: «Удиви, Тельнов!» Вот и стараюсь искать в жизни удивительные истории. Часто они связаны с мистикой. Вот, например, история о полицае Григорьеве, который до конца девяностых годов прятался в доме своей матери в псковской деревеньке и вышел к людям только после ее смерти. Я встречался с ним, Григорьев рассказал, что в добровольном затворничестве много раз хотелось наложить на себя руки, но его спасла Библия: выучил ее почти наизусть. Она, как якорь, привязала его к жизни, очистила душу. ФСБ проверила деда — крови на нем не было, не каратель, просто охранял мост, нес службу. Я спросил этого старика, не жалеет ли он о том, что в его затворничестве вся жизнь прошла мимо? Григорьев ответил, что нет: из окошка на чердаке он видел, как спивались выжившие его одноклассники, потом как водка губила их детей, внуков, а его самого вера в Бога на земле держала, силы давала. Глаза у бывшего полицая были голубые, чистые, а лицо — хоть икону пиши. Вот такая мистическая история духовного перерождения человека.

— Каким образом вы узнаете о том или ином уникальном происшествии? Как ведется разработка материала?

— Беседуя с людьми, я обычно вспоминаю удивительные житейские истории, про которые мне приходилось писать. И частенько в ответ слышу: «А у нас в городе или деревне еще круче было!» Вот так попутчица в поезде вывела на удивительную историю любви, случившуюся в Сасовском районе Рязанской области. Там в деревне дед, русский беженец из Таджикистана, похоронил свою жену в специально построенном склепе, в гробу со стеклянной крышкой. Он не верил, что она умерла, думал, что это летаргический сон, и сам поселился на кладбище. Оказывается, когда-то этот человек был детдомовцем, а его жена — воспитательницей-фронтовичкой. Он влюбился в нее еще мальчишкой. Повзрослев, случайно встретил ее на улице, отбил у пьяницы-мужа. И потом жили они долго и счастливо. Дед рассказывал, как каждую осень он укладывал в погреб обмазанные глиной черешки роз из своего сада, а перед Новым годом ставил их в воду, и когда цветы распускались, дарил их любимой жене. После распада СССР они перебрались в Россию на старом «Москвиче», взяв с собой только собаку. Купили домик в деревне… Там, возле склепа, я и нашел их — старика и собаку. Вот такая любовь и верность. И мистика: за ночь в миске с едой, которую ставил возле гроба дед, исчезала пища. Старик думал, что жена встает и ест. Но оказалось, что к тарелке по ночам приходил зверек - ласка…

— Поделитесь профессиональным секретом: как добывается информация, на какие ухищрения приходится идти, чтобы получить ее?

— Люди обмениваются информацией друг с другом каждый день. Нужно просто оказаться именно тем человеком, с которым интересно делиться. А еще оказаться в нужное время в нужном месте. Например, когда на вертолете в горах разбился генерал Лебедь, я с коллегой, фотографом Сашей Ломакиным, прилетел туда раньше министра МЧС. Вместе со спасателями стал раскапывать снег вокруг изуродованного вертолета. И Шойгу говорил со мной не как с журналистом, а как с коллегой. Правда, опыт у меня авиационный был, приходилось прежде не раз бывать на месте авиакатастроф. Важно не маячить с блокнотом и диктофоном, а стать полезным работающим вокруг людям. В Осетии, когда сошедший с гор ледник накрыл группу актера и режиссера Сергея Бодрова, я начал с того, что таскал бревна и прочий груз со спасателями-добровольцами. Потом мы стали друзьями, и информацию я получал из первых рук.

— Расскажите о вашей поездке в Болгарию, на родину Ванги. В чем, на ваш взгляд, заключается ее феномен? Вы встречались с другими экстрасенсами?

— В Болгарию я приехал уже после смерти Ванги. Удалось встретиться с ее племянницей Красимирой, с друзьями, с учеными, которые изучали ее дар. Для меня было важно понять, в чем именно состоял дар Ванги, насколько он был реален. Убедился: феномен Ванги не фальсификация болгарских спецслужб, она действительно была уникумом. Те, кто считает Вангу неграмотной деревенской бабкой, глубоко заблуждаются. Она говорила на нескольких языках, читала книги, напечатанные шрифтом Брайля, в юности играла на пианино, прекрасно пела… В России мне приходилось встречаться с людьми, которые вполне успешно предсказывали события. Например, питерский профессор Карелин. Он дистанционно находил поломки на заводских конвейерных линиях. Расстелет по кабинету схему, ткнет пальцем — меняйте этот блок!.. Московский художник Новичков помогает космонавтам дистанционно тестировать системы, выбирать время для удачных стартов. Такие экстрасенсы - редкость, но они все же существуют. Наверное, они научились доверять своей интуиции и развили ее. А может быть, это от Бога. Профессор Карелин говорил мне: «Гриша, нет мышления, есть мыслешление, человек — лишь приемник информации».

— Вы были свидетелями многих церковных чудес, какое-нибудь из них коснулось вас или ваших близких лично? Вы верующий человек?

- В Бога верят все, даже атеисты. Только они называют эту организующую жизнь силу природой. У меня бабушка была верующей, крестила меня в детстве. Повезло мне в молодости столкнуться с солдатиком-баптистом, который отказался брать в руки оружие. Тромбили его и «деды», и замполиты, и КГБ. А он выдержал все: отслужил, не приняв присяги, не взяв в руки автомат. Этот тощий солдатик говорил мне о Христе, о том, что Бог дает ему силы. И действительно, в советские времена этот пацан, вчерашний школьник, выстоял против мощнейшей системы. Вот уж точно: когда у человека в душе вера, его не сломить никому!

Впервые я исповедовался в Троице-Сергиевой лавре, было чувство, что рюкзак с камнями с плеч снял. В девяностые один из архипастырей, уже покойный митрополит Прокл, звал меня в священнослужители. Но я остался мирским человеком, журналистом. Позже одна прозорливая старица мне сказала, что моя миссия — писать о вере и добрых людях. Я стараюсь делать это в меру сил. А когда мои публикации оказываются на церковных сайтах (я не посылаю их туда, люди сами берут в Сети), то радуюсь, что пригодились!

— У вас много хороших знакомых среди священников? Каково их мнение о ваших материалах про церковные чудеса?

—В комиссии по чудесам РПЦ у меня есть знакомые, они ученые, не в сане. Знаком и с учеными – медиками, физиками, которые стали священнослужителями. Я видел сам мироточащие иконы, кровоточащий крест. Общался со многими людьми, которые перенесли клиническую смерть, среди них были даже монахиня и священник, милиционер, конструктор, летчик… Описания сходятся в главном - доказывают, что душа бессмертна. Отношение к чудесам у церкви всегда осторожное, и это правильно. Главное чудо мы не замечаем — это жизнь, наша повседневная жизнь.

— Сколько у вас было командировок в Челябинскую область?

— Поездок в Челябинскую область было много, всех не перечесть. Удачные все, но события были разные, но пользу вашему краю я, надеюсь, принес. Например, два года назад написал в центральной прессе про беды, которые приносит Коркинский разрез жителям окрестных домов, и вскоре туда Путин приехал, проблема начала решаться. Мне Челябинск не чужой, тут мой дед в войну на шахте работал. Приезжал я к вам в область и по криминальным ЧП, их вспоминать не хочется, а добрые темы вспомню с радостью. Например, операция по разделению девочек - сиамских близняшек, которую провел профессор Новокрещенов. Потом я приезжал еще раз, встречался с этой семьей, писал об их проблемах, с доктором общался тоже. А как дела сейчас у сестренок — не знаю. Они выросли. Надеюсь, что их мечты сбылись.

— Как состоялось ваше знакомство с доктором Пуховым, а потом с парнем, которому провели операцию по пришиванию отрезанных рук? Что вас особо поразило в этой истории?

— Александр Пухов — вполне контактный, обаятельный человек. Пластической хирургией — делая звездам и богачам молодые лица — он зарабатывал деньги на операции тем, кому они были жизненно необходимы. Хирург он от Бога. Молоденькому парню Антону Кочергину пришил руки. Я был потрясен, когда Антон, выздоровев, поднимал штангу, носил на руках любимую девушку. Бицепсы у него по сорок сантиметров в диаметре! У парня — полнокровная жизнь. Счастье, что у нас в России есть еще такие врачи.

— Ваше мнение о том, куда на самом деле делась мумия Кыштымского гуманоида? Вы проводили собственное расследование по этому делу?

— С мумией Алешеньки история не закончена. Думаю, что она где-то хранится, не уничтожена. Возможно, ее припрятали спецслужбы — или наши, или иностранные. Расследование я проводил свое, встречался с персонажами этой истории. Патологоанатом, первым увидевший труп этого существа, мне твердо заявил, что кости черепа у него были не как у человека. Я думаю, что этот карлик — следствие какой-то мутации, может быть, искусственно вызванной, что-то вроде биоробота. Кстати, в Ленинграде еще в советское время была запатентована и построена искусственная матка, в ней ставились опыты по вынашиванию человеческого плода. Правда, как утверждал создатель изобретения Олег Белокуров (я о нем тоже писал), до момента рождения искусственного человека эксперимент не доводили. Возможно, Алешенька — результат подобных экспериментов. Вдруг их проводили и у вас, на Урале?

— Во время поездки в Чебаркуль, к родителям мальчика-пророка Славика, посещения дома, где он жил, и его могилы на кладбище у вас было ощущение, что вы приобщаетесь к чему-то необычному?

— Я беседовал с родителями Славика Крашенинникова, с его уже взрослыми на тот момент одноклассниками. Они рассказывали очень убежденно, были точны в деталях. Например, как Славик помог найти потерянный в части автомат. Такое не придумать! Я читал его тетради, в которых Славик предсказал, что «небеса будут гореть…» Так и случилось, когда над Челябинском пролетел метеорит. Рухнул он в озеро Чебаркуль, это недалеко от кладбища, где могила мальчика. На памятнике на могиле Славика, кстати, высечен ангел, который держит на ладони звезду. Вот такое совпадение. Или предсказание? На могилке я был с его родителями, отец жаловался тогда, что постоянно приходится подсыпать землю и гравий: их забирали паломники, которые считали, что грунт с могилки мальчика-пророка целебный. Я брать не стал, сфотографировал маму у надгробия на память. Церковь отрицательно относится к почитанию Славика, он уже стал легендой. Правду от вымысла отделить трудно, но те, кто его знал лично, убеждены, что мальчик был экстрасенсом.

— Григорий, как вы считаете, почему сложилось такое негативное отношение к журналистам, как к лгунам и фантазерам?

— Плохого отношения к журналистам у простых людей я не видел, наоборот, они распахивают душу, делятся сокровенным. А вообще за каждым написанным журналистом словом должен стоять факт, ведь жизнь такие сюжеты преподносит - круче любых фантазий. Нужно просто внимательнее искать и «копать» глубже. Но, естественно, журналист субъективен, как и любой человек.

— Каково ваше отношение к современной журналистике?

— Наша профессия — не только факты, но и эмоции. Я был в Беслане с первого до последнего дня, своими глазами видел штурм школы, находился в цепи ополченцев. Из окон выскакивали окровавленные люди, бежали к нам, а по школе в этот момент палили из пушек. А потом матерям Беслана чиновники утверждали, что танков при штурме якобы не было, хотя люди видели их своими глазами. Политики врут куда чаще, а журналисты лишь отражают жизнь. Иногда криво, косо, но отражают.

— Должна ли журналистика быть доходной профессией?

— Журналистика стала бизнесом, прессу пытаются заставить служить не народу, а политикам — как средство пропаганды и пиара. Ну и, конечно, СМИ заполонены фотографиями и историями из жизни звезд, светская хроника движет шоу-бизнес. Журналистика сейчас становится массовой, каждый человек с мобильным телефоном может сделать сенсационные кадры: тот же ваш метеорит сняли на мобильники и видеорегистраторы. Так что все челябинцы — репортеры…


Досье «МК»

Григорий ТЕЛЬНОВ.

Родился в маленьком лесном поселке Майна Ульяновской области в 1958 году.

Родители на тот момент работали лесоводами, сейчас они на пенсии.

В 1981-м закончил журфак Казанского университета, в 1989-м — Всесоюзный институт телевидения и радио.

О себе он рассказывает: «Я пишу обо всем, что интересно мне и моим читателям. Особое внимание уделяю всему, что кажется удивительным и таинственным, а именно: НЛО, мистике, паранормальным явлениям, криптозоологии… Пацифист — после Афганистана и Беслана. В Афганистане я был в 2001-м, тогда война с талибами шла, американцы туда вошли, мстили за башни-близнецы. Я посетил провинции, которые контролировал Шах-Масуд, это Северный Афганистан. В Беслане была у меня служебная командировка, я там находился с первого дня. Но про войну — грустно, лучше про чудеса».

Ныне Григорий живет и работает в Москве.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 29 октября 2014

Заголовок в газете: Медиаохотник за чудесами

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру