За минувшие двенадцать месяцев область пережила и этап узнавания нового руководителя, и период привыкания, и выборную кампанию, которая была разыграна как по нотам и привела к безусловной победе Дубровского. И, наконец, период ожиданий — что дальше?
Насколько глава региона оправдал надежды южноуральцев? Чем запомнился губернатор в свой первый политический год? Какие решения Дубровского отразились
на ситуации в регионе? «МК-Урал» накануне первой годовщины вспомнил наиболее яркие высказывания и решения руководителя области.
«Нормальный мужик»
Несколько реплик Бориса Дубровского наверняка если и не войдут в новейшую историю области, то уж, по крайней мере, надолго запомнятся южноуральцам.
Уже в первый день пребывания Дубровского на посту и. о. все цитировали его фразу «Всю жизнь давил», сказанную на встрече с президентом Путиным, не зная, как ее интерпретировать — неужели как некий сигнал, свидетельствующий о суровости нового главы?
Другой запоминающейся цитатой стало обращение к неким либералам во время выступления перед депутатами Заксобрания. В докладе, который был посвящен стратегии развития Южного Урала, губернатор не преминул сказать им, как говорится, от чистого сердца: «Любите Родину — мать вашу». Был ли это экспромт или домашняя заготовка политтехнологов — история умалчивает. Однако словесный пассаж мгновенно попал в Интернет и долго еще перемалывался на все лады.
Немногим позднее слова руководителя области вновь удивили общественность. Тогда Дубровского не устроило то, насколько неблагоустроенны города и районы к весне. Он поручил местным властям немедленно провести субботники: «Пусть будет бедненько, но чисто. Штопаные, но чистые носки — я не считаю это зазорным».
В конце 2014 года на итоговой конференции для южноуральских СМИ Борис Александрович, отвечая на вопрос одного из журналистов о том, какой он человек и что для него приемлемо, и вовсе разоткровенничался. Тогда губернатор заявил, что он «нормальный мужик. Просто человек, да!»
Кадровый бум
Весь год область обсуждала кадровые перестановки, коих немало было инициировано Борисом Дубровским. На совместном брифинге с бывшим губернатором новый глава региона заверил, что смена в верхушке власти не приведет к значительным перестановкам ни в администрации, ни в правительстве региона. «Команда профессиональная, она работала и будет продолжать работать», — добавил он.
Тем не менее буквально через два дня ожидания кадровых перемен, которые так или иначе витали после прихода нового руководителя, начали сбываться. Перво-наперво стало известно о том, что от должностей вице-губернаторов освобождены Павел Назаров, руководивший постоянным представительством Челябинской области в Москве, и Сергей Буйновский, в ведении которого находились Госкомитет по мобилизационной работе, Главное контрольное управление (ГКУ) и Госкомитет по обеспечению деятельности мировых судей.
После этого посты и кандидатуры тасовались, словно карты в колоде. После победы на выборах Дубровский объявил об изменении структуры исполнительной власти в регионе. И с 1 января нынешнего года он также лично возглавил областное правительство.
Пожалуй, самым неожиданным кадровым решением стал уход с поста сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова, поскольку многие предрекали ему сохранение должности. При этом явных разногласий между Дубровским и Давыдовым не наблюдалось. Однако губернатор пошел на замену и во главе Челябинска поставил своего человека — экс-мэра Магнитогорска Евгения Тефтелева.
А Давыдову пришлось объяснить свой уход прозаической причиной: «Я решил изменить ритм своей жизни. Мы работали пять лет. Многое за это время сделали. Кому-то результаты работы понравились, кому-то нет. Пришло время взглянуть на проблемы Челябинска свежим взглядом», — заявил он.
Аппетиты умерить!
Глава региона сразу нацелил подчиненных на тотальную экономию бюджетных средств. И это неудивительно, поскольку в наследство ему достался неслабый дефицит бюджета — порядка 14 миллиардов рублей. Отсюда и продажа пресловутого вертолета, купленного прежней губернаторской командой, и сокращение расходов на аппарат чиновников.
Экономия также коснулась сферы госконтрактов. Южноуральские власти сумели сберечь более 900 миллионов рублей. При этом речь идет только об экономии бюджетных средств в рамках проведения конкурсных и аукционных процедур. Помимо этого проводились и другие мероприятия. В итоге дыру в бюджете к концу года удалось подлатать. В новый год область вошла с дефицитом уже в 11,8 млрд рублей.
Также Дубровский призвал мобилизовать все ресурсы региона, начиная от производственных резервов и заканчивая человеческим потенциалом. Например, в наступившем году квота на иностранную рабочую силу в регионе сокращена более чем в десять раз, она составила лишь 876 человек. Такое кардинальное решение было принято после того, как губернатор остался недоволен тем, что предприятия области не спешат трудоустраивать российских граждан, предпочитая привозить иностранцев.
— В области более 20 тысяч официальных безработных, но при этом в 2013 году мы привезли 12 тысяч иностранцев, а в 2014 году — 10 тысяч. Я считаю, что нам и эти 10 тысяч не нужны, — высказался Борис Александрович. — Вовлекайте человеческий потенциал Челябинской области! Я считаю, что область сбалансирована по кадрам, и не понимаю этой практики, когда мы имеем безработных, платим им пособие, но при этом везем работников из-за рубежа. Такая практика порочна.
«Он органично вписался в нынешнюю действительность», — эксперты отметили главные результаты работы главы области
Свои оценки деятельности главы региона дали и южноуральские политологи, экономисты и общественники. «МК-Урал» обратился к экспертам с несколькими вопросами: каких основных результатов добился губернатор в первый год работы, насколько он оправдал ожидания южноуральцев, какие ошибки ему случалось совершать и как они оценивают по пятибалльной шкале его деятельность.
По словам политолога Александра Мельникова, Борису Дубровскому удалось сохранить стабильную ситуацию в регионе, причем в общественно-политическом смысле это означает снятие тех конфликтных настроений в кругах элиты, которые были ранее и во многом послужили поводом для отставки предыдущего губернатора.
— Не стоит забывать, что Дубровский стал главой в достаточно непростых условиях и столкнулся с множеством проблем, однако довольно успешно с ними справился, — считает собеседник. — Переход на ручное управление регионом, экономия ресурсов, сокращение дефицита бюджета и выполнение всех социальных обязательств — это те задачи, которые им были решены. Ему удалось, в основном сохраняя кадровую преемственность, достаточно аккуратно и плавно произвести обновление в региональной власти. Так была сформирована своя команда, с которой губернатору предстоит в дальнейшем работать.
Политолог избегает категоричных и крайних оценок, поэтому отказался ставить главе региона твердую пятерку.
— С учетом того, что он пришел на форс-мажорных обстоятельствах и все-таки до этого долгие годы работал в другой сфере деятельности, я бы поставил ему 5 с минусом, — добавил Мельников. — То, что у Дубровского есть серьезная закалка в трудовой биографии, ему только в плюс. Ведь необходимо было находить общий язык как с высокообразованными инженерами, так и с простыми рабочими. Наверное, для нашего населения он сумел оказаться достаточно востребованным типажом руководителя. Это тот человек, который органично вписался в сегодняшнюю действительность.
Политолог считает, что на первых порах проявлялась неопытность губернатора в качестве политика:
— Речь идет о его хлестких высказываниях, публичных выступлениях. Порой складывалось такое впечатление, что они не до конца выверены. Если же говорить о более серьезных вещах, то только время покажет, были или нет серьезные упущения в первый год его руководства.
Директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Сергей Зырянов считает, что приход нового главы к руководству исполнительной властью региона позволил местной экономике в прошлом году удержаться на позитивных показателях в сравнении с другими субъектами РФ, которые по итогам 2014 года имели спад в объемах производства. В то же время в нашей области зафиксирован прирост в металлургии, сельском хозяйстве.
— Губернатору удалось сократить дефицит областного бюджета, уменьшить объем средств на содержание органов власти. Эти результаты во многом зависят от человеческого фактора, от качества работы руководителя исполнительной власти, — констатирует Зырянов. — Дубровский сформировал команду, которая с 1 января начала управлять областью в новом формате. Им была переструктурирована исполнительная власть, он определился с теми, кто будет возглавлять ключевые подразделения, министерства и ведомства.
Проведенные исследования показали, что доверие населения к губернатору существенно возросло. Если прошлой весной этот показатель был на уровне 36%, то к декабрю он вырос практически вдвое и составил 63%.
— Частично ожидания южноуральцев уже оправданы, частично их предстоит оправдать. Тем не менее сохраняется круг вопросов и проблем, которые волнуют население. Так, жители хотят, чтобы губернатор пристально следил за ценами на продукты, ситуацией в жилищно-коммунальной сфере, а также не упускал из поля зрения вопрос трудоустройства безработных и сохранения рабочих мест на предприятиях, — привел результаты опроса собеседник. — Хотелось бы, чтобы он быстрее решал кадровые вопросы и чтобы они имели долговременный, а не сиюминутный формат решения. Человек должен успеть проявить себя!
Опытнейший социолог оценил работу руководителя области на «хорошо». Впрочем, именно такую оценку ему поставили в рейтинге выживаемости губернаторов, который опубликовал санкт-петербургский исследовательский центр.
Правозащитник Алексей Табалов, известный своими оппозиционными взглядами, убежден, что благодаря работе губернатора удалось сократить дефицит бюджета и добиться некоторой экономии. В качестве наиболее яркого примера он привел случай с продажей вертолета бывшего главы региона.
— Хотелось бы, чтобы эта политика продолжилась, чтобы все непрофильные, неприоритетные расходы действительно сокращались, — пожелал Табалов. — Я могу только предположить, какие ожидания были у местных жителей по поводу нового губернатора. Мне, например, были важны некоторые личностные характеристики: что не будет безумных трат, не будет волюнтаризма в принятии решений. В какой-то степени мои ожидания оправдались. Он совершенно иной человек, нежели его предшественник. В результате это отражается на принятии решений или управлении подчиненными.
По мнению правозащитника, возможные ошибки руководителя области кроются в медлительности формирования управленческой команды, а также нерешительности ее обновления.
— Можно было иначе выстроить команду, — считает Табалов. — Как говорится, короля играет свита. Очень сложно опираться и доверять тем людям, которые работали в предыдущей команде. Губернатору необходимы новые кадры!