Вклад детей города Златоуста в разгром врага в годы Великой Отечественной войны

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Война заглянула в каждый дом. Одних забрала на фронт, других мобилизовала на военное производство. Она не могла не затронуть и судьбы детей. Дети войны пережили страх бомбёжек и оккупаций, неистребимый голод, холод, чёрное сиротство и скитания по детским домам и чужим углам. Это чудом выжившее поколение - дети войны. Как быстро они повзрослели…

То поколение очень много сделало для страны и достойно уважения и признания. И эта работа посвящается людям, детство которых опалила война.

Достойная смена отцам

Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. С утра ехали за город отдыхать многие семьи с ребятишками. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о вероломном вторжении фашистской Германии. Там, на западе страны, уже льётся кровь. Крупные силы авиации противника бомбят наши города, узлы железных дорог.

От южноуральцев война была далеко. Здесь жители не жили в бомбоубежищах, не знали, что такое затемнение. Но война чувствовалась во всем: ушли на фронт отцы и братья, ухудшились и осложнились условия жизни. В первую военную зиму из Челябинской области на фронт ушло более тысячи учителей, здания 60 школ были переданы под госпитали, рабочие общежития, эвакуированные предприятия, воинские части. В сложных условиях работали школы. Увеличился отсев учащихся. Число школ сократилось, несмотря на то, что количество подростков, подлежащих обучению, в области увеличилось. В 1943 – 1944 учебном году в области посещало школу всего 194 тысячи детей, в то время как перед войной – около 299 тысяч.

В свободное от уроков время школьники оказывали помощь фронту. В сельской местности трудились ежедневно на полях колхозов и совхозов, в городах. Собирали металлолом, создавали тимуровские команды, давали платные концерты, дежурили в госпиталях, писали письма фронтовикам, разгружали вагоны, очищали железнодорожные пути от снега. Когда началось формирование Уральского добровольческого танкового корпуса, организовали сбор средств на танк «Пионер».

Многим подросткам на время войны пришлось отказаться от мечты закончить школу. Часть из них была привлечена на производство, другая – мобилизована в учебные заведения Государственной системы трудовых резервов, созданной еще до войны, в октябре 1940 года.

Самоотверженно трудилась молодежь. В июне 1942 года по почину комсомолки ЧТЗ Анны Пашниной началось массовое движение комсомольско-молодежных бригад. В их состав входили молодые рабочие, выполнявшие нормы выработки на двести процентов, им поручалось выполнение самых срочных и сложных работ.

Школьники Златоуста – фронту

Опасность, нависшая над Родиной, глубоко запала в душу каждому советскому человеку. Люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Исключительный патриотизм в этом движении проявили пионеры и школьники Златоуста.

Трудно было детям, которые оставались в школах. Занятия проводились в 3-4 смены, но, продолжая играть, дружить и ссориться, дети без понуканий настроились на выполнение одной задачи: помогать фронту. Для этого они брались за любое дело – заготавливали топливо для школ, собирали металлолом, лекарственные травы, шили одежду, обувь, писали фронтовикам письма, готовили подарки для них.

По результатам субботника, проведенного 7сентября 1941 года, в котором участвовало 1434 человека, было собрано 77 кг шиповника, 271 стакан ягод для госпиталя, грибов на 19 рублей, 50 кг резины, 6 тонн лома и цветного металла. Уложено 400 кубометров торфа. Разгружено четыре вагона лесоматериала.

Когда в стране развернулось движение за создание танковых колонн, учащиеся нашего города решили поддержать почин. За первое полугодие 1941-42 гг. было проведено 79 воскресников, средства от которых внесены в фонд обороны, 53246 рублей школьники собрали и передали на строительство танковой колонны, на эскадрилью истребителей, в фонд обороны и денежно-вещевую лотерею.

Они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии. Кисеты и носовые платки были заботливо вышиты руками школьниц: «Привет богатырям», «Отличному снайперу», «Доблестному войну», «Привет бойцу с Урала» и много других надписей было сделано на подарках. В подарки входили также мундштуки, связки пуговиц, нанизанных на нитки, карманные зеркальца и, конечно же, пачки с табаком, аккуратно перевязанные цветными тесемками.

В отчёте о работе школ города за первое полугодие 1941-42 гг., от 28 февраля 1942 года, на заседании 22-й сессии Златоустовского городского совета депутатов трудящихся озвучено: «Школьники собрали для Красной Армии свыше 1300 теплых вещей, принимали активное участие в сборе подарков бойцам действующей армии».

К сентябрю 1941 года в Златоусте действовало 46 тимуровских команд. Тимуровцы работали в госпиталях, собирали ягоды и передавали их раненым, доставляли им тетради и конверты. Они собрали свыше 46 тонн черного и 700 кг цветного металлолома, так как знали, что каждый килограмм лома – это удар по врагу, это новые танки, орудия, снаряды.

Женя Осипович, пионер – тимуровец средней школы № 14, написал в местную газету: «Наша страна ведет борьбу с ненавистными фашистами. Конечно, каждому хотелось бы быть на фронте, но в тылу тоже есть важная работа и для больших и для маленьких.

Мы, ребята, можем во многом помогать семьям красноармейцев. Вот я, например, увидел, что у жены красноармейца Волкова нет дров наколотых, и наколол ей. Я прихожу к ней каждый день: когда сбегаю в магазин, когда посижу с маленьким ребенком. Я написал в газету для того, чтобы сказать всем ребятам: помогайте семьям красноармейцев!»

На военных заводах Златоуста

В первый день войны городская партийная организация и городской Совет депутатов трудящихся призвали всех жителей Златоуста «честно и самоотверженно работать на своем посту» во имя Победы. Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах.

- Я вспоминаю потёртые семейные фотоальбомы, перебираю пожелтевшие фотографии и припоминаю, как всё это было, - рассказывает ветеран труда, В. Гордеев в книге В.Еремина «Боевая молодость». - Мне шёл 14-й год, когда началась война. Учился в школе № 22. Отец работал полировщиком на заводе Ленина, мать - бухгалтером в горторге. Работали они по 12 часов. Жили мы в своём доме, на 4-й Айской улице, и на меня легли заботы по хозяйству. Во время летних каникул в 1941 -1942 годах я с товарищами из школы работал в корпусах на улице Ленина от завода № 66, где выпускали пулемётные ленты. Работали мы и на механическом участке, и в сборочном цехе. Нам на время работы выдавали рабочую, хлебную карточку и деньги. В сентябре направляли на уборочную кампанию, где нам насчитывали трудодни. Рассчитывались зерном. В 1943 году я поступил в ЗМТ (Златоустовский механический техникум). Многие из студентов подали заявление в военкомат с просьбой направить их в военные училища, но нас не отпустили, нужны были кадры для работы в тылу, в техникуме была бронь. Летом нас послали в военный лагерь. Здесь мы испытали, что такое голод. Ели почему-то финики, не было ни мяса, ни рыбы. Были ещё баланда из капусты и картошки, да каша на воде. За время, проведённое в лагере, осунулись и обовшивели. Начались инфекционные заболевания. Меня сразила дистрофия.

В здании Дворца творчества юных в годы войны был цех машзавода по производству лент и коробок к пулемету Максим. Об этом вспоминает Виктор Федорович Быков:

- Я сам жил на Громатушной. Только окончил пять классов, как получил повестку в ремесленное училище. Но отец взял к себе на завод. Работать было некому. Однажды нас заставили грузить пулеметные коробки, уже принятые военпредом. Мы были в восторге! Исписали коробки надписями «Смерть Гитлеру!». Пришлось их потом перекрашивать. Нормы были высокими. Давали задание, которое надо выполнить, во что бы то ни стало. Не кончил – не уходи. Иногда по месяцу и более работали в ночь, в дневную смену ставили наиболее квалифицированных.

И.Б.Баскин, «мобилизованный на работу» после 9-го класса, рассказывает в книге В.Д. и Г.К.Павленко «Южноуральцы в боях и труде 50-летию Великой победы посвящается»:

- Вставал в половине пятого утра. Электрического света, естественно не было. Быстро собирался и – к площади. Все садились на трамвай, приезжали на вокзал и – к поезду. Вагоны со спальными полками. Все стремились пробиться на верхнюю полку и поспать хоть полчаса. Приезжали на Уржумку и еще 4 км шли пешком. Зимой была дорога через пруд. Самые ловкие ухитрялись на ходу прицепиться к проезжающей машине и забирались в кузов. Тяжелее было переносить голод. За 16-18 часов вне дома ели всего один раз в столовой - суп и овсяную кашу.

Посылали копать могилы, за дровами для столовой. На Уреньге пилили деревья, разделывали ствол на чурбаки и тащили на себе вниз по улице.

Листовое железо привозили в упаковках по 108 кг и выгружали. «Несешь такой пакет, шатаясь от слабости – уронить нельзя и признаться, что невыносимо тяжело, не хочется».

Приехал однажды нарком вооружения Устинов.

- Мне поручили показать ему пулеметную коробку, - рассказывал Иосиф Борисович. – Я зачистил ее, отполировал до блеска. Видно, понравилось высокому гостю. Дали мне талон на тарелку и чашку с блюдцем. Пошли с мамой получать премию в Новый Златоуст, да магазин оказался закрытым. Сегодня родители убиваются, если не могут купить ребенку модную одежду или сникерс. Разве в этом главное?

На колхозном фронте

Велика была роль советской деревни в борьбе с врагом. Самоотверженно трудились юные патриоты Златоуста на колхозных полях, помогая вести борьбу за урожай. План работы Златоустовского ГОРОНО обязательно включал организацию учащихся и учителей на участие в сельскохозяйственных работах. Например, осенью 1941 г. Более восьмисот учеников и учителей выезжало в колхозы области на уборку урожая.

Работали на прополке зерновых и картофеля, овощей, собирали колосья, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, делали щиты для снегозадержания.

Нелегко приходилось ребятам. Работу начинали в 7 часов утра, и заканчивали в 8 - 10 вечера. В докладной записке Златоустовского ГОРОНО об участии школ на прополочных работах в колхозах отмечается, что председатели колхозов, бригадиры ввели не совсем здоровую практику: учащимся давали наиболее засоренные участки, тогда как взрослым колхозникам назначались участки под дворами или же вдали, но менее засоренные.

Но это сложности закаляли ребят, заставляли трудиться не жалея себя. Трудности не останавливали ребят, они ещё успевали заниматься творчеством, сочинять стихи, частушки, которые отражали их трудовую деятельность.

И если спросит нас боец:

- Что вы для фронта дали?

Ответить сможем мы тогда:

- Мы фронту помогали!

Вперед, ребята, на поля!

Ведь каждый должен знать,

Что нужен хлеб и на фронтах,

Что нужно помогать

.

Память - наша история

Есть поговорка: на войне детей не бывает. Те, кто встретил войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мироном смысле этого слова. Ну, а те, кто родился и вырос после войны, - надо ли их учить помнить войну, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждена – надо! Память – наша история. Каким будет взгляд на неё, таким будет наш завтрашний день.

Воспоминания труженицы тыла, Захаревич Лидии Николаевны, бывшего учителя математики школы № 21 города Златоуста:

- Село, в котором я родилась и жила во время войны, расположено в Ленинградской области. Я помню, что о начале войны мы узнали только вечером, возвращаясь, домой с работы на покосе. У нас в 1941 году в селе еще не было радио, как, впрочем, и электричества. Под вечер о войне сообщили по телефону на почту, и вот тогда мы и узнали эту страшную весть.

Мужчины были мобилизованы и ушли на войну, а работать в колхозе остались старики, женщины и дети. Мне к началу войны исполнилось 11 лет, я окончила 4 класс.

Летом 1941 года немецкая армия очень быстро, смяв Лужский оборонительный рубеж, приблизилась к Ленинграду. Взять город сразу не смогли, понесли большие потери в боях на болотистой ленинградской земле. Тогда фашисты решили взять город в кольцо и бомбежками и артобстрелом уничтожить всех ленинградцев, и вот это кольцо в одном месте близко подходило к нашему селу. Мы стали слышать бомбы и снаряды, вой фашистских самолетов, через село шли наши отступающие войска, появилась служба оповещения о налетах фашистов, эвакуировались и приехали к нам наши родные из Ленинграда. Первого сентября мы, как и раньше, в довоенное время, пошли в школу, но каждый день после уроков рыли за школой траншеи. Как нам объясняли наши учителя, что если будут бомбить село, то мы будем выбегать из школы и прятаться в этих траншеях. Так мы работали весь сентябрь, а в октябре была объявлена эвакуация. Все слышнее были звуки войны, все зловещее. Угнали куда-то колхозные стада, стали уходить и жители. Собралась и наша семья. В один из вечеров к нам зашел какой-то военный. Он настаивал, чтобы мы немедленно уходили. У нас было еще что-то не готово, и потому решили, что уйдем рано утром. А в течение решающей для нас ночи произошло большое сражение на одной крупной станций на железной дороге «Москва-Ленинград», немцев остановили там и дальше не пустили, чтобы они не смогли сделать еще одно кольцо вокруг Ленинграда, которое прошло как раз бы по нашим местам. Эвакуацию, как мы узнали утром, на этот раз отменили, и мы остались дома.

К счастью, немцы так и не смогли взять эту станцию, война до нас не дошла. И все четыре года, каждое лето после экзаменов мы вместе с взрослыми все каникулы трудились на колхозных полях и лугах. В июне – прополка, в июле – сенокос, в августе - жатва.

Нам было трудно, мы голодали, ведь весь урожай шел для фронта, а жители села довольствовались тем, что собирали со своих огородов. Хлеба совсем не было. Что-то выпекали дома из всяких отходов, мало напоминающее хлеб не только по вкусу, но по виду. Ранней весной начали употреблять в пищу всякую зелень: пестыши, щавель, заячью капусту, потом покосные дудки, пили березовый сок, а уж когда поспевали ягоды – мы оживали. За лето так уставали на работе, что в августе начинали мечтать о том, чтобы скорее пойти в школу. Зимой тоже была работа, каждой семье - задание: за зиму надо было насушить большой мешок картофеля. Вечером чистили картошку, резали «соломкой», обливали кипятком, раскладывали на противни и ставили в протопленную печь сушиться. Картофель этот отправлялся на фронт. А осенью собирали клюкву и тоже отправляли в госпитали. А один раз я вместе с одной учительницей нашей школы отправили другие подарки (носовые платки, кисеты, шерстяные носки и др.) в ближайший госпиталь. Это была незабываемая поездка.

Вот так мы и жили в те очень трудные для всей страны годы. Была только одна мечта: скорее бы кончилась эта страшная, как казалось, бесконечная война? А день Победы – счастливейший день! Это действительно «праздник со слезами на глазах».

Воспоминания труженицы тыла, Воробьевой Валентины Ивановны, бывшего учителя начальных классов, школы № 21, г. Златоуста:

- Мне было 12 лет, когда начала война. Я училась в школе. Жила в то время в Кусе. Война только началась, нам об этом по радио объявили, и тут же стали приходить повестки. Помню, мама все говорила: «Все погибнем, все!» К счастью, отца в армию не взяли. Он строил дорогу, которая была очень важна для страны. Мы тоже вместе с отцом строили дорогу. Дорога шла от Кусы до Магнитки. Нам привозили щебень, и мы разбрасывали его лопатами и утаптывали как можно плотней. Жили мы плохо. Голодали очень сильно. Тайная мечта – когда-нибудь наесться досыта хлеба – не покидала. Но потом, радостное слово «Победа»! Люди поздравляли друг друга, обнимались, плакали. И хотя все уже узнали, что 9 мая – день не рабочий, шли на свои рабочие места».

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру