Моя семья в годы войны

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Самое страшное испытание, которое выпало на долю нашего народа, - это Великая Отечественная война. 

Как давно это было для нас и как недавно для истории! Эта война стала трагедией для каждого. Разруха, голод, сотни тысяч убитых на фронтах, разорённые города и деревни... Не было в стране ни одной семьи, которую не затронула эта страшная война. Отцы и сыновья уходили на фронт, женщины и дети оставались в тылу. И трудно теперь сказать, чья доля была труднее...

С каждым днём становится все меньше свидетелей той далёкой войны. Пока живы ее участники, их знают и помнят, но скоро их не останется совсем. Задача нашего поколения – сохранить в памяти и передать потомкам всё, что мы знаем об этой войне. Ведь они «живы» благодаря нашим воспоминаниям. Если мы забудем героев, мы потеряем свою историю, часть себя, потеряем свою совесть.

Я посвящаю своё сочинение близким мне людям, которых уже нет в живых: Болигатовым Василию Григорьевичу и Марии Ивановне. Именно они являются для меня настоящими героями. Я преклоняю голову и перед их детьми, на долю которых выпали тяжелые жизненные испытания. Каждый раз, слушая истории от мамы об их жизненных трудностях, подвигах и героизме, я восхищаюсь их силой воли, выносливостью, терпением, надеждой на лучшее. Я горжусь тем, что у меня такая родословная, где самое достойное место занимают эти люди.

Для меня примером героизма служит история, случившаяся с моими родными...

Василий Григорьевич – простой солдат. Солдат, чья жизнь стала крохотной лептой в деле освобождения страны от захватчиков. Однако это не умаляет его подвига. Перед Великой Отечественной войной он был участником Финской войны, где был тяжело ранен и взят в плен. Оттуда его вызволила жена Мария. Тяжелобольного, измождённого, она смогла его спасти и поставить на ноги. Это далось ей нелегко. Семья бедствовала, еды не просто не хватало - её не было!..

Не успел прадед хорошо оправиться от болезни, как началась Великая Отечественная война, и он вместе со своими односельчанами ушёл в лес, в партизанский отряд. Вместе с отрядом он взрывал вражеские танки, машины с горючим, ходил в разведку, доставлял нужную информацию, принимал участие в боевых сражениях.

Прабабушка осталась с двумя детьми на руках: Марусей и Васильком. Марусе (моей бабушке) было шесть лет, а Васе всего три года. Все документы, выданные на детей, она зарыла в землю: никакой фашистской проверке нельзя было показать родство этих малышей с отцом-партизаном. Марии приходилось трудно. Каждую неделю совершались немецкие рейды по деревне. Проходила чистка. Фашисты ходили по домам и забирали у жителей всё, что можно было забрать: хлеб, соль, сахар, живность, мясо. В семьях и так ничего не было, а тут отнимались последние крохи. Детям приходилось голодать. Шестилетняя Маруся сильно заболела, на её худеньком тельце появились нарывы. Девочка была так сильно истощена, что, глядя на неё, убитая горем мать даже не верила в то, что она сможет выздороветь. Бессонные ночи рядом с кроваткой дочери, сухие от всех выплаканных слёз глаза и как отчаяние обращение к Богу с просьбой «Помоги, Господи! Не дай умереть ребёнку!» Но чуда не случалось...

В один из немецких рейдов к ним в дом вместе с полицаями зашёл немецкий врач. Увидев больную девочку, он почему-то её пожалел, может быть, у него тоже была дочь? Он дал Марусе лекарства, и ещё оставил медикаменты на последующее лечение. А солдаты, которые зашли вместе с этим офицером, забрали последнее зерно, оставив семью вообще без еды.

Слева направо: Василий, прабабушка Мария Ивановна, Маруся

Но самое страшное, что запомнилось детям и о чём уже старенькая моя бабушка Маруся рассказывала мне - это обстрел деревни. И с воздуха, и с земли, как крупные капли дождя, падали на головы жителей маленькой деревеньки снаряды: так немцы пытались уничтожить партизан. Тогда все жители: женщины с детьми, старики - бежали в лес, на болота, и прятались под густыми ветками деревьев. С самолёта на землю бросали бомбы, и бабушка на всю жизнь запомнила их гул и сильные взрывы. Она вздрагивала, кричала, плакала, прижавшись к маме вместе со своим братом, когда рядом взрывались снаряды. Кругом было болото, люди стояли каждый на своих островках под деревьями. Некуда было бежать – один неосторожный шаг и болото навсегда закроет над тобой свои чёрные воды, задушит своими крепко-мертвыми

объятьями и, успокоившись, чуть покачает болотные кочки и замрет в неподвижности, насытившись своим новым вечным посетителем. Несколько раз снаряды попадали в цель, и на месте островка, где только что стояла мать с кучей обезумевших от страха детишек, появлялась черная яма, пузырившаяся, будто от радости неожиданного подарка. А через какое-то время немым ужасом страшилосвидетелей этой кровавой пляски ровное черное пятно, без зелёных кочек и травы, спокойное и от этого ещё более зловещее. В любую минуту снаряд мог упасть и на них, на их участок земли под раскидистой старой сосной или разлапистой елью. Этот ужас запомнился маленькой девочке на всю жизнь.

Огромным ударом для семьи стало то, что их отца предали. Разведчикам нужно было прийти на встречу к связному, а там их уже ждали немцы. Они захватили всех в плен (в том числе и Василия Григорьевича), пытали, хотели узнать, где находится партизанский отряд. Но Василий Григорьевич вместе с другими партизанами упорно молчал. Фашисты ничего не добились! За своё молчание партизаны поплатились жизнью. Утром староста выгнал все население на деревенскую площадь, где в мирное время решал вопросы сельский сход. Под дулом автоматов, с немым вопросом в глазах «Что же сейчас будет?» стояли ничего не понимающие женщины, старики и дети. Слышали, что целыми деревнями немцы сжигали население, не щадили даже маленьких детей. Страх сковывал горло и мысли. Плакали только замерзающие на морозе дети, а матери молчаливо ждали, только крепче прижимали к себе свой выводок. Стал слышен лай собак. Послышался гул машины. Вскоре стало всё понятно – привезли схваченных в лесу партизан. Их расстреляли на глазах всей деревни. Каждая семья смотрела на то, как упал, сражённый фашистской пулей, чей-то отец или сын. Смотрели на расстрел своего батьки и маленькие Маруся с Васильком, и сама Мария. Она не плакала. Только пыталась закрыть холодными руками горячие от слёз лица своих малышей.

После публичной расправы над партизанами немцы уехали. А обессиленные, раздавленные горем женщины пошли хоронить своих родных, лопатой вгрызаясь в застывшую землю.

Вроде бы и жили бабы на селе уже давно без мужчин (те ушли партизанить). Но всех их грела мысль, что ненадолго это, что закончится всё и вернутся они, такие родные, к своим женам и деткам. А теперь?.. С каждым ударом лопаты в голове повторялось единственное слово – «без-от-цов-щи-на». Как теперь жить? Как поднимать детей?

Вспоминая то время, моя бабушка всегда говорила о том, что война – самое ужасное, что может выпасть на долю человечества. Она вместе с младшим братом видела войну своими глазами, видела смерть, горе людей, видела гибель своего отца. Это наложило отпечаток на всю их жизнь. Бабушка всегда говорила, как им было обидно слышать это ужасное слово: «БЕЗОТЦОВЩИНА».

Но жизнь продолжалась. Мария Ивановна стала связной в 1-м Гомельском партизанском отряде. Это был большой риск для нее и для её детей. Ей часто

по ночам приходилось оставлять детей, чтобы как-то связаться с партизанскими отрядами, передать информацию.

Бывали случаи, когда, отправляясь на операцию, брала с собой и деток. Не раз встречали на пути немецкий дозор, но всякий раз, прикрывая от фрицев старенькой изношенной юбкой своих малышей, она пыталась объяснить им, что они всего лишь «по грибы - по ягоды» в лесу, что «есть нечего, хоть умирай», и немцы отпускали её. А она шла к своим, передавала ценную информацию, продолжала делать всё то, что делал её муж – Василий Григорьевич Болигатов – не герой, обычный человек, не солдат даже, но жизнь отдавший за победу своей Родины.

Такими необыкновенными людьми были и остаются для меня мои прабабушка и прадедушка. Жаль, что я знаю так мало об их жизни. Их дети - Мария и Василий - испытали на себе всю трагедию войны, но их сердца от этого не стали жестокими. Они стали сильными, выросли добрыми людьми, неся по жизни любовь и благодарность своим родителям и всем защитникам за победу в той страшной войне. Жаль, что сейчас их нет рядом с нами.

Мамины рассказы останутся в моём сердце на всю жизнь. И чем старше я становлюсь, тем нестерпимее боль приносят эти истории из жизни моих родных. Всё это невозможно забыть.

Я хочу низко поклониться всем героям и солдатам Великой Отечественной войны! Я горжусь Вашей преданностью Родине, горжусь Вашей отвагой и смелостью. Благодарю Вас за то, что Вы совершили Великий Подвиг во имя жизни на Земле и служите достойным примером для подражания. Нам, молодому поколению, есть на кого равняться. 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру