Пришло две похоронки, а он вернулся живой!

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Нити жизни свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом обрываются, все чаще рискуя однажды оставить нас, современников, без живых воспоминаний об этом отрезке истории. Это естественный процесс. Совершенно не похожа на природу человеческого существования природа вещей: неживые «очевидцы» важных событий, как правило, выносливее проходят испытания временем. И порой бывает так, что одна немая документальная фотография, письмо могут рассказать о целой жизни, об историческом этапе.

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Передо мной пожелтевшие странички. Они сохранили воспоминания человека, прошедшего тяжелую войну. Это ценное достояние нашей семьи, семьи участника войны – Жеребцова Петра Илларионовича, который с первого дня встал на защиту своей Родины. Да, было страшно, было трудно, но мой троюродный прадед находил время для записи событий этой нелегкой поры. Я не видел своего прадедушку, героя Великой Отечественной войны, мы, его родственники и потомки, благодарны ему за этот бесценный клад, память будущим поколениям.

Жеребцов Петр Илларионович родился 23 марта 1918 года в селе Красное Увельского района Челябинской области в большой крестьянской семье, в которой было 18 детей. Старшие братья прошли революцию, гражданскую войну. К началу Отечественной войны из сыновей остался один Петр. Он был комсомольцем, возглавлял комсомольскую организацию в селе. В 1940 году женился, родились сын и дочь. В этом же довоенном году Петр Илларионович был призван на действительную службу в Армению, в Ленинакан.

Петр Илларионович фотографировался, наверное, со своим товарищем, сослуживцем. А товарища не видно в кадре, возможно, фотограф сделал им два фото, чтобы каждый выглядел крупнее, ближе. Фото сделано в специальном ателье, не любительское. Для украшения - этажерка с розами в красивой вазе. Почему-то мой прадед не улыбается, лицо задумчивое, напряженное. Май 1941 года – надпись на обратной стороне фото, всего месяц до начала той проклятой войны. В своих записях Петр Илларионович вспоминает о первом дне войны 22 июня 1941 года: «Воскресный день, по распорядку дня – свободное время. Играли в волейбол. Вдруг видим – пушки разворачиваются в сторону границы с Турцией. Весь личный состав гарнизона был построен, и объявили о начале войны». В августе, после формирования дивизии, он был направлен на 1-й Украинский фронт, в 27-ю отдельную гвардейскую дивизию. В звании сержанта командовал отделением. «Тяжелые сражения, отступления с боями, лафеты и стволы раскалялись докрасна, гибли товарищи. Оставляли села и города, но верили, что вернемся и прогоним врага», - писал П.И. Жеребцов в своей тетрадке. В районе г. Ровеньки, что на Украине, дивизия попала в окружение, кольцо сжималось, но отстреливались до последнего снаряда, до последнего патрона. Петр Илларионович вспоминает, как, очнувшись после контузии, увидел перед глазами сапоги немецких солдат. Плен. Как много советских солдат в 1941-м году не миновали этой участи! На его счастье, лагерь, в котором он находился, только строился, и военнопленных использовали как рабочую силу.

Восемнадцать долгих дней был в плену у немцев мой прадед. В своих воспоминаниях он пишет, как пленным велели построиться, отсчитали десять человек: «Ну, думаю, все – расстрел! Нет, заставили сматывать колючую проволоку». В дневниках Петр Илларионович вспоминает немца, который воевал еще в Первую мировую войну. Хорошим человеком оказался. Благодаря ему не умерли голодной смертью. «Соберет нас в кружок, начертит на земле карту и на ломаном русском языке объясняет: «Германия моя маленькая, Россия – большая, она и победит. Бросайте работу, быстро собирайте картошку и ешьте» (Хорошо, что вокруг находились картофельные поля)".

"Когда перевели в новый недостроенный лагерь, решили с другом бежать, - пишет прадед. - Проволока была еще не под током. Пленных много, и все прибывают. Немцы не пересчитывали. Работали дотемна. Когда пришли в барак, незаметно спрятались в развалинах. Дождались ночи и подползли к проволоке, приподняли, подлезли под нее и покатились по земле. Скатились в ров, лежим и не верим, что выбрались. Днем спрятались в огороде одного из домов, видим, идет хозяйка. Попросили что-нибудь поесть и бритву. Она принесла ведро украинского борща, бритву, одежду. Начался долгий путь к фронту».

Много хороших людей встретилось на пути солдата, всех он помнит: и женщин, которые спасли его от полицая (он хотел вернуть его в лагерь), и итальянских солдат, на которых наткнулся случайно. Итальянцы воевали на стороне немцев, поняли, что пленный, но не в пример полицаю, предупредили: «Не ходи в ту сторону, там ваши пленные строят железную дорогу». И «особиста» прадед помнит, который поверил ему и не стал отмечать нигде, что он был в плену.

Так снова пошел военными дорогами сержант Жеребцов. Участвовал в освобождении городов Украины (награжден медалью «За отвагу»), Венгрии (награжден медалью «За взятие Будапешта»), Австрии. Еще Петр Илларионович награжден медалью «За Победу над Германией», юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Боевой путь Петр Илларионович закончил в Праге. Бои за Прагу были кровопролитными, немцы не сдавались до 12 мая. Многие уже праздновали Победу, а в Праге гибли солдаты. И его семья похоронила в 1942 году, о чем есть сведения в «Районной книги Памяти» М.А.Тренина (стр. 48): «Погиб 30 июня 1942 года. Место захоронения не установлено». Но Петр Илларионович вернулся живой 25 мая 1946 года (после окончания войны он был оставлен на окончание срочной службы). Уже в 1948 году пришла вторая похоронка на моего прадеда (видимо, с того периода, когда он попал в плен), а он уже работал комбайнером, но основная его профессия – токарь. У Петра Илларионовича 30 лет стажа по этой специальности, он научил многих учеников токарному делу, за что получал благодарности.

Полученные контузии дали о себе знать. Петр Илларионович часто болел в последние годы, но продолжал работать. Не отказывался, когда приглашали на школьные праздники (в послевоенные годы он с семьей переехал жить в Казахстан в город Чимкент).

Петр Илларионович, как вспоминает его дочь, был всегда добрым, внимательным к людям. Он ставил о себе хорошую память в душах своих детей и близких.

Сразу после выхода на пенсию прадед серьезно заболел. Умер 6 октября 1978 года.

Как хочется, чтобы еще многие поколения, мои сверстники помнили о простых солдатах, которые спасли нашу страну. В своих записях Жеребцов П.И. писал: «Мои товарищи завоевали победу своей кровью и жизнью, мужеством и геройством, отвагой. Мы дрались не за ордена и медали, а за честь и независимость нашего народа, за любимую Родину!»

69 лет нет войны, участников которой становится всё меньше и меньше с каждым годом. Что мы, внуки, правнуки, можем сделать для них? Уважать, оберегать, помогать тем, кто рядом. И свято чтить память ушедших, чтобы слава их подвигов не померкла в веках.

Автор: Максим Исаев, ученик 7 «А» класса МБОУ Кичигинской СОШ имени В.П.Кибальника

Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Кичигинская СОШ Исаева Татьяна Валерьевна

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру