В 1940 году прадед был призван в ряды Советской армии. Отслужил два года, а домой так и не вернулся, потому что началась Великая Отечественная война, и он пошёл защищать Родину от врагов. Вернулся прадед домой 18 февраля 1946 года. Он служил в строительных войсках. В годы войны строил понтонные мосты, переправы через реки и озёра. Вот два рассказа прадеда о переправе через Днепр.
Первые советские части переправлялись на правый берег Днепра вплавь, на катерах и лодках. Однако армия - это не только люди, это ещё и машины, и танки, и артиллерия. Для автомашин и танков необходимо горючее, боеприпасы для танков и артиллерии. Не для переправы этого всего вплавь не годятся катера и лодки. Необходимы мосты. Вот прадед и его отряд и строили их. А на Днепре, чтобы перехитрить фашистов, соорудили мост так, что настил его не возвышался над водой, как обычно, а наоборот, уходил под воду, ниже уровня воды. Укрепили настил, две недели делали этот мост. Но когда сделали, долго по нему переправлялась техника и артиллерия. Долго гадали фашисты, каким тогда чудом переправлялись русские. Посылали на поиск моста самолеты – разведчики. Летали, летали разведчики, брали севернее от плацдарма, брали южнее, поднимались вверх по течению Днепра. Опускались вниз к самой воде, снижались: «Нет! Не видно нигде моста!» Однажды, рано утром один из лётчиков-фашистов в очередной раз облетал окрестности Днепра, увидел там, под крылом, через Днепр, идут советские солдаты. Идут без моста по воде и не тонут. А вот и танки тронулись следом, и они идут по воде не тонут. Вернулся лётчик поспешно на аэродром, генералу докладывает: «Идут по воде советские солдаты и не тонут". Не поверил генерал лётчику, заставил полететь вместе с ним, летали они летали, так и не нашли. Лётчик примерно сказал координаты. Люто бомбили фашисты мост, бомбили, да бомбы летали мимо. Вот ведь какой сверхчудесный мост построили!
На Днепре, под Киевом село Лютеж. Там фашисты прижимали нашу пехоту. Им на помощь и послали пятый гвардейский танковый корпус под командованием генерала Кравченко.
Путь их лежал через реку Десна. Фашисты были уверены, что она здесь глубокая с быстрым течением, не пройдут тут танки. Не поддержат вовремя пехоту под Лютежем. Спокойны фашисты. И вдруг: «Танки под Лютежем! Как же здесь появились танки!»
Когда подошли наши танки к Десне и остановились, командир-генерал Кравченко обратился к местным жителям: «Есть броды?» "Да как сказать, - отвечают местные жители, - для танков найдём". Стали прадедушка и его отряд, местные жители, танкисты исследовать дно реки, выискивать, где глубина поменьше, где дно потвёрже. Искали, искали удобные места, и всё же самая большая глубина в полный рост танка. Если попробовать переходить Десну бродом, то лишь чуть-чуть башенный люк из воды покажется.
Задумались командиры, выбора нет, будем форсировать Десну бродом. Отдал Кравченко приказ о форсировании. Пришлось танкистам проявить солдатскую смекалку и изобретательность.
Все щели и отверстия в танках законопатили паклей, промазали смолой. На выхлопные трубы одели брезентовые рукава и вывели и так, что бы они поднимались выше уровня реки. На реке вдоль брода установили вешки.
Первый танк двинулся для пробы. Замерли все на берегу, пройдёт не пройдёт. Люк на танке открыт, из люка выглядывает командир. Следит за вешками, подаёт команды вниз водителю. Водитель сидит в темноте, ничего не видит. Следует командам командира. Медленно ползёт танк. Вот уже по башню танка вода. Ещё один миг и стал показываться корпус танка. Вышел танк из Десны, заревел мотор. Закричали, стоящие на том берегу люди: « Ура!»
60 боевых машин, весь танковый корпус, прошли тогда по дну Десны. Явились танкисты под Лютеж и разбили фашистов.
Вернувшись с войны, прадед Григорий послевоенное время помогал восстанавливать здания и строил дома.
Не стало героя 7 апреля 1997 года.
В 1940 году прадед был призван в ряды Советской армии. Отслужил два года, а домой так и не вернулся, потому что началась Великая Отечественная война, и он пошёл защищать Родину от врагов. Вернулся прадед домой 18 февраля 1946 года. Он служил в строительных войсках. В годы войны строил понтонные мосты, переправы через реки и озёра. Вот два рассказа прадеда о переправе через Днепр.
Первые советские части переправлялись на правый берег Днепра вплавь, на катерах и лодках. Однако армия - это не только люди, это ещё и машины, и танки, и артиллерия. Для автомашин и танков необходимо горючее, боеприпасы для танков и артиллерии. Не для переправы этого всего вплавь не годятся катера и лодки. Необходимы мосты. Вот прадед и его отряд и строили их. А на Днепре, чтобы перехитрить фашистов, соорудили мост так, что настил его не возвышался над водой, как обычно, а наоборот, уходил под воду, ниже уровня воды. Укрепили настил, две недели делали этот мост. Но когда сделали, долго по нему переправлялась техника и артиллерия. Долго гадали фашисты, каким тогда чудом переправлялись русские. Посылали на поиск моста самолеты – разведчики. Летали, летали разведчики, брали севернее от плацдарма, брали южнее, поднимались вверх по течению Днепра. Опускались вниз к самой воде, снижались: «Нет! Не видно нигде моста!» Однажды, рано утром один из лётчиков-фашистов в очередной раз облетал окрестности Днепра, увидел там, под крылом, через Днепр, идут советские солдаты. Идут без моста по воде и не тонут. А вот и танки тронулись следом, и они идут по воде не тонут. Вернулся лётчик поспешно на аэродром, генералу докладывает: «Идут по воде советские солдаты и не тонут". Не поверил генерал лётчику, заставил полететь вместе с ним, летали они летали, так и не нашли. Лётчик примерно сказал координаты. Люто бомбили фашисты мост, бомбили, да бомбы летали мимо. Вот ведь какой сверхчудесный мост построили!
На Днепре, под Киевом село Лютеж. Там фашисты прижимали нашу пехоту. Им на помощь и послали пятый гвардейский танковый корпус под командованием генерала Кравченко.
Путь их лежал через реку Десна. Фашисты были уверены, что она здесь глубокая с быстрым течением, не пройдут тут танки. Не поддержат вовремя пехоту под Лютежем. Спокойны фашисты. И вдруг: «Танки под Лютежем! Как же здесь появились танки!»
Когда подошли наши танки к Десне и остановились, командир-генерал Кравченко обратился к местным жителям: «Есть броды?» "Да как сказать, - отвечают местные жители, - для танков найдём". Стали прадедушка и его отряд, местные жители, танкисты исследовать дно реки, выискивать, где глубина поменьше, где дно потвёрже. Искали, искали удобные места, и всё же самая большая глубина в полный рост танка. Если попробовать переходить Десну бродом, то лишь чуть-чуть башенный люк из воды покажется.
Задумались командиры, выбора нет, будем форсировать Десну бродом. Отдал Кравченко приказ о форсировании. Пришлось танкистам проявить солдатскую смекалку и изобретательность.
Все щели и отверстия в танках законопатили паклей, промазали смолой. На выхлопные трубы одели брезентовые рукава и вывели и так, что бы они поднимались выше уровня реки. На реке вдоль брода установили вешки.
Первый танк двинулся для пробы. Замерли все на берегу, пройдёт не пройдёт. Люк на танке открыт, из люка выглядывает командир. Следит за вешками, подаёт команды вниз водителю. Водитель сидит в темноте, ничего не видит. Следует командам командира. Медленно ползёт танк. Вот уже по башню танка вода. Ещё один миг и стал показываться корпус танка. Вышел танк из Десны, заревел мотор. Закричали, стоящие на том берегу люди: « Ура!»
60 боевых машин, весь танковый корпус, прошли тогда по дну Десны. Явились танкисты под Лютеж и разбили фашистов.
Вернувшись с войны, прадед Григорий послевоенное время помогал восстанавливать здания и строил дома.
Не стало героя 7 апреля 1997 года.