Всю войну он не знал о судьбе семьи...

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Чем дальше в прошлое уходит то грозное горькое время, чем меньше остается живых свидетелей далеких событий, тем чаще сожалеешь о том, что не спросила, не записала, не выслушала, не сохранила старых фотографий и документов. Тем трепетнее относишься к немногим сохранившимся документам - свидетелям эпохи. 

 

Вот фото моего дедушки - Ахматова Даниила Дмитриевича (это отец моей мамы, он справа).

Ему было 43 года, когда началась война. Часть, в которую попал мой дед, отправили на дальневосточную границу. Всю войну он не знал ничего о судьбе семьи: ни о том, что от голода и болезней умерла жена, ни о сыновьях, ушедших на фронт, ни о страшной смерти старшей дочери, сгоревшей заживо, ни о том, что младшая - двенадцатилетняя - осталась одна без крова, без помощи с двумя мальчишками на руках четырех и двух лет- сыновьями старшей сестры.

А это мой дядя - Ахматов Василий Данилович - старший брат моей мамы.

Он служил в автомобильном батальоне. О войне рассказывать не любил - слишком тяжелы были воспоминания, ведь сколько раз попадал под бомбежки, горел вместе с машиной. Особенно горькими были его рассказы о Дороге жизни, он вывозил обессиленных голодных детей из осажденного Ленинграда.

Рассказывал, как не раз приходилось под артобстрелом доставлять боеприпасы на передовую, под огнем противника ремонтировать подбитую машину. За один из таких «смертельных» рейсов во время боевых действий за город Вену гвардии ефрейтор Василий Данилович Ахматов был награжден медалью «За отвагу».

Еще один брат мамы - Ахматов Александр Данилович - на фронт ушел 18-летним. Закончил артиллерийское училище. Не раз был ранен, а сестренке домой писал: "слегка царапнуло".

Награжден орденом Красной Звезды за боевые заслуги.
После войны стал кадровым офицером, вышел в отставку в звании подполковника. С боевыми товарищами. 1945 год.

 

А с фронта отца и братьев ждала моя мама - Аня, Нюронька, как ласково называли её в семье. На её долю выпали немалые испытания: в 1943-м умерла в январе мама, а летом сгорела старшая сестра Катя. Осталась Аннушка с двумя малыми племянниками на руках, была им вместо матери (отец мальчиков тоже был на фронте). Кормила, растила малышек, а еще работала вместе с другими детьми в подсобном хозяйстве, выращивали овощи для фронта, а зимой вязали носки и варежки, шили кисеты фронтовикам. Помочь Ане было некому - родных рядом не было. Плакала ночами от того, что мальчишки всё время просили есть, а есть нечего! Когда дом сгорел, оставалась корова-кормилица, да и её "добрые люди" со двора у сирот увели. Осенью по грязи, по слякоти собирала оставшуюся на поле гнилую картошку, чтобы мальчишек прокормить, варила суп из травы. Наверное поэтому всю жизнь старалась всех накормить, обогреть, окружить заботой и любовью.

И учиться как следует, не пришлось, тетрадок не было, писали на газетах , между строчек сообщений Информбюро, да и сидеть за партой было некогда - работали с подружками, помогали взрослым. Но каждую весну сдавали экзамены за очередной класс. Когда отец вернулся с фронта, Аня поступила в медучилище. А позже еще закончила учительский институт и больше 40 лет проработала учителем русского языка и литературы.

Вот так сложилась судьба моей мамы: мечтала стать врачом, а стала учителем, а вот свекровь, наоборот, мечтала быть учителем, а война заставила её стать медиком.

* * *

Более 40 лет проработала Попова Евстолия Георгиевна в больнице города Юрюзани. Медиком быть совсем и не мечтала. Хотела быть учителем, а профессия медсестры стала её любимой на всю жизнь.

Шла Великая Отечественная война. Ей было всего 17, когда она записалась на курсы медсестер. По окончании курсов призвали в эвакогоспиталь № 3128, что разместился в новой школе Юрюзани. Вместе с госпиталем выехала на Запад на фронт. Кругом разруха, пожарища! Горе, слезы людей. Под бомбежкой была и не раз. В октябре 1943 года оказалась на фронте у станции Лазовая. Поток раненых. Перевязочных материалов нет. Нары застилали травой и брезентом. Все раненые тяжелые, кто пить просит, а кто и матом кроет. А она от бессилия стоит и ревет. Так начиналась ее военная биография. Таскали раненых на себе, матрасы по два-три - тоже на себе. Гной, грязь, вши. И запах этот ужасный до сих пор забыть не может. Трудоемкая работа день и ночь без сна и отдыха. Зато сколько спасенных жизней! Кем только в госпитале не была «от хирурга до санитарки». Пришел огромный опыт, который пригодился и после войны. До 1986 года Евстолия Георгиевна проработала в туберкулезном и хирургическом отделении. Последние годы работала на «скорой», спасая больных. Совсем немного – чуть меньше трех месяцев –не дожила Евстолия Георгиевна, всю свою долгую жизнь отдававшая спасению людей, до 70-летия Победы.

Константина Васильевича Попова - младшего в семье - любили все. А судьба отмерила ему всего лишь 20 лет.

Во время боя танк Константина был подбит, а сам он раненым попал в плен. 4 августа 1942 года расстрелян карателями. Долгие годы семья ничего не знала о месте его гибели. Считали его пропавшим без вести. Истину помогли установить жители белорусского села, где он погиб.

Старший брат Константина, Гервасий Васильевич Попов, закончил Оренбургскую летную школу.

Летал на различных типах самолетов. Освоил самолеты: ПО–2, Р–5, СБ, УТИ–4, УТ–2, ИЛ–2, ИЛ–10.

С сентября 1943 по ноябрь 1943года – командировка на фронт (1 – й штурмовой авиакорпус Резерва Главного Командования 800 штурмовой авиаполк (с-т ИЛ – 2)). В воинском билете отмечено: Степной фронт. В летной книжке имеется перечень боевых вылетов на военные объекты противника в районе реки Днепр от г.Кременчуг и южнее в основном по западному берегу реки Днепр в период подготовки и форсирования реки нашими войсками. Воздушная разведка войск противника западнее реки Днепр в интересах наземных наших войск. Имеет 21 боевой полет 27 ч. 22 м. За выполнение боевых заданий на фронте с немецко-фашистскими войсками награжден орденом Красной Звезды.

"В составе полка на Степном фронте с 06.09.1943 года.

За этот промежуток времени совершил 15 успешно выполненных боевых вылетов и уничтожил 6 танков, 7 автомашин, до 30 гитлеровцев, подавил огонь батареи МЗА и создал 2 больших очага пожара.

Во время выполнения боевых заданий участвовал в двух воздушных боях с истребителями противника, где мужественно и умело отбивал атаки истребителей.

За успешное выполнение 15 успешных боевых вылетов и проявленные при этом мужество и отвагу, за нанесение урона в технике и живой силе противника, заслуживает награждения орденом Отечественной войны II степени.

Заключение вышестоящих начальников: Наградить орденом Красной Звезды".

Боевая характеристика от командования 800 ШАП.: Имеет 1528ч 20м налета и 6953 полетов.

Демобилизовался в апреле 1959 года в звании майор с должности заместителя командира полка.

* * *

И еще один брат

Петр Васильевич Попов - как раз перед самой войной, в июне 1941 года закончил Челябинский педагогический институт, получил диплом учителя математики. Но вместо школьного класса попал в Ленинградское военное училище на курс связистов. А затем - на Западный фронт.

В военном билете Петра Васильевича скупые строчки: декабрь 1941 - август 1944 - командир взвода ВНОС (войска наблюдения, оповещения, связи), август 44 - май 45 -пом. командира роты ПВО. Когда внучки просили его рассказать о войне, говорил: «Читайте книжку «В августе сорок четвертого» - там все почти про нас – и про то, как диверсантов ловили, и про то, как радиоигры вели…» Среди наград - медаль за взятие Кёнигсберга. После войны работал учителем математики в школах Юрюзани и Челябинска. Это был необыкновенно добрый, честный и справедливый человек.

Обыкновенные судьбы обыкновенных людей. Кажется, ничего героического они не совершали, Они просто исполнили свой человеческий гражданский сыновний долг - отстояли свою землю от врага.

Слава им и вечная память! 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру