Нам, родившимся после войны, не понять этого по-настоящему. То страшное тяжёлое время, ставшее суровым испытанием, дети Великой Отечественной войны не забудут никогда. Как не забудут они и того, как голодные с самого утра и до поздней ночи наравне со взрослыми несли на своих плечах всю тяжесть недетского труда, приближая Победу. Лишённые детства, они пережили очень многое.
В своём сочинении я хочу рассказать о близких мне людях, детях того тяжёлого времени, на долю которых выпало много испытаний и немного радостей, о своих родителях: Харитонове Павле Фёдоровиче и Харитоновой (до замужества Сычёвой) Ольге Степановне.
Моя мать родилась в декабре 1928 года в поселке Куликовка. Из воспоминаний мамы:
"Когда началась война, я перешла в 5 класс, было мне тогда 12 лет. Мы, дети военного времени, сразу шагнули во взрослую жизнь: отцы наши ушли на фронт защищать Родину, матери взвалили всю тяжёлую мужскую работу на свои плечи. Рабочих рук не хватало. Поэтому мы, дети, должны были помогать женщинам, старикам ковать победу в тылу.
В 1941-1942 годах я, сама ещё хрупкая девчонка, работала нянькой в яслях: ухаживала за детьми, мыла, убирала, кормила, грудных детей носила в поле к кормящим матерям.
Жили в бедности и лишениях. С 1943 по 1945 годы работала вместе с такими же, как и я, в поле на тракторах (Агеева Настя, Татаркина Маруся, Баранова Нина, Пирожникова Настя, Болтачёва Настя, Иван Шкирмонтов, Поля Стародубцева, Егор Стародубцев и др.). Бригадиром у нас был Алексей Кузьмич Стародубцев. Душевный был человек наш бригадир, жалел нас. В 1944 году ушёл на фронт добровольцем. Жили мы дружно, еду делили поровну, хотя порою и делить-то было нечего, выкапывали корни трав, пекли лебедушки и ели, но выжили.
Поздней осенью, когда заканчивались полевые работы, возили на быках зерно на станции Гумбейка, Буранная, а со станции возили горючее. За старшего был Алексей Маркелович Пермяков.
Помню такой случай. Дело было зимой, повезли зерно на Буранную, на улице холодно, метёт, быки не идут, а в пути несколько суток надо находиться. Одежонка неважная, промерзаешь до костей. Старший приказал мне вернуться, пока не очень далеко ушёл обоз. Обоз ушёл, а я осталась. Ночь. Темно. Холодно. Страшно. Быки не идут. И плакала, и смерти просила. К утру обмороженная добралась до деревни.
Зимой посылали нас в Нязепетровск, Тюлюк лес пилить. Как правило доставалось это тем, у кого отцы были на фронте или к тому времени уже погибли (мой отец, Сычёв Степан Иванович, танкист, погиб 17 августа 1942 года).
Работа была тяжелая, и жить было трудно. Жили впроголодь в бараках, где было много крыс.
Но иногда счастье улыбалось и мне. На следующую зиму я попала на квартиру к хорошей женщине – вдове, воспитывающей двух сыновей. Помогала ей после работы по хозяйству, зато жила без крыс. Вечерами зарабатывала себе на пропитание: вязала «на заказ» кружева".
Мама всегда вспоминает своё детство и юность с грустью. Как и всему поколению, родившемуся в предвоенное лихолетье, ей пришлось нелегко, не осталось такого места, где бы она не трудилась. Но всё это она перенесла, выдержала.
Война закончилась, но она закончилась для тех, кто выжил. Но не закончилась для матерей, вдов и детей погибших. Нелегко было и после войны: голод, беднота. После войны мама продолжала работать: сначала разнорабочей, а потом дояркой на ферме куликовского отделения.
В 1950 году в Куликовку на уборку из Магнитогорска с ММК приехали молодые рабочие. В их числе был мой будущий отец Харитонов Павел Фёдорович. Ольга и Павел познакомились, поженились и уехали в Магнитогорск. В 1954 году по комсомольской путевке мои родители с двумя дочерьми приехали на целинные земли в п. Северный. Здесь у них родились ещё две дочери.
Детство, юность моего отца прошли в другом месте : родился он в Горьковской области, в деревне Дивеево в 1929 году. Перед войной их семья переехала в Краснинский район. Не успели как следует обжиться – началась война.
Из воспоминаний папы:
«Отца моего и старшего брата забрали на фронт, а мать с маленькими детьми осталась. У нас даже коровы не было в хозяйстве. Мне было тогда 12 лет. Нам, детям, голодным и босоногим, наравне с взрослыми приходилось выполнять посильную и непосильную работу. Работали и в колхозе, и дома. Сами заготавливали топливо. Рубили и таскали из леса пеньки, сучья, делали кизяк, обрабатывали землю. Во время сенокоса косили траву, возили волокуши, помогали скирдовать сено в омёты, ходили на прополку .Ещё я работал водовозом. Помню случай. Зимой на быках сено возили, однажды чуть не замёрз .Случайно мужики кассельские наткнулись, из-под снега выкопали».
После войны папа выучился на монтажника в Магнитогорске. До 1954 года работал на ММК, возводили домны.
До пенсии и мать, и отец работали в животноводстве : мама дояркой, папа скотником. Их труд отмечен почётными грамотами, ценными подарками, они награждены знаками «Победитель социалистического соревнования», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Папы не стало 5 июня 2009 год, а маме сейчас 86 лет. Она никогда не сидит без работы, хотя здоровье пошаливает. Зимой вяжет, а летом, по мере возможности, хлопочет в огороде.
Дети войны …Они не мёрзли в окопах, не шли в атаку.
Но они ковали победу в тылу, свято верили, что Победа придёт.
Она - наша гордость,
Они - наша история.