Сколько верст он проехал по дорогам войны

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Она воскресит в лицах, в словах, картинах, чувствах четыре года войны и 70 лет Великой Победы. Военная метель замела пути-дороги и моего прапрадедушку Григория Гавриловича Деменьшина, который в годы войны служил шофером.

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Прапрадедушка родился 25 января 1914 года в крестьянской семье. Отец погиб на войне, мать работала прачкой.

Работать прапрадедушка начал раньше, чем пошел в школу. В шесть лет стал пасти коз. Повзрослев, выучился на шофера. Водить машину он любил и умел. До войны работал в колхозе.

Великую Отечественную встретил в августе 1941-го и по май 1945 года участвовал в боях на Центральном и 3-м Белорусском фронтах. Был рядовым шофером отдельного автотранспортного батальона.

На автомобиле ГАЗ-АА (полуторке) прапрадедушка возил боеприпасы по дорогам войны. Сколько огненных верст он проехал на полуторке по фронтовым дорогам, не выпуская из рук баранку, в пургу и трескучий мороз, под градом немецких пуль и осколков. Он был там, где рвались мины, слышался свист свинца, прошел через огонь и чад войны.

Прапрадедушка имел боевые награды – медали “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга” и юбилейный орден Отечественной войны II степени к 40-летию Победы.

О себе всегда рассказывал скромно: “Я же солдат. Честно выполнял свой долг. Вот и все мои подвиги”.

Очень трудные бои были при штурме крепости Кенигсберг. На передовую постоянно требовался подвоз снарядов. Прапрадедушка на своей полуторке возил боеприпасы на передовую по разбитым дорогам. Дни смешались с ночами. В эти дни прапрадедушка получил осколочное ранение в руку. Один осколок так и остался в его руке.

Вот подлинный документ-выписка из приказа о награждении моего прапрадедушки:

«Работая в 28 Армии, с 19 октября 1944 года выполнял боевые задания с исключительной энергией и умением. За всё время работы не имел ни единой аварии,поломки и задержки. Только за период с 15 февраля по 23 февраля 1944 перевез 311 тонн боеприпасов при средне-суточном пробеге 197 км и сэкономил 65 литров бензина».

Никакие трудности не помешали ему перевозить снаряды наступающим частям Красной Армии и быть примером для всего водительского состава. Мой прапрадедушка много раз выходил из окружения, брал города, форсировал реки… Для меня он – герой!

После Победы над Германией прапрадедушка участвовал в военных действиях на Дальнем Востоке.

2 сентября 1945 года на планете воцарилась тишина. С разгромом Японии ушло в прошлое испытание для народа – Вторая мировая война.

Прапрадедушка вернулся в родные края, на Урал. В послевоенные годы продолжал трудиться шофёром в пожарной части.

Работоспособный, увлеченный, очень принципиальный, ценил людей, любил жизнь, а самая большая его мечта, чтобы счастливы были дети, он любил их больше жизни.

Когда в День Победы родные собирались за семейным столом, чтобы вспомнить фронтовые дороги, военную юность прапрадедушки, он читал стихи, смысл которых мы понимаем только сейчас…

Уже нет в строю ветеранов моего прапрадедушки, но осталась ПАМЯТЬ.

Мне не довелось увидеть прапрадедушку живым, но благодаря воспоминаниям моей бабушки, моей Тани, я буду бережно хранить память военных лет. Его имя увековечено на Стене Славы Мемориального комплекса на площади Победы.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру