Если бы не рассказы родных, фотографии, я бы никогда не поняла, как тяжела война…

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Не одно поколение послевоенных детей касается темы ветеранов Великой Отечественной войны, часто это происходит в канун Дня Победы. Для начала, я хочу рассказать о своём прадедушке – Алексее Геннадьевиче Воронине.

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы
Воронин Алексей Геннадьевич (1907 – 1991)

Я видела его лишь на семейных фотографиях. Моя мама, когда она была в том же возрасте, что и я, также делала доклад о военных подвигах своего дедушки, рассматривала бережно хранимые им ордена и медали.

Конечно, маленькой девочке он не мог рассказать о суровых буднях передовой. Об этом он рассказывал со слезами на глазах своим старшим детям и внукам. И теперь, когда его уже нет с нами, во время семейных вечеров бабушка достает альбом со старыми фотографиями, и мы вспоминаем дедушку Алексея. Из рассказов дедушек и бабушек сложилось и моё представление о подвигах прадеда.

Дед рано остался без родителей, и чтобы как-то выжить, он служил на конюшне у богатого дядюшки – купца из Златоуста Челябинской области. Алексей получил музыкальное образование, работал музыкантом в городском кинотеатре «Ударник» города Златоуста.

Прадед имел прекрасный слух, владел множеством струнных инструментов, ремонтировал их, настраивал и даже изобретал собственные. В его доме на почетном месте всегда висели скрипка, мандолина, гитара, балалайка, стояли фортепьяно или рояль. Все эти инструменты использовались в концертах, которые дед со своими коллегами и боевыми соратниками устраивал дома на каждый День Победы, когда все по традиции собирались у него в гостях.

Мама помнит не только эти концерты, но и искусные изобретения, которыми была наполнена квартира деда. Это была система «умный дом» 80-х годов ХХ века. Дедушка тогда уже плохо передвигался по дому, но не хотел терять качества жизни. Как связист он разбирался в системах связи, вот и устроил у себя дома панель управления. С каждого рычажка можно было либо включить любимую пластинку, либо радио, либо телевизор, либо позвать с кухни жену, подав звуковой сигнал. Внуки были в восторге от этих изобретений.

Пока младшие члены семьи исследовали диковинки того времени, старшие слушали воспоминания деда о Великой Отечественной войне.

Алексей Геннадьевич Воронин прошёл войну в звании старший техник-лейтенант.

Он был аккуратным, дисциплинированным и исполнительным человеком. В 1938 году А.Г. Воронин руководил курсами вневойсковиков морзистов и радиотелеграфистов в Златоусте.

Мой прадед был призван на фронт из Златоустовского ГВК 10 июля1941 года.

В звании старший техник-лейтенант 55-й Отдельной Станционной телеграфно-телефонной роты участвовал в боевых действиях по защите СССР в Отечественной войне с 19 сентября 1941 г на Брянском фронте, с 3 марта 1943 года – на 3-м Украинском фронте.

Вот выписка из наградного листа о представлении прадеда к медали «За боевые заслуги»:

31.03.1947 г. Воронин А.Г. был представлен к ордену «Красная Звезда» за участие в освобождении станции Раздельная, Одесская область, Украина. Во время Второй мировой войны этот населённый пункт был захвачен немецко-румынскими войсками 10 августа 1941 года и находился в оккупации. Освобождён город от немецко-румынских войск советскими войсками 3-го Украинского фронта 4 апреля 1944 года в ходе Одесской операции. В этом сражении Алексей Воронин действовал в должности начальника связи, был контужен и ранен.

Мой прадед участвовал в освобождении Австрии, Польши, Румынии, Болгарии.

Мама до сих пор помнит его рассказ о форсировании реки Одер (Германия) весной 1945 года, когда деду пришлось восстанавливать связь под беспрерывным обстрелом противника, и о том, что дед нашёл в лесу и перерезал кабель связи фашистского командования, чем очень гордился. Окончилась война для прадеда в декабре 1946 года.

За этот и другие подвиги Воронин Алексей Геннадьевич дважды награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу» и освобождение городов.

Умер 8 апреля 1991 года.

Мы всегда будем помнить о дедушке Алексее, будем передавать из поколения в поколение память о нём.

Но это не единственный член моей семьи, который внёс вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Так сложилась судьба, что моя бабушка сейчас ухаживает за ещё одним ветераном. И мы с уважением и интересом слушаем рассказы из нелёгкой жизни Таисии Артемьевны Щёголевой.

Щеголева (Опалева) Таисия Артемьевна (24 октября 1921 г.р.)

Окончила она Косолаповскую десятилетку (Марийская ССР). Служила в 442-м дальнебомбардировочном авиаполку. С ноября 1941-го по май 1945 года полк участвовал в Великой Отечественной войне, а затем - в боевых действиях в ходе Советско-Японской войны. В звании ефрейтора служила в 11 воздушной армии 33, 34 дивизия. Фронтовая профессия – мастер по оружию (моторист).

Простая история о непростой жизни…

«В Вятской губернии республики Марий Эл есть деревня Калеево. Там и жила моя многодетная семья, - рассказала Таисия Артемьевна. - Жили бедно. Отец уехал на заработки, там заболел и умер. Старшие братья не вернулись из армии, а двух сестёр мать отдала в няньки. Одна из них, когда выросла, вернулась домой (это моя мать), а дома нет - сгорел от молнии. Тогда были частые пожары – выгорела половина села.

Мама нашла себе парня - Артемия, они стали ходить к богатым на заработки по договору, начали устраивать свою жизнь. Купили домик на берегу реки Собака. Шёл 1921 год. Тогда случилось наводнение и их дом затопило. Родители хотели спасти имущество на лодке. По реке плыло всё: лес, скот, дома. У Артемия болела нога, и он утонул в этом наводнении…

Мать осталась одна с ребёнком на руках в чём стояла. Мне тогда было несколько месяцев. На работу маму не брали, к себе – не пускали. С сумой пошла она по сёлам - просить подаяние. Она принесла меня к своей матери, а сама пошла устраивать жизнь. Бабушка была уже стара, вскоре – умерла. Меня воспитывала родная тётка.

Когда я подросла – стала работать толкачом (рабом), выполняющим тяжелую работу.

В деревенском амбаре сделали школу, там я училась один год. Затем до пятого класса я ходила за 5 километров, а в десятилетку - за 8 километров от села. Воспитатели меня не хотели учить, отдали одному начальнику в работницы. Я следила за его шестью детьми. Он был председателем районного Красного креста и нашёл там мне работу. Договорился с врачом и учителями, забрал меня к себе в квартиру. Я стала готовить санитарок для фронта и помогать его жене с детьми.

В 1941 году мне пришла повестка в военкомат. Опоздавших собирали на перекладных лошадях. Собрали всех: мужиков, парней, девчат. Разделили по вагонам, а во время следования на фронт наш эшелон разбомбило.

Оставшихся в живых девчонок собрали и отправили в ШМАС – Школу младших авиаспециалистов. Через десять дней обучения выбрали отличников (среди них и меня) и отправили в воинскую часть.

Прибыли. Построили нас. Командир полка И.Ф. Галич растерялся, увидев молодых девчат: «Что же мне делать с вами? Мои «трудяги» по 20 лет учились. У нас «ночники» «илюши» дальнего следования…» (бомбардировщик ИЛ-24).

В полку нас переписали, разделили по эскадрильям на профессии: парашютисты, прибористы, мотористы. Я оказалась среди вооружейников. Нас было двое: Колосова и я – Опалева – 2-я авиационная эскадрилья. Командир Галич сказал: «Вам учиться и учиться…»

Началась учёба: по самолётам, по своим местам, по графику, по очереди… Дневальный, посыльный; дежурный по кухне, по казарме, у штаба, по аэродрому... Так мы научились служить и стрелять. Ещё нас учили содержать в чистоте самолёты. Машины должны быть всегда готовы к бою. Мы строили ДОТы (долговременные огневые точки), землянки, укрывали самолёты деревьями (маскировали их от врага). По тревоге бегали к своим самолётам, подвешивали САБы, бомбы. Тревога была и боевая и учебная. Спали в палатках, под самолётами. Так я стала солдатом.

Таисия Щеголева (возле казармы).

Я мастер по оружию (моторист). Выполняла всё на «отлично». Когда самолёты возвращались из боя, я должна была снимать с них пустые ящики из-под отстреленных патронов, наполнять их новыми патронами и вставлять обратно в самолёт. В самолете находились штурман, лётчик и стрелок и у каждого из них нужно было заменить патроны и проверить другое оборудование, чтобы во время тревоги всё было в полном порядке. От каждой мелочи зависело, вернётся ли самолёт из боя.

Так как бомбардировщики ИЛ-24 вылетали на задание по ночам, то мы должны были подвешивать под крылья самолётов САБы (световые авиационные бомбы) – фонари, которые при первом облёте давали видимость местности, на которую при повторном облёте по заданию сбрасывались бомбы.

Как моторист я должна была к каждой бомбе подвесить маленький патрон для поджигания – детонатор, а затем прикрепляла бомбу к самолёту.

Так прошли мои фронтовые будни. На фронте я познакомилась со своим будущим мужем. После окончания войны он нашёл меня, и мы поженились. Прожили мы с ним 48 лет. В 1992 году он умер от старых ран. Мы воспитали двух детей. У меня четыре внука, два правнука и одна правнучка.

Моя тётя, которая меня воспитала, умерла на окопах во время Великой Отечественной войны, её муж - убит под Сталинградом.

После войны мы работали где только могли: в шахте им. Ленина в Ростовской области (я ходила под трехкилометровым слоем земли – следила за насосами, а муж был слесарем), на Райчихинском стекольном заводе в Благовещенске (муж Николай – слесарь-газовщик, а я – отрезчик, отломщик стекла). Оба имеем по 15 наград – военных и за труд.

Не скажу, что судьба моя была лёгкой. Такой судьбы я не пожелаю никому, но я хочу, чтобы обо мне помнили…»

* * *

Всё кажется таким далёким... И если бы не эта бабушка, не рассказы родных о прадеде, их фотографии, я бы никогда не поняла, как тяжела война. Теперь я знаю, что в те военные годы совершали подвиг не только мужчины, но и простые деревенские девушки. Я благодарю ветеранов за то, что они сделали для нас. И я знаю о вкладе моей семьи в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру