За сухари чуть не расстреляли...

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Мой прадедушка, Василий Васильевич Запрудин, родился в 1922 году. С 13 лет пошёл работать. В колхоз принимали и таких. Летом - на сенокосилке, конной жатке, таскал волокуши, зимой возил навоз на поля. 

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы
Мой прадед – Запрудин Василий Васильевич

Проучившись четыре месяца в школе трактористов при Черемисской МТС, в 1939 году получил права тракториста и работал на ХТЗ до марта 1941 года.

В октябре 1941 года со станции Свердловск в теплушках повезли новобранцев на Дальний Восток. Во 2-м зенитном артиллерийском полку прадед нес охрану на о. Русский. Так бы и служил на краю земли до конца войны, но Василий Васильевич сам выбрал судьбу, полную опасности, тревог и потерь.

Летом 1942 года приехали командиры набирать добровольцев на фронт. Согласились …. пять человек, в их числе 20-летний Запрудин. В течение недели на станции Зима обучались они искусству воевать. Потом их повезли на Москву. Из Москвы - на северо–запад. Выгрузили на маленькой станции в 100 км от столицы для формирования стрелковой дивизии. В ночь его откомандировали на машине за сухарями для бойцов. Нагрузили кузов мешками и этой же ночью возвращались в часть. То ли мешок был плохо завязан, то ли был дырявый, но молодой боец увидел два сухарика в одном из мешков. Положил их в карман и забыл.

Сменившийся утром наряд, обыскивающий каждого солдата, обнаружили эти сухари. Его привели в штаб. Штабист, не спрашивая, как попали не выдаваемые бойцам сухари к нему в карман, приказал конвою: «Расстрелять!» Сорвал погоны, пилотку с ничего не понимающего молоденького солдата. Как легко распоряжались чужими жизнями! Без пилотки, без погон, под конвоем его вели на расстрел. По дороге их остановил комбат и спросил, в чем провинился боец. Выслушав объяснения конвоя и арестованного, конвоиров отпустил, а Запрудину приказал: «Догнать свой батальон!» Не бежал, а летел Василий Васильевич на станцию, где грузились товарищи для боевого похода.

91-я стрелковая дивизия шла с боями 400 км по калининским болотам. Две недели освобождали город Белый. Не раз сходились с противниками в рукопашном бою. За участие в этой мясорубке пулемётчику Запрудину вручили медаль «За боевые заслуги». Вот что произошло на третьи сутки после освобождения города. Два батальона попали в окружение. Целых 18 суток без пищи (питались корой и выдираемым из-под снега мхом), под непрерывным артиллерийским обстрелам с боями выходили из окружения. Из 18 тысяч вышло … 180 человек.

Всем вышедшим с боями из вражеского кольца вручили медали «За отвагу». И снова – в бой. Осколком был ранен в спину. Попав в госпиталь, который находился в 20 км от фронта, все время думал о том, что потеряет свою часть, боевых товарищей. Лечился месяц. Убежал из госпиталя, как только почувствовал себя лучше. С незажившей раной, в бинтах - снова в бой. И опять не повезло солдату: в рукопашном бою ему прикладом сломало руку. Со сломанной правой рукой много не навоюешь. Теперь госпиталь полевой, правда, прифронтовой.

В госпиталь приехал вербовщик с Урала набирать трактористов в Челябинское танковое училище. Василий согласился. С ноября 1942 г. по июнь 1943 г. Василий Запрудин - курсант танкового училища. Через полгода отправили в 51-й танковый корпус, который сражался под Курском. По окончании Курской битвы полк пошёл на Киев. Во время переправы через Днепр бомбы и снаряды попадали на плоты с танками. Люди и танки шли на дно. Оказался в ледяной воде и Запрудин. Уже силы его покидали, но вовремя подоспел товарищ, помог доплыть до берега и выбраться на берег. За мужество, проявленное в боях по освобождению Киева с 6 на 7 ноября 1943 г., он получил орден Красной Звезды, за освобождение Каменец–Подольска - вторую медаль «За отвагу», за освобождение территории Украины - второй орден Красной Звезды, за освобождение Польши - третью медаль «За отвагу».

Танкист Запрудин был со своим танком уже на границе Польши с Германией – снова ранение, да еще и какое! Их танк был подбит снарядом. Запылал мотор. Командиру башни обожгло тело и лицо. Из горящего танка его еле вытащили обожжённый и со сломанной рукой механик. Только отползли от танка, как он взорвался. До смерти оставался один шаг. Спасла святая дружба фронтовая. Поместили друзей в польский госпиталь, где был поставлен диагноз: ожог 2 степени.

Больше месяца пролежал в госпитале, дни и ночи думая о боевых товарищах, которые сражались в Германии. И снова с бинтами по всему телу ночью из госпиталя ушел на фронт. Часть догнал недалеко от Лейпцига. Фашисты превратили город в неприступную крепость. Техники было мало, укрепления брали мужеством и находчивостью солдат. Взятие города открывало путь на Берлин. Остановил танкистов канал в 3 км от столицы Германии. Под непрерывным огнем и разрывы и бомб наводили переправы. Танк был подбит. Команда танка получила новое назначение.

Деду вручили трофейную машину «Опель». И хотя он никогда не водил машину, а тут сел и поехал. Тысячи людей погибли при штурме города, вся площадь у рейхстага была покрыта телами погибших. Погиб и друг, вытащивший его когда-то из горящего танка. К многочисленным наградам героя прибавилась медаль «За взятие Берлина». Для солдата война не закончилась. Вместе со своей армией пошёл через Карпаты, воевал с бандеровцами, приносил свободу народам Чехословакии.

12 мая 1945 г. получил медаль «За участие в героическом штурме и освобождении Праги». В освобожденной Австрии до 1947 года возил продукты в батальон.

Василий Запрудин с женой и детьми (1950 год)

Вот такая фронтовая судьба одного солдата - победителя. С такими героями нельзя было не победить. 

Газетная статья о моем героическом прадедушке в честь 50-летия Победы

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру