Как и в любой деревне, дети с раннего детства были приучены к труду. Ухаживали за домашней скотиной, работали в огороде, в поле. Помогали взрослым в колхозе. Мой прадед успел окончить 4 класса, а потом была работа в колхозе.
Когда началась война, отец и старшие братья ушли на фронт. Ахметхан остался за главу семьи.
Несмотря на трудности военных лет, колхозы района из года в год увеличивали сдачу хлеба и другой продукции сельского хозяйства. Учащиеся школ, начиная с 5-го класса, все участвовали в сельскохозяйственных работах, они даже перевыполняли свои дневные нормы. То время для жителей деревень было крайне тяжелым. От нехватки кормов погибал скот, домашняя птица. Люди голодали, все было для фронта.
В июне 1943 года Арским Районным военным комиссариатом Татарской АССР мой прадед был призван в ряды Советской Армии. В составе 272-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии в звании красноармеец Нуриев Ахметхан Нуриевич защищал нашу страну от фашистских захватчиков.
272-й стрелковый полк называли комсомольским, так как в него входили главным образом молодые бойцы. Лихость, молодость, боевой задор – вот что отличало этот полк в последующих боях.
В середине июля 1943 года 123-ю стрелковую дивизию направили в район севернее деревни Синявино для участия в операции по захвату Синявинских высот, с которых хорошо просматривался весь отвоеванный нашими войсками коридор, включая вновь проложенную вдоль берега Ладожского озера железнодорожную линию, которая связала Ленинград с Большой землей.
В начале января 1944 года дивизию перевели в Ленинград в район Веселого поселка, и 14 января началась операция Ленинградского фронта по снятию осады Ленинграда и освобождению Ленинградской и Новгородской областей от немецко-фашистских захватчиков.
За взятие Луги дивизии было присвоено звание Лужская.
После освобождения Луги 123-я дивизия в составе стрелкового117-го корпуса была направлена к Нарвскому плацдарму (расположенному в 20 км западнее г. Нарва) в распоряжение 59-й армии.
В начале августа 1944 года дивизия была переброшена с Нарвского плацдарма в распоряжение 2-го Прибалтийского фронта в город Резекне Латвийской ССР для участия в наступлении на город Ригу. Здесь полками дивизии были освобождены города Мадона, Эргли и Огре и ряд поселков.
На расстоянии 20-30 км от Риги немцы создали мощный оборонительный рубеж, прикрывавший отход двадцати дивизий армейской группы «Север», которая отступала из северных районов Прибалтики и пыталась соединиться с Курляндской группировкой с дальнейшим выходом к восточной Пруссии. Одна из дивизий 2-го Прибалтийского фронта вышла к Рижскому заливу и перекрыла путь их отхода. Однако удержаться ей не удалось. Немецкие войска осуществили прорыв через город Тукумс на Курляндский полуостров. 123-я дивизия была повернута на запад в четырнадцати километрах от Риги и направлена в район прорыва. После взятия Риги войска 2-го Прибалтийского фронта окружили на Курляндском полуострове всю немецкую группу армий «Север» и прижали ее к берегу Балтийского моря. В кольце окружения оказалась и 18 армия, осаждавшая Ленинград все 900 дней блокады.
С сентября 1944 года по конец апреля 1945 года несколько наших дивизий держали в кольце окруженную трехсоттысячную Курляндскую группировку. В этих боях 27 октября 1944 года мой прадед Ахметхан Нуриевич Нуриев был тяжело ранен в левое плечо и отправлен в госпиталь.
8 марта 1945 года решением военно–врачебной комиссии был признан негодным к военной службе с оставлением на особом учете.
В 1991 году на основании закона о ветеранах ему было выдано удостоверение инвалида Отечественной войны 2 группы.
20 июля 2005 года все наши близкие поздравляли главу семьи. И в этот день родился я. Мой прадед всегда говорил, что я его подаренок.
Мне не довелось познакомиться с ним. Умер мой прадед в 2006 году. Но я много знаю о нем из рассказов моей бабушки и мамы. О том, как Ахметхан Нуриевич Нуриев защищал свою родину, помнят его шесть внуков и пять правнуков. Когда моя младшая сестра подрастет, я расскажу ей о нашем прадеде, чтобы и она могла гордиться им.
Каждый год в день Победы мы идем на могилу к прадеду и говорим ему спасибо за то, что мы живем в свободной стране.