В 1939 году после окончания семи классов поступил в строительный техникум в городе Пензе. Жил на квартире с тремя студентами. О начале войны узнал по дороге из деревни в Пензу из репродуктора, и на следующий день вместе с товарищами по квартире они пошли в военкомат. В то время люди не могли поступить по-другому. Николай Григорьевич, несмотря на свои шестнадцать лет, тоже хотел идти вместе со всеми на фронт, но получил направление на продолжение учёбы. Его же друзей призвали, и спустя некоторое время мой дедушка узнал об их гибели - родным прислали «похоронки».
Прадедушка мне рассказал: ”Летом 1942 года меня направили на уборку урожая, три месяца я управлял комбайном и заработал полмешка муки, полмешка пшена и немного гречки. А в октябре того же года я получил повестку из военкомата. Моя военная служба началась всё там же, в Пензе — в училище офицеров связи, эвакуированном из города Орджоникидзе. В училище имелись лошади (это был единственный доступный вид транспорта) и нам, курсантам, приходилось оказывать помощь окрестным деревням”. Мой прадедушка, имея крепкое телосложение, помогал тощим лошадям, толкая сани. У Николая Григорьевича было хорошее здоровье, но всё-таки и он надорвался. Не побывав ещё в боях, он оказался в госпитале вместе с ранеными и там впервые увидел грозное лицо войны (правда, ему ещё предстояло воочию узнать, какая она страшная и жестокая). Тяжёлое положение на фронтах требовало пополнения в живой силе, и Николая Григорьевича через некоторое время после выздоровления направили на ускоренные курсы радиоспециалистов в город Горький. Там он прошёл огневую подготовку (пять выстрелов из винтовки) и получил военную специальность радиста третьего класса. В этом качестве Николай Пучков был отправлен под Харьков — на фронт. Меня поразило воспоминание прадедушки о том, что в конце пути солдатам пришлось даже толкать состав, помогая маломощному паровозу.
Определили прадеда в оперативный отдел 183-й стрелковой дивизии. Николай Григорьевич прибыл в дивизию, когда она находилась на пополнении в городе Старый Оскол. Прадедушка вспоминал, что 24 июля был авианалёт на город, в результате погибли командир дивизии (уроженец села Могутовка Брединского района Челябинской области генерал-майор Александр Степанович Костицын) и несколько других офицеров из командного состава дивизии. С этого дня и до конца войны комдивом был Леонид Дмитриевич Василевский.
Боевые действия дивизия возобновила 12 августа 1943 года на подступах к Харькову, и с этого для Николая Пучкова началась боевая служба. 23 августа подразделения 227-го стрелкового полка из состава дивизии вышли с боями в центр Харькова и водрузили красное знамя. Этот день считается днем окончания Курской битвы.
В Моравска-Остраве (Чехословакия) и расположенных близ неё городах работали десятки предприятий металлургической, химической, машиностроительной, нефтеперегонной промышленности, которые производили большое количество вооружения и военной продукции. В районе располагались богатые месторождения угля и железной руды. Удержанию этого района немецкое командование придавало большое значение. Прадедушке тяжело было вспоминать про Моравско–Остравскую операцию. В ходе операции с 10 марта по 5 мая 1945 года войска 4-го Украинского фронта овладели Моравска-Остравским промышленным районом и создали условия для дальнейшего наступления в центральную часть Чехословакии и овладели городом Прагой. 28 апреля 1945 года в уличном бою во время этой наступательной операции мой прадедушка, расстреляв весь автоматный диск, поспешил в безопасное место на его перезарядку, и в это время вблизи разорвался снаряд. Погибли семь красноармейцев и пятеро получили ранения, среди них и мой прадед. Убитых похоронили, а раненых на телегах отвезли во фронтовой госпиталь, расположенный в городе Ратибор (Чехословакия). Медики извлекли из головы Николая Григорьевича 17 мелких осколков. Восемнадцатый извлекать было опасно, и мой прадедушка (даже страшно представить) до сих пор живет с ним, нося его в своей голове.
Через месяц Николая Григорьевича выписали из госпиталя и определили в запасной полк. По дороге к месту нового назначения его увидели офицеры 183-й дивизии, выдав сопровождающему расписку, забрали с собой, и мой прадедушка вместо службы в запасном полку вновь отправился на фронт.
Днём Победы для Николая Григорьевича война не закончилась. В составе своей дивизии он до 1947 года боролся с националистами на Западной Украине. Штаб дивизии в то время располагался в городе Коломыя (Ивано-Франковская область Украины).
В 1948 году Николай Григорьевич демобилизовался и вернулся домой. А после окончания в Пензе техникума уехал на Урал. Работал в городе Новоуральске на строительстве объекта атомной промышленности, а с апреля 1957 года продолжил эту деятельность в Озёрске на должности прораба на стройплощадке завода «235». В день взрыва 29 сентября 1957 года приехал на смену и сразу приступил к ликвидации последствий радиационной аварии. За полгода набрал критическую дозу ионизирующего излучения и впоследствии работал в различных организациях Южноуральского управления строительства. На пенсию вышел в 1983 году с должности инженера по технике безопасности СМУ-8.
Мой прадедушка награждён орденом Красной Звезды и двумя орденами Отечественной войны. Он почтенный отец, дедушка и прадедушка. У него три дочери, сын, три внука, три внучки и три правнучки.
Я горжусь своим прадедом и очень рада, что он до сих пор жив. Спасибо, ему за Великую Победу!
Автор: Полина БАЛЫЧЕВА, 7 «Б» класс , лицей №23 г. Озёрска
Руководитель: учитель географии лицея №23 г. Озёрска Любовь Евгеньевна Кирсанова