И в плену он не перестал бороться

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Много веков тому назад человечество создало библейскую легенду о рае и аде. С тех пор люди всегда мечтали о том, чтобы создать рай на земле – о жизни счастливой и беззаботной, без горестей и бед. Но, как известно, эта мечта о земном рае оставалась неосуществимой.

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы
Всеволод Семенович Кобец (1919 – 1973 гг.)

Зато уже в наше время, в начале XX века, в годы Второй мировой войны, оказалось, что люди способны создать земной ад, причем такой, перед которым бледнеют все ужасы легендарного библейского ада.

Всеволоду Семёновичу Кобецу было двадцать два года, когда наступил 1941 год. Он, как многие советские люди, не бросил Родину в беде и добровольцем пошёл в Красную Армию. После учёбы в танковом военном училище был направлен на фронт командиром танка.

Первым большим сражением в его жизни была Курская дуга. В июле 1943 года гитлеровское командование планировало под Курском провести операцию «Цитадель». Для Германии это сражение, по сути, было последним шансом добиться победы. Поэтому генералы вермахта постарались сосредоточить под Курском большое скопление военных стратегических сил, чтобы прорвать оборону наших войск и создать угрозу Москве.

Рано утром 5 июля немецко-фашистские войска пошли в атаку. Был отдан приказ наступать. Ярость наступления смешивалась с яростью обороны.

Всеволод Семёнович вёл танк. Впереди виднелись фашистские войска. Немецкие танки методично, неудержимо вгрызались в оборону советских войск. Горели, взрывались машины, и танки, между которыми пытались лавировать и вести бой уцелевшие. Дым, гарь, копоть превратили день в ночь. Впереди виднелся немецкий танк, который стрелял и сметал всё на своём пути. В танке, которым командовал Всеволод Семёнович закончились боеприпасы, и был отдан приказ таранить немецкий танк. Всё взорвалось и заволокло дымом.

Домой к матери пришло письмо от командира батальона о том, что её сын погиб смертью храбрых.

А в это время её сын находился далеко от родного дома - в концлагере на границе Франции и Германии. Нет, он не погиб, он попал в плен. Невероятно далёкой и недостижимой казалась Родина тем, кто очутился в плену. Ряды колючей проволоки, пулемёты и автоматы лагерной охраны, дальний, немыслимо трудный путь через чужие страны, сквозь неожиданные кордоны гестапо, жандармов и местной полиции, в постоянном ожидании предательства от тех, кто пустил тебя в дом, обогрел, накормил. Как преодолеть, как пройти всё это истощённому, обессиленному, затравленному узнику? Какими неисчерпаемыми запасами воли и упорства, ловкости и хитрости должен обладать человек, чтобы победить все препятствия на этом пути страха и смерти.

Но пленные бежали отовсюду, куда забрасывала их злая судьба, попадались снова бежали, даже зная, что примут смерть.

Всеволод Семёнович, а также ещё несколько военнопленных бежали зимой, в конце 1944 года, во Францию.

Там он не оставил своей борьбы, у него сохранилась ненависть к фашистам. И там он примкнул к Французскому сопротивлению, вёл подпольную войну с оккупантами.

После войны он вернулся в родной город в звании лейтенанта. Но его лишили всяких званий, и он чудом избежал репрессии. Друзья из Франции присылали ему трогательные дружеские письма. После смерти И. В. Сталина он получил звание старшего лейтенанта и стал офицером запаса. В конце 60-х годов он ездил в Алма-Ату на переподготовку и получил звание капитана.

 

Автор: Мария Никифорова, МКОУ "Октябрьская НОШ" Октябрьского района

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру