Великая Отечественная война затронула судьбы многих людей, в том числе коснулась и моих родственников. Я хочу написать сочинение о своей прабабушке, Александре Михайловне Торовиной (26.12.1916 – 6.05.2011), а рассказ мой записан с её слов.
Наступил воскресный день 22 июня 1941 года. Это был волнующий день для выпускников Молотовского государственного медицинского института. В субботу они сдали последний экзамен, и встревоженные и гордые, после бала, собирались разъехаться по местам назначения. Уснули счастливые, а когда проснулись - узнали: война. Как - будто среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о вероломном вторжении фашистской Германии…
Среди этих выпускников была девушка Саша, Александра Михайловна Торовина. Какие уж тут каникулы! Война разбила все планы и мечты. Она забрала документы и поспешила к месту работы. Пока в Увельский район, Петровку, где работала заведующей сельским участком.
Через полтора года приказ – перевести на Батуринский разрез, шахтёрам нужен врач. Проработала там до 1943 года, а 31 августа пришла повестка из военкомата.
Из дневника её первого мужа, учителя сельской школы:
"Часа в три пришла Саша. И первым её вопросом было: «Пришла повестка?» Видимо уже соседка сказала. Я, стараясь быть спокойным, протянул ей повестку. Она бросилась мне на грудь. «Петя, родной, расстаёмся», - были её слова. Я не смог вынести этого и зарыдал. «Сашенька, милая, родная…», - только и смог сказать я. Я не смог подобрать больше слов, я их забыл…
Когда вечером я пошёл провожать Сашу на станцию, я спросил: «Ты не раскаиваешься, что вышла за меня замуж?» «Нет, что ты, это были самые счастливые дни в моей жизни» …
Всего несколько листочков начатого дневника остались на память у Александры Михайловны. Её муж, Пётр, вскоре тоже ушёл на фронт.
А потом было несколько писем, солдатских треугольников, которые нашли девушку на фронте. Муж оказался разведчиком. В своих письмах он старался подбодрить любимую, а что ещё можно было написать в письме в те нелёгкие годы.
Из Троицка девушку направили в составе эвакогоспиталя 3755 сначала на Донбасс, затем в Днепропетровск. Ехали в товарных вагонах медленно, кормили протухшей селёдкой, чёрствым чёрным хлебом и кипятком. Поезд был длинный, вместо последнего вагона - площадка на колёсах, а на ней пулемёты -вдруг немецкие самолёты. Они научились отличать самолёты по звуку. Когда железная дорога оказалась разбитой, все выгрузились под откос. На другой день приказ: дать трёх врачей во фронтовой эвакоприёмник (под Мелитополем). Они шли сорок километров пешком два дня, ночевали в какой-то деревне. Не успели отдохнуть, в 12 часов ночи стучат: «Идите в приемник, привезли много раненых!» Пришли, а там раненых человек двести, прямо с поля боя. Оторопели: «Мы ведь не хирурги». А врач (сам молодой - лет тридцати): «Через месяц будете» …И стали и хирургами, и, если перелом, то и травматологами. Оперировали в бывшем свинарнике, больше всего боялись гангрены, столбняка. Один раз и Саше пришлось сделать тяжёлую операцию, ампутировать ногу. А парень то молодой – 18 лет. Страшно было, но она выдержала.
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись с взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки…
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне! ...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Судьба давала шанс встретиться с мужем, Пётр был в тех же местах, где находился военный госпиталь Саши, километрах в сорока. Но ведущий врач сказал: « Нельзя!» Обиделась, было, девушка, но зашла в сарай, где тесно лежали раненые, и уже сама сказала: «Нельзя!»
А муж погиб... В последнем письме, коротком, больше похожем на записку, он написал, что предстоит трудное задание. И погиб, точнее пропал без вести…
А ведь обещал, что всё будет хорошо, будет, что рассказать потом, после войны.
Прекратились бои в Мелитополе, закончилась битва за Днепропетровск, а раненых некуда вести. Только через три месяца приказ - эвакуировать. До станции отправляли их на быках, запряжённых в носилки. Называли этот транспорт “Му -2” Раненых эвакуировали, а про врачей забыли. И решили они уехать сами. Шли пешком, ехали на дрезине, а это был декабрь, снег. Добрались до какой- то станции, "зайцами" забрались в грузовой эшелон на площадку. Потом подвёз незнакомый шофёр до деревни, где Саша с подругами неожиданно встретились со своим госпиталем, тем самым, с которым расстались в начале долгого военного пути. Ей приказали присоединиться к станции переливания крови, да и подруга Оля звала: «Пойдём, тут легче».
А Саша больше не хотела никого терять. И кто будет выбирать места «где легче» когда вокруг столько раненых, люди гибнут!
И ушли молодые девчонки с госпиталем, не побоялись. А начальник станции кричал: «Не имеете права! Отдам под военный суд!»
С госпиталем оказались в Кракове, в Польше. В Кракове и встретили победу. Саша была дежурным врачом с 8 на 9 мая. Дежурили обязательно с дежурным офицером, врачам оружие не положено. Обходили раненых, и где-то около 12 началась стрельба из автоматов, сверкали ракеты, подумали, немецкий десант высадился. А утром узнали – Победа! Вскоре госпиталь был расформирован, а Сашу, с ещё двумя врачами, оставили. Затем приказ - отправиться в резерв в Северную группу войск, 4-й Украинский фронт к Рокоссовскому, в город Личницы, и 31 декабря 1945 года наконец она увидела свою фамилию в списках о демобилизации. Но только через месяц, уже из Кракова, выделили вагон для отправки врачей в Москву. А также дали по новой шапке, по 8 килограммов сахара и муки – целое богатство. До Москвы добирались месяц, да потом до Челябинска три дня. Девушка так хотела быстрее до дома добраться, что со станции ночью по морозу шла домой, оставив вещи у знакомого рабочего.
Затем молодая женщина переехала в Пласт, поближе к родне, где с 1946 года работала заведующей терапевтическим отделением. Александра продолжала осваивать разные врачебные специализации. При этом напряжённо работала, её часто вызывали по ночам, в выходные. Она работала в военкомате во время призыва и терапевтом, и окулистом. Александру Михайловну помнят и любят там до сих пор, о ней не раз печатали статьи в газетах.
За своими детьми Александра переехала в Миасс. Её второй муж, Виктор, тоже был участником войны, офицером, а дочки стали врачами, известными в нашем городе. Конечно у неё много наград, она внесена в Книгу Памяти Челябинской области. А ещё у неё есть три внука и шестеро правнуков.
Каждый год, 9 мая, мы приходили поздравлять нашу любимую маму, бабушку и прабабушку с праздником, и слушали её воспоминания о тех трудных годах.
В мае 2011 года моей прабабушки не стало, она не дожила всего несколько дней до Дня Победы. Мы всегда будем помнить, чем мы обязаны ей и всем русским солдатам, защищавшим нашу страну в годы Великой Отечественной Войны.
Наша сила как раз в том, что мы помним!
В работе использованы воспоминания Александры Михайловны Торовиной, стихотворения Юлии Друниной, а также фотографии, вырезки из газет и письма из семейного архива.
Автор: Влада Булатова, 7 "Д" класс,
Педагог: учитель английского языка МАОУ «СОШ №16» г. Миасса Юлия Юрьевна Булатова