Служил он связистом 23-й гвардейской стрелковой дивизии, по возможности писал письма, просил беречь детей, был уверен в скорой победе и своем возвращении. (Сегодня эти фронтовые треугольнички бережно хранятся в нашей семье). А в самом конце войны пришла похоронка: «… красноармеец Тимошенко Александр Яковлевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 21 апреля 1945 г. Похоронен в Германии…»
Прабабушка, Тимошенко Степанида Васильевна, в 31 год стала вдовой, замуж больше никогда не выходила, осталась верной тому, кто был ей дан Богом в мужья и кого она больше никогда не видела с июня 1941 года. Жила, как все вдовы, очень тяжело. В годы войны была скотником – мужиков в деревне не осталось, все на фронт ушли. Много работала и на земле – пахала, сеяла, убирала. Было голодное время. Такие же, как она, бабы боролись за жизнь своих детей: чтобы не умерли с голоду, осенью пошли за колосками на убранные поля. Но вышел закон, бесчеловечный по своей сути. И по этому закону «о семи колосках» деревенских вдов осудили – дали по два года принудительных работ в пользу государства. Но даже это не сломило духа прабабушки: детей она вырастила, выучила, а потом пошли внуки, правнуки. В них она видела смысл своей жизни, и как бы трудно ни было, всегда приговаривала: «Лишь бы не было войны…»
Прабабушка умерла в 82 года, все мечтала побывать на могиле убитого мужа – об этом мне рассказала моя бабушка Любовь Александровна Кучина (Тимошенко). Отца своего она не помнит, ведь когда началась война, ей было всего два года. И теперь она просит съездить меня в Германию, разыскать могилу прадеда, отвезти ему горсть родной земли. Надеюсь, сбудется…
В приложенных файлах - скан-копии фронтовых писем прадедушки и похоронка. Портреты сделаны в мирное время незадолго до начала войны.
Автор: Денис Кочубейник, лаборант кафедры Психолого-педагогических дисциплин Естественно-технологического факультета ЧГПУ, г. Челябинск