Более сотни южноуральских родителей выбрали семейное образование

Чего больше в семейном образовании — плюсов или минусов?

«Почему он не ходит в школу — он больной?» — этот вопрос в разных вариациях неизменно возникает, когда челябинка Алла Терентьева (фамилия изменена по просьбе героини. — Авт.) говорит кому-то из знакомых, что ее сын обучается дома. Нет, он не больной, не отстающий в развитии и вполне успешно справляется с программой.

 

Чего больше в семейном образовании — плюсов 
или минусов?
Фото из архива редакции

Просто Алла, как и десятки других родителей, предпочла традиционному школьному семейное образование. Почему? Чем не устраивает «семейников», которые, кстати, активно общаются друг с другом на форумах и в реальной жизни, школа? В чем плюсы и минусы такого подхода? В этих вопросах, где нет однозначных ответов, разбирался корреспондент «МК-Урал».

 

«Буйный темперамент сына пытались ломать»
— Разумеется, родители переходят на семейное образование не просто так, а по определенным причинам, — рассказывает Алла. — Например, темперамент ребенка. Вот конкретно мой сын просто не мог высидеть положенных минут, отведенных на урок. За полгода нахождения в обычной школе мы попали в «травму», к неврологу, мы собрали все, что могли, и ситуация ухудшалась. Он не дурак, ему физически тяжело давалось присутствие на уроках: он сползал под парту, «уплывал», и вот этот его буйный темперамент пытались ломать несколько месяцев. Но поскольку ничего не выходило, было решено обучать его самостоятельно.

Противоположный вариант, рассуждает наша героиня, — когда ребенок медленный. Он не может усваивать материал в том темпе, в котором идет учитель и весь класс. Ему нужны индивидуальные образовательные ритмы.

Есть и те, кто из принципиальных соображений не хочет отдавать ребенка в существующую образовательную систему с ее минусами, считая, что она не дает полноценного развития во многих областях. Ведь гимназия или лицей зачастую отнимают у детей все силы, не оставляя времени на занятия спортом, художественное или музыкальное развитие.
Еще одна возможная причина — родители хотят ускорить ребенка в образовательном процессе, перешагнув некоторые классы. Семейное образование это позволяет. Сами посудите: если отпрыск пришел в первый класс уже со сформированными знаниями, зачем ему сидеть и снова все это проходить? Ребенок в такой ситуации часто теряет познавательный интерес: ему дальше нужно развиваться, а он ждет, пока остальные дети, которых родители никуда не водили до школы, все выучат.
— Я просто хочу вырастить счастливого человека, которому будет интересно жить,— заявляет еще одна сторонница домашнего обучения, мама десятилетнего Олега Наталья Ясминцева (фамилия также изменена. — Авт.). — У нас в семье никто не зациклен на том, чтобы ребенок учился исключительно на пятерки и был мегаправильным. Мы изначально готовы были рассматривать варианты. Знаю массу женщин и мужчин, которые в школе были идеальными учениками, тем не менее сейчас у них — ни нормальной работы, ни счастья в семейной жизни, и это грустно. Второй сын, кстати, совершенно не такой, как старший. Уже по тому, как прошла его адаптация в садике, я понимаю, что и в обычной школе он будет чувствовать себя весьма комфортно. И в его случае я не рвусь к нестандартным формам обучения.
В общем, причины для перехода на обучение дома могут быть разные.

А педагоги кто?
Теоретически знания в объеме начальной школы может дать своему ребенку каждый родитель. Но вот именно — только теоретически. На практике должна быть как минимум родительская заинтересованность. Ведь это не домашнее задание, которое сделал и забыл. Здесь ты берешь на себя всю полноту ответственности за знания своего ребенка.
— Когда идешь на этот шаг, нужно самому обладать высоким уровнем знаний, — продолжает разговор Алла. — Выше того, что есть в обычной школе, потому что с детей на семейном обучении требуют больше. Либо необходимо нанимать репетиторов соответствующего уровня.
Кстати, система контроля за детьми, которые получают семейное образование, довольно строгая.

— Если раньше мы занимались дома, а на экзамены были обязаны приходить в школу, за которой закреплены, то в 2013 году вышел новый закон об образовании, где в этот пункт были внесены коррективы, — рассказывает наша собеседница. — Теперь мы зависим от районного либо городского образовательного центра. Заявление на семейное образование пишется там же. Сдавать экзамены ты можешь где угодно. Схема такая: школа принимает ребенка на время сдачи экзаменов и впоследствии приказом отчисляет из учебного заведения. Логично, что образовательным учреждениям это невыгодно и неудобно, они этой возни терпеть не могут. И нам это всячески демонстрируют. Кому нужны лишние хлопоты с приказами, договорами из-за кучки людей «нетрадиционной направленности»?

Да и для детей, по словам Аллы, стресс — сдавать экзамен преподавателю, которого ты в глаза не видел и который воспринимает тебя как обузу. В школах неодобрительно относятся к «отказникам системы».
— Некоторые директора принимают желание забрать ребенка из учебного заведения как личное оскорбление, совершенно искренне считая свою школу лучшим местом для обучения, — признается наша собеседница.

Поэтому как вариант семейного образования — так называемые домашние школы, по сути, дистанционное, заочное обучение.
— Мы, например, учимся в новосибирской школе, — говорит Алла. — У нас есть индивидуальный план, сроки сдачи экзаменов, список контрольных работ по каждому предмету, куратор и педагоги. Сын сдает экзамены по скайпу, дома. Это существенно расширяет наши возможности. Получается, ты можешь жить в любом городе, а учиться, к примеру, в Англии. Дальше, на мой взгляд, эта система будет только развиваться.

Рисунок Алексея Меринова

Вместо уроков — поход
За минусами семейного обучения, на мой взгляд, далеко ходить не надо: все они на поверхности. Такие дети меньше находятся в социуме, им труднее организовать правильный режим дня, а от родителей «домашняя педагогика» требует постоянного повышения своего образовательного уровня.
Если родители не смогли организовать чаду досуг и у ребенка образовалось много свободного времени, дети становятся более разнузданными, если не сказать ленивыми.

— Если переходишь на семейное образование, нужно четко понимать, зачем ты это делаешь, что именно тебя не устраивает в традиционной школе, — рассуждает Наталья Ясминцева. — Я знаю родителей, которые уходили и возвращались, потому что не смогли организовать процесс обучения нормально. Если забрать отпрыска исключительно под предлогом «бесит меня школа» и вы не сможете предложить ему больше, чем компьютерные игры, телефон и праздное шатание по улице в свободное время, лучше этого не делать. Все это выйдет вам боком. Если же вами движет желание сделать процесс обучения более увлекательным, углубить знания и разнообразить программу, как это сделали мы, то это то, что «доктор прописал».

Челябинские «семейники» наполнили будни тем, что, по их мнению, необходимо детям помимо «гранита науки». Например, каждую среду у них поход — школяры гуляют по лесу, учатся жечь костры, ориентироваться на местности. Зимой это лыжи.
Еще один момент, который нужно учитывать: семейное образование, вопреки ожиданиям многих, недешевое удовольствие. Многие думают, что при семейном образовании трат меньше, будет кому помогать с младшими детьми, пока мама и папа на работе. Это все миф.

Большая разница
— Вы знаете, я сама педагог по образованию, — рассуждает Алла. — Смотрю на детей и понимаю, что разница между нашими учениками и обычными школьниками ощутима. В них нет этой грубости, присущей обычным школьникам. Я не собираюсь своего сына превращать в идеального ребенка, ни в коем случае! Просто не хочется, чтобы в стремлении поскорее повзрослеть чадо утратило свое истинное лицо. К тому же наши более свободны в выборе, в понимании того, что не обязательно следовать во всем общепринятым образцам.

Между тем психологи апеллируют к здравому родительскому смыслу.
— Если мамы и папы настолько опекают ребенка, что готовы отказаться от традиционной формы обучения в пользу семейного образования, можно сказать, у таких родителей больше социальных страхов, чем у их детей, — настаивает детский психолог Елена Сыркина. — Социальные навыки, социальный интеллект, социальный опыт — без этого никак! Если у чада есть мозги, все и так будет отлично! Я не вижу никакого смысла в обучении на дому. Школа может предоставить больше примеров и наглядных материалов. Химическая лаборатория, физическая лаборатория и прочее — все это в домашних условиях недоступно! Да, многие мотивируют тем, что дома возможно чередовать режим труда и отдыха, а в школе нет. Я считаю, что это заморочки родителей или какие-то их нездоровые амбиции. Учитель обладает методикой преподавания, родитель этими навыками не владеет. Он может заставить школяра выучить по учебнику, но преподать так, чтобы эти знания были интегрированы в общее развитие, — это ему, как правило, не под силу. У школы, как не крути, больше возможностей для развития ребенка. Не просто, повторюсь, зазубривание материала, что, скорее всего, будет дома, а именно для развития интеллектуальных способностей отпрыска.

Можно и дальше обсуждать плюсы и минусы семейного образования. У этой системы есть как противники, так и сторонники. Причем последних значительно меньше. Они признаются, что тяжелее всего бороться не со школьными правилами, а со стереотипами, живущими в обществе. Потому что осуждения — как со стороны ровесников ребенка, так и от взрослого поколения — хватает. В общем, семейное образование — определенно не для тех родителей, которые с детства помешаны на том, что о них подумают другие. Но и идти поперек школьной системы из принципа или амбиций — неконструктивно. На первом месте должны быть интересы самого ребенка и желание дать ему то, что не сможет дать традиционная школа. Раз уж вам кажется, что школьная система не для вас.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2015

Заголовок в газете: Я тебя породил, я и учу!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру