Масштабы проблемы неплатежей не стоит недооценивать. 13 октября на совещании губернатора с главами муниципальных образований говорилось о том, что на сегодняшний день от собственников поступило только 40 процентов (755,5 млн руб.) начисленных сумм. И что очень плохо, мало поступает средств из крупных городов: не торопятся выполнять свои обязательства челябинцы, а в Магнитогорске собрана лишь пятая часть предполагаемых платежей.
В чем же причина неплатежей и каковы в этом свете перспективы программы капитального ремонта?
Обратимся к истории вопроса. В 90-е годы прошлого века, когда наша страна вдруг попала в стремительный водоворот рыночной экономики, в числе прочих реформ прошла и массовая приватизация жилья. Естественно, что идеологи шоковой терапии были заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее передать бывшую государственную собственность новым владельцам и сделать процесс перехода к новой социально-экономической формации необратимым. Кроме того, масштабность приватизационных процессов создавала невиданные ранее возможности для ловких и оборотливых людей, которые в итоге и стали основными выгодоприобретателями в ходе коренных изменений экономики страны.
Естественно, что в ситуации политической целесообразности не было желания и времени учесть все нюансы. В частности тот факт, что согласно законодательству жилье должно было передаваться новым собственникам только после капитального ремонта. В итоге новые-старые домовладельцы получили в наследство квартиры и общедомовое имущество отнюдь не в лучшем состоянии. Осложнило ситуацию и то, что государство еще не могло эффективно контролировать огромное количество появившихся в сфере ЖКХ коммерческих организаций, а те не преминули воспользоваться обстоятельствами и благополучно использовали платежи, получаемые от населения, так, как им заблагорассудится. В результате граждане, исправно рассчитывающиеся по счетам, содержащим в том числе и сборы на ремонт жилья, фактически не получали услуги в необходимом объеме и должного качества.
Однако через некоторое время пагубность сложившегося положения стала понятна всем. Не надо было иметь много ума, чтобы понять тупиковость ситуации. Только «цена вопроса» поражала: речь шла о десятках триллионов рублей, взять которые, конечно же, опять было негде. В таких обстоятельствах первый русский вопрос «кто виноват?» отступал перед вторым — «что делать?». Была некая надежда на частный бизнес, но игроки рынка не особо стремились (да, наверное, и не были способны) инвестировать такие ресурсы. Не сбылись и планы привлечения в сферу ЖКХ крупного бизнеса, а ведь одно время о желании войти в эту сферу заявлял даже А.Чубайс, бывший на то время руководителем энергетического монстра — РАО «ЕЭС России».
В результате не осталось ничего иного, как попытаться решить проблему за счет самих собственников. Именно так и получила развитие программа капитальных ремонтов в том виде, который мы имеем сейчас.
Почему же владельцы жилья не хотят платить и как могут развиваться события дальше?
Прежде всего земляков смущают два момента. Почему должны платить владельцы аварийного и ветхого жилья, а также новоселы, срок ремонта домов которых наступит весьма нескоро? И разумно ли взимать деньги с людей преклонного возраста? Ведь, к примеру, наши северные соседи-свердловчане уже освободили эти категории собственников от оплаты. А если возможны изменения в законодательстве, может, и не стоит торопиться платить?
Вызывает вопросы также и то, что отдавать свои кровные надо несколько необычной организации — некоммерческому фонду с громоздким названием «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области». При этом не все знают, что его учредителем является область, а непосредственные функции учредителя исполняет областное правительство в лице министерства строительства и инфраструктуры. Тем не менее люди опасаются, что через некоторое время принятый курс, как у нас случается, будет признан ошибочным, а вернуть свои деньги, попавшие в общий котел, не получится, тем более что работы рассчитаны на десятилетия, вплоть до 2043 года.
Не радуют и элементарные расчеты. Так, жители небольших домов справедливо полагают, что собранных ими средств может просто не хватить для необходимых работ и их жилье не будет отремонтировано. Кроме того, много воды утечет за 30 лет и будут ли люди к тому времени жить на том же самом месте?
Вместе с тем (при всех видимых недостатках) пока иного варианта не просматривается. А это означает, что платить все равно придется. Другой вопрос, что можно сделать для того, чтобы убедить население в отсутствии другого пути?
Пожалуй, единственный выход — максимальная прозрачность и безупречное выполнение взятых обязательств.
К сожалению, люди иногда просто не могут узнать, на какое время запланирован ремонт в их доме и какие работы будут выполнены. Возникают и другие вопросы. Почему, если уже собрано 755,5 млн рублей и какие-то суммы поступят еще и до конца года, ремонт на 2015 год запланирован лишь в объеме 553,7 миллиона? Куда денутся остальные деньги? И за счет чего будет существовать сам фонд? Не получится ли, что расходы на него (и в немалом размере) будем оплачивать именно мы? Настораживает порой и нерасторопность исполнителей, когда конкурсы затягиваются и работы откладываются на конец года, о чем тоже говорилось на совещании у губернатора.
Безусловно, все эти вопросы требуют четкого и содержательного ответа. И лучше будет, если этот ответ будет дан делом. Только в этом случае можно надеться, что прибавится порядка в нашей многострадальной жилищно-коммунальной сфере.