Ситуацию вокруг Коркинского разреза накаляют непрекращающиеся пожары и тюменский депутат

Как только ни называют Коркинский разрез: и главной экологической язвой региона, и отравителем воздуха в Челябинске, и черной визитной карточкой области, и самой глубокой рукотворной ямой Евразии. Последнее — правда. По поводу других тезисов мнения расходятся. Большинство южноуральцев настаивает на том, чтобы разрез был закрыт, но есть и те, кто говорит о его дальнейшем развитии, по крайней мере, на ближайшие годы. Как сегодня обстоят дела на предприятии и почему руководство грозится очередным банкротством — в материале «МК-Урал».

Ситуацию вокруг Коркинского разреза накаляют непрекращающиеся пожары и тюменский депутат
Фото с сайта правительства Челябинской области

Угля хватит на 15 лет

Проверки различных ведомств, проведенные на Коркинском разрезе в 2015 году, в общей сложности заняли 190 дней.

— Сотрудники не могут работать в тех условиях, которые им создают люди извне, — заявил генеральный директор Челябинской угольной компании Валерий КАЛЬЯНОВ. — То, что делается сегодня, — травля предприятия.

Как уверяет Кальянов, пока велись проверки, угольная компания сумела выйти из банкротства. Но прессинг на нее настолько велик, что впору объявлять новую процедуру банкротства, которая уже приведет к ликвидации.

— Нам придется распрощаться с сотрудниками, но хорошие специалисты не пропадут, — говорит Валерий Кальянов.

По его мнению, закрытия разреза желают все структуры, при этом каких-либо жестких замечаний, касающихся работы предприятия, не высказывается. Например, во время последнего визита вице-губернатора Олега Климова были проведены замеры воздуха мобильной лабораторией, никаких превышений не выявлено.

— Мы умеем добывать уголь и тушить пожары, — подчеркнул гендиректор ЧУК. — С возгораниями боремся различными способами: засыпаем глиной, инертными породами, заливаем специальным раствором.

Пожары, которые то и дело возникают в разрезе, по словам гендиректора, никоим образом не влияют на экологию областного центра.

— В период действия неблагоприятных метеоусловий мы подключаем к работе две лаборатории. Специалисты производят замеры воздуха, начиная от забоя и заканчивая площадью Революции, — уверяет Валерий Кальянов. — Сейчас в разрезе действует пять постоянных пожаров на площади 690 квадратных метров. Для примера: в 1966 году очагов возгорания было 62, а площадь — 8,8 тысячи.

Сегодня на разрезе параллельно с добычей угля ведутся работы по рекультивации.

— Мы продаем в год по одному миллиону тонн угля. Запасов должно хватить где-то до 2030 года, — заявил Валерий Анатольевич. — Работы осуществляются на одной трети чаши, а две трети готовы для ликвидации. Туда уже можно возить породу, ликвидировать оползни.

«Заявление о банкротстве — это шантаж»

Руководство Коркинского разреза вместе с некоторыми депутатами Госдумы демонстративно идут на шантаж властей и жителей региона. Такого мнения придерживается член экологического совета при губернаторе Виталий БЕЗРУКОВ.

Поначалу общественники не верили, что разрез может влиять на загрязнение воздуха в Челябинске и южных пригородах. Однако наблюдения показали обратное.

— Разрез — не главный виновник смога, но когда ветер дует с юга на север, страдает население Смолино, Октябрьского, Розы, Синеглазово, а также жители Ленинского и Советского районов Челябинска, — утверждает эколог. — Причиной столь сильного задымления являются эндогенные пожары, которые, по нашему мнению, практически не тушатся. Это было подтверждено и надзорными органами. Буквально недавно Ростехнадзор выявил 82 нарушения и оштрафовал компанию на 280 тысяч рублей.

По словам эксперта, ЧУК — частная организация, получающая прибыль, по закону именно она обязана не допускать пожаров, а также рекультивировать объект за свой счет.

— Ко всему прочему вокруг разреза возникают политические спекуляции, — отмечает Безруков. — Свои амбиции проявляет депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин. Сейчас он активно будоражит население, поднимая вопрос о переселении из поселка Роза и заклеивая город провокационными листовками.

***

Дальнейшая судьба предприятия так и не ясна. А пока горняки готовили открытое письмо, адресованное областным чиновникам, несколько жителей поселка Роза объявили о голодовке, требуя внимания со стороны властей. Также в центре Челябинска состоялись акции протеста. Митингующие заявляют, что несколько школ и детсадов поселка расположены в опасной для жизни зоне недалеко от краев угольного разреза, и требуют их переноса.

Справка «МК»

Коркинский разрез является единственным действующим карьером в мире такого масштаба. Его глубина достигает 500 метров, площадь бортов – 9,8 миллиона квадратных метров, а объем чаши – 1,6 миллиарда кубических метров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Кто кого травит?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру