Минэкологии: В Челябинске сокращаются выбросы крупных предприятий

Обыватели винят в смоге предприятия-гиганты, а зачастую выбросами грешат малые и средние компании

Челябинцы то и дело жалуются на смог, который накрывает город-миллионник. В периоды неблагоприятных метеоусловий число жалоб от горожан в природоохранные ведомства и общественные структуры исчисляется сотнями. Кто несет ответственность за состояние атмосферного воздуха в городе? Какие меры принимаются, чтобы снизить выбросы вредных веществ? Насколько критична экологическая ситуация в областном центре? Эти и многие другие вопросы прозвучали на пресс-конференции, организованной еженедельником «МК-Урал».

Обыватели винят в смоге предприятия-гиганты, а зачастую выбросами грешат малые и средние компании

В городе чище,а жалоб больше

— Выбросы от стационарных источников постоянно сокращаются, поскольку это требования природоохранного законодательства. Крупные предприятия выполняют предписания властей, чего не скажешь о малом и среднем бизнесе, — заявил заместитель министра экологии Челябинской области Андрей НОВОСЕЛОВ.

Информация о выбросах находится в открытом доступе. Любой желающий может посмотреть ее на сайте министерства. Проанализировав данные, отмечаем, что объем выбросов за последние годы значительно уменьшился. Если 20 лет назад их было более полумиллиона тонн, то за 2015 год — только 144 тысячи тонн.

— По объективным данным в городе стало чище, но по субъективным все иначе. Жители стали гораздо чаще жаловаться на состояние воздуха, а значит, они обращают больше внимания на качество среды обитания, — считает Андрей Новоселов. — Впрочем, общая тенденция положительная. Если в 1993 году выбросы бензапирена достигали 50 — 189 ПДК, то в 2015-м всего лишь один раз выявили 13 ПДК.

Крупные предприятия, заботясь о своей репутации, стараются не нарушать требования и укладываются в отведенную норму. Зато для руководителей мелких компаний закон будто не писан.

— Они ведут себя неподобающим образом. Так, однажды некая компания попросту сжигала медицинские отходы, — приводит вопиющий пример представитель министерства.

По мнению эксперта, улучшить ситуацию поможет новая система подсчета объема выбросов. От индивидуальных нормативов для каждого предприятия следует перейти к системе сводных расчетов. Она подразумевает, что будет установлена квота выбросов на весь Челябинск. Потом ее поделят на все предприятия, а те исходя из полученного разрешения определят свои предельные нормы.

Пока же ситуацию с выбросами пытаются улучшить в ручном режиме. Надзорные органы после проведения проверок выписывают виновным в загрязнении атмосферного воздуха внушительные штрафы.

Выбросы не разносятся на большие расстояния!

В последнее время очень много говорили и писали о влиянии выбросов разреза на состояние окружающей среды в Челябинске и близлежащих к нему городах.

— Конечно, как у любого производственного объекта, у разреза есть выбросы, но они не разносятся на большие расстояния, — поясняет гендиректор ОАО «Челябинская угольная компания» Валерий КАЛЬЯНОВ. — Не скрою, сегодня на разрезе зафиксировано пять очагов возгорания — так называемых эндогенных пожаров. Мы пытаемся бороться с ними различными способами: обрабатываем известковым раствором, засыпаем инертной породой и глиной, охлаждаем водой и ликвидируем путем ведения горных работ.

Между тем с наступлением весны публикации о загазованности разреза постепенно сошли на нет. Как объяснил руководитель, это связано с тем, что с изменением погодных условий проблема инверсии перестала стоять так остро.

В результате горения угля из разреза в атмосферный воздух попадают угарный газ, пыль и различные ангидриды, но они, как уверяют на предприятии, не влияют на экологию Челябинска.

— Деятельностью нашей компании в свое время заинтересовались депутаты Госдумы и контролирующие органы, в том числе Следственный комитет, прокуратура, ОБЭП. В общей сложности было проведено 148 выездов с проверкой атмосферного воздуха. Практически все они закончились одинаково: нарушений в санитарной зоне не выявлено, — заявил выступающий. — Тем не менее с сентября прошлого года мы мониторим ситуацию не только в близлежащих к разрезу населенных пунктах, но и в областном центре. Здесь также не обнаружено концентрации вредных веществ. Я не говорю, что жители Коркино, Розы и других городов, находящихся на расстоянии 10 — 15 километров, полностью ограждены от неприятного воздействия. Запах есть, но нарушений не наблюдается.

Школы и детсад — вне опасности

Кроме проблем с надзорными ведомствами в поселке Роза, находящемся на краю Коркинского разреза, продолжает расти социальная напряженность. В 2012 году там побывал Владимир Путин. После его приезда было начато переселение местных жителей. Процесс завершен, но не все остались довольны изменениями. В результате то и дело появляется информация, что в районе необходимо снести две школы и детсад. Якобы эти здания могут попасть в зону оползня.

— Согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского института инженерии оползневые явления прекратились. Никакой опасности на сегодняшний день нет, — уверяет Валерий Кальянов. — Деформационные процессы происходят только на самом краю борта. Причем если раньше деформация доходила до улицы 50 лет Октября, то после переселения жителей ее границы сдвинулись на 150 — 200 метров в сторону разреза.

Чтобы привести борта в безопасное состояние, сотрудники ЧУК провели ряд инженерных мероприятий: были прекращены работы на опасных местах и сделаны отвалы для укрепления бортов.

— Мы пригласили специалистов, которые определили, что нормативный срок сноса здания школы № 11 — 2105 год. Эксперты лишь дали несколько рекомендаций. Они посоветовали покрасить фасад, заменить окна и сделать сливы. По их заключению здание находится в технически исправном состоянии, — отметил руководитель «Челябинской угольной компании».

Кстати, аналогичная ситуация сложилась и с другими строениями.

Карьер превратится в озеро

Многие южноуральцы, особенно жители Коркино, опасаются, что при ликвидации разреза его рекультивация будет проводиться путем размещения в карьере промышленных отходов. Руководство «Челябинской угольной компании» уверяет, что ничего подобного не случится.

Есть несколько вариантов развития событий. Основной — заполнение разреза водой. Он станет озером, расположенным на 250-метровой глубине. В искусственном водоеме будут разводить рыбу, а берега засадят деревьями. Кстати, на западе карьера уже растут березы и осины.

— Рекультивация является конечным этапом восстановления плодородного слоя земель. Процедура могла начаться еще 20 лет назад, когда был подписан документ о ликвидации Челябинского угольного бассейна, но этого не случилось. Контракт с энергетиками у нас подписан до 2018 года, — объяснил Валерий Кальянов. — На данный момент ликвидация разреза выполнена на 7 — 8 процентов. Из 26 миллиардов рублей, которые предусмотрены на эти цели, работы произведены на 5,6 миллиарда.

По мнению руководства, рекультивацию необходимо вести параллельно с добычей угля, так как для этого у компании есть вся инфраструктура: база для ремонта техники, инженерная, маркшейдерская и геологическая базы, а главное — ценные кадры.

Воздух портят машины

Пока одни винят во всех бедах, обрушившихся на Челябинск, промпредприятия, другие заявляют и об иных виновниках загрязнения. Директор БЭФ «Моя планета» Виталий БЕЗРУКОВ считает, что свою лепту в создание негативного фона вносят не только предприятия, но и автомобили, которых в городе насчитывается свыше 500 тысяч.

— Такое количество машин составляет 45 — 47 процентов от общего загрязнения для города-миллионника, — объясняет спикер. — Остальное дают стационарные источники. Это не только производства, но и котельные, ТЭЦ. Винить крупные предприятия во всем некорректно. Зачастую они снижают объем выбросов, ставят системы газоочистки.

Также к факторам, ухудшающим состояние экологии, эксперт отнес непродуманную застройку и нехватку деревьев.

— У нас часто ставят дома так, что получается чуть ли не квадрат. В итоге утром все жители многоэтажки собираются на работу, заводят автомобили, и выхлопы поднимаются этажа так до шестого да там и остаются, потому что территория никак не продувается, — прокомментировал свои доводы Виталий Безруков.

Что касается озеленения, то, по мнению эколога, особенно его не хватает там, где находятся предприятия-загрязнители. Он считает, что положительный опыт нужно перенимать у соседей — Республики Башкортостан.

— В Стерлитамаке хватает вредных производств. Однако в период НМУ жители не страдают. Это связано с тем, что в городе есть зеленые коридоры, возле домов высаживают множественные насаждения, — говорит эколог.

В свою очередь член общественного совета по формированию экологической политики Челябинской области Петр БИРЮКОВ посетовал, что общественникам не хватает объективности.

— Нужны реальные цифры! Должна быть аналитика, кто действительно виноват в смоге. Нельзя голословно обвинять одних и защищать других, — считает спикер. — Одно время часто все говорили, что в воздухе от горения на Коркинском разрезе обнаружен сероводород. Но сероводород — это горючий газ, который должен сгорать и его там не может быть по определению.

Также эксперт советует с осторожностью употреблять слово «смог».

— В классическом понимании смог — это 10 — 20 ПДК. У нас в городе таких показателей не наблюдается. Есть превышение ПДК, но не смог. Мы живем в промышленном городе, а не в санатории, — заключил он.

Даже если все предприятия, расположенные в черте города и вблизи него, начнут соблюдать требования законодательства, экология Челябинска вряд ли кардинально улучшится. Дело в том, что сегодня не проедешь по нашим дорогам, как говорится, без шума и пыли. Машины мчат по магистралям, а следом за ними образуются пылевые облака. Может, настала очередь властей обратить внимание на эту ситуацию и внести свой вклад в преображение города?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: Чем дышит Челябинск?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру