В Челябинске к саммиту ШОС появятся ВИП-поселок и высотка в 40 этажей

Главный архитектор Челябинска Николай Ющенко рассказал «МК-Урал» о подготовке к международным мероприятиям

Перед Челябинском могут открыться небывалые перспективы. Связаны они с тем, что столица Южного Урала готовится принять саммиты ШОС и БРИКС, которые пройдут в 2020 году. Казалось бы, впереди еще несколько лет, но областные и городские власти уже сейчас всерьез озабочены тем, чтобы сдать все объекты в срок. Какие преобразования ждут город? Как изменится его облик? Приобретет ли Челябинск столичный лоск? Об этом еженедельник «МК-Урал» побеседовал с главным архитектором Челябинска Николаем ЮЩЕНКО.

Главный архитектор Челябинска Николай Ющенко рассказал «МК-Урал» о подготовке к международным мероприятиям
Николай Ющенко Фото пресс-службы главы региона

«Здесь не уместен рядовой подход»

— Николай Иванович, как идет подготовка к саммитам? Какие проекты рассматриваются в первую очередь?

— На днях губернатор Борис Дубровский провел совещание по вопросу подготовки центральной части города к мероприятиям мирового уровня. Мы обсудили конкурсы, которые касаются архитектурного наполнения исторического центра и реконструкции набережной реки Миасс, а также затронули ряд других вопросов, в том числе тему строительства конгресс-холла с гостиницей в 40 — 50 этажей.

— Где планируется столь необычное для нашего города здание?

— Оно расположится на территории за ТК «Набережный». В результате нам удастся сместить центр деловой активность с площади Революции к реке. Кстати, по генплану здесь всегда должна была находиться главная доминанта города. Получается, что здание подчинит себе все высотки вокруг. Кстати, для Челябинска это будет действительно уникальное здание, ведь сейчас предельная величина высоток в городе — 25 этажей.

— На ваш взгляд, как должен выглядеть главный объект?

— Я считаю, что городу не везет с новыми уникальными объектами, именно поэтому конгресс-холл вкупе с гостиницей необходимо сделать таковыми. Здесь не уместен рядовой подход, объект должен соответствовать знаковой архитектуре.

Конгресс-холл через пешеходный мост будет связываться с пресс-центром, который расположится на соседнем островке. Если этот проект удастся реализовать, мы наконец-то отыщем недостающий пазл, и центр города станет единым целым.

— Как будет использоваться конгресс-холл после проведения международных мероприятий?

— Мы изучили негативный опыт Сочи, где после Олимпиады большинство объектов стоят невостребованными, и решили, что конгресс-холл как таковой нам не нужен, поэтому он превратится в концертно-выставочный зал на две с половиной тысячи зрителей.

— Проходила информация, что в Челябинске построят небывалое число гостиниц. Не возникнет ли в дальнейшем проблем с их наполняемостью?

— Перед нами поставлена задача — создать гостиничный фонд на десять тысяч мест. Каждая из гостиниц будет апартаментного типа. В дальнейшем владельцы при необходимости смогут перевести их в жилье.

В каждой из гостиниц предполагается предусмотреть один-два номера представительского и президентского класса.

— Получается, что главы государств будут отдыхать в номерах, а их соседями станут другие видные политические деятели?

— Не факт. Мы рассматриваем возможность создать для них отдельный ВИП-поселок. Пока не определились с местом, но это однозначно будет территория вблизи реки.

Фото пресс-службы главы региона

Река скорее жива, чем мертва

— Больная для Челябинска тема — состояние набережной. Надеюсь, она тоже преобразится и приобретет подобающий миллионному городу облик?

— Для начала хотелось бы отметить, что в любом городе мира река является главной природной осью. Челябинск не исключение, он тоже строился возле водного объекта. Однако со временем красивую набережную сменили коммунальные и промышленные зоны.

Настало время заняться рекой и территорией около нее. Благоустройство набережной предусмотрено в рамках международного конкурса. Во-первых, ее укрепят по всей длине; во-вторых, вдоль нее пробросят пешеходную эспланаду. Как только появится аллея, местным жителям и гостям города будет где прогуляться.

— Можно ли вообще реанимировать нашу реку?

— Конечно, но нужны большие затраты. В свое время городская администрация заказала исследовательский проект во Всероссийском институте водного хозяйства. Ученые провели обследование, проанализировали большой объем разнообразных данных и вынесли вердикт: «Река скорее жива, чем мертва».

— Что же губит Миасс?

— Безусловно, это стоки. В центре города их насчитывается 41! Пожалуй, один из самых известных — река Игуменка, в которую стекают сбросы с Ленинского и Тракторозаводского районов. Сюда же можно добавить поверхностный сток воды, отсутствие комплексной сети ливневой канализации и, как следствие, подтопления.

Постройки не ко двору

— Еще одна извечная тема — исторический центр Челябинска. Какая участь ждет старинные здания?

— Это наша история, и к ней надо бережно относиться. Например, будет реанимировано здание бывшей электростанции и дом купца В.М. Колбина, где в свое время располагалась первая городская дума (улица Труда, 66. — Авт.). На прилегающей территории будет убран весь мусор в виде хозяйственных построек, а на их месте появится сквер искусств.

Непосредственно в самом здании расположится музей театрального искусства. Часть бывшей электростанции будет отдана под фондохранилище, а другая — под музей искусств с открытыми экспозициями — скульптурами, инсталляциями.

Вообще, главный недостаток нашего города и его отличие от всех исторических центров заключается в том, что у нас отсутствуют общественные пространства.

— Неужели этим страдаем только мы?

— В Европе, допустим, такой проблемы нет. Там в любом городе если занырнуть с основной улицы в арку, то будто в другой мир попадаешь. У нас же внутренние дворы вообще не востребованы. Страшно даже подумать, что творится внутри кварталов. С любого высотного здания взору открывается ужасный вид. Убрав все хозпостройки и связав исторические улицы в единое целое, мы можем создать новые пешеходные маршруты.

Кстати, на совещании губернатор поинтересовался, как будут связываться общественные пространства. Мы объяснили, что нужно создавать подземные пешеходные переходы с подъемниками для маломобильных групп населения.

— Уже решили, где они появятся?

— Первый будет построен возле филармонии — на пересечении улиц Труда и Кирова. Он позволит обеспечить безопасность пешеходов и увеличить пропускную способность перекрестка как минимум на 20 процентов. Второй подземный переход появится на пересечении улиц Братьев Кашириных и Кирова.

— Что будет с промышленными зданиями в центре?

— Вообще власти активно занимаются выносом предприятий за пределы города, однако не все заводы можно и нужно переносить. Так, Александр Берестов (президент Объединения «СоюзПищепром». — Авт.) взялся за мелькомбинат, который стоит на перекрестке Свердловского проспекта и улицы Труда. Он хочет сделать завод достопримечательностью. Сейчас внедряются новые технологии, вслед за этим будет модернизирован и фасад предприятия.

— Как вы относитесь к идее сделать из центра заповедную зону?

— Я считаю, что любая крайность всегда ошибочна, а истина находится где-то посередине. При планировании нужно учитывать риски и возможные последствия. Город — живой организм. Закрой мы центр, сразу появятся тромбы в виде заторов.

Рим, например, более старый город, но там почему-то по центру спокойно ходит общественный транспорт. На мой взгляд, центр без транспорта невозможен. Другое дело, что его можно разгрузить. Первый вариант — с появлением метро большинство пассажиров откажутся от наземного транспорта. О втором способе я уже говорил ранее — сместить центр деловой активности к реке.

Помнится, одно время у нас был закрыт участок на улице Сони Кривой. Вы бы только видели очумелые глаза водителей и слышали, что они говорили! В результате властям пришлось отказаться от этой идеи. Сейчас у нас есть только Кировка, которая превратилась из проезжей в пешеходную. Нужен системный подход.

Город задохнулся в рекламе

— Николай Иванович, как быть с рекламным мусором, который заполонил улицы? В Москве, например, решили вопрос кардинально — запретили, и все!

— Не вы одни устали от этого. Визуальный мусор захламил город, и с этим надо бороться! Нами были внесены соответствующие предложения в городскую думу. Надеюсь, что в скором времени у нас появится документ, запрещающий баннеры на фасадах домов в центре.

Документ создали, опираясь на успешный опыт других городов. Власти Москвы показали яркий пример того, как можно вычистить территорию. В столице нет рекламы негородского формата, мы же в ней задохнулись! У нас разномастные павильоны и вывески в центре из-за того, что у чиновников нет управы на собственников. Например, ни одна из вывесок сети магазинов «Красное и белое» в городе не согласована.

— Почему такое происходит?

— Все просто: собственники видят, что мы беззубые, и продолжают дальше вести себя нагло. Только подумайте: у нас в городе насчитывается около четырех тысяч временных строений. Видимо, настала пора поступить по примеру Москвы, где теперь в центре остались только киоски, в которых торгуют цветами, мороженым да газетами с журналами. Там никто даже не подумывает о том, чтобы разместить растяжки, щиты или другие временные павильоны.

Губернатор поставил сроки

— Принимать мероприятия столь высокого уровня, как саммит ШОС, — всегда большая ответственность. Челябинск справится?

— Если удастся все реализовать — безусловно! Нам выпал уникальный шанс, которым мы обязаны воспользоваться. Это редкостная возможность вырваться из провинциализма на достойный уровень.

— Какие денежные средства потребуются на строительство новых объектов?

— Общие затраты составят около 12 миллиардов рублей. Подчеркну, я говорю только о федеральных средствах, вложения инвесторов — отдельная тема. Кроме того, сюда не включены расходы на аэропорт и выставочный экспоцентр на улице Академика Королева.

— Когда же мы сможем оценить все задумки, увидеть начавшиеся преобразования?

— Губернатор обозначил четкие сроки: все объекты должны быть готовы к первому кварталу 2020 года. График еще не подготовлен, сейчас мы занимаемся оформлением дорожной карты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру