Общественники Челябинска начали разработку программы велопарковок

Велосипедный сезон в самом разгаре. В одном только Челябинске на сегодняшний день уже зарегистрировано 23 ДТП с участием велосипедистов – это на 20 процентов больше, чем в прошлом году за тот же период. Но больше всего волнует детский травматизм: 14 малолетних велосипедистов получили травмы различной степени тяжести на дорогах города. А сколько их еще будет, ведь два месяца каникул впереди.

Общественники Челябинска начали разработку программы велопарковок
фото: Геннадий Черкасов

Сотрудники Госавтоинспекции обеспокоены: подростки катаются по городу как им вздумается, создавая опасные ситуации для всех участников дорожного движения. Но и взрослые недалеко ушли от своих малолетних «коллег по рулю»: как показывает практика, большинство велосипедистов, двигаясь по проезжей части, не руководствуются никакими правилами, потому что… не знают их. Кто-то больше обеспокоен, что надышится выхлопными газами автомобилей, не задумываясь над перспективой более реальной опасности и о том, что угрозой для других может стать он сам.

А вы знаете ПДД для велосипедистов? Как обезопасить себя во время езды на велосипеде? Ваш ребенок поехал кататься на велике — где он сейчас? Вы пешеход и на вас наехал велосипедист — вы знаете, как его наказать? Ответы на эти и многие другие вопросы — в материале «МК-Урал».

Что говорят правила

Помимо общих мест в ПДД, которые должны быть известны всем участникам дорожного движения, велосипедисты обязаны знать и дополнительные требования к движению велосипедов. В первую очередь это возрастные ограничения.

Для велосипедистов старше 14 лет

Движение должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Если таковых нет (а в Челябинске их практически нет) или нет возможности по ним двигаться, можно ехать по правому краю проезжей части, по обочине, а также по тротуару или пешеходной дорожке. Причем приоритетность выбора места движения велосипедистом должна быть такова: сначала правый край проезжей части, если там не проехать — тогда по обочине, если и там не проехать — вот тогда уже можно ехать по тротуару и пешеходной дорожке. Это к вопросу о беспечно разъезжающих по пешеходной части велосипедистах, не подозревающих о правилах первого выбора (проведенный в прошлом году опрос населения показал, что более 80 процентов опрошенных велосипедистов предпочитают двигаться по тротуарам). Но все эти правила не распространяются на велосипедистов, которые сопровождают едущих на велосипеде детей в возрасте до семи лет либо сами перевозят не достигшего семи лет ребенка на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. Эта категория велосипедистов, согласно ПДД, должна перемещаться только по тротуару или пешеходной дорожке. А вот если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает один метр, тогда движение должно осуществляться только по правому краю проезжей части. И только здесь же может двигаться колонна велосипедистов.

Для велосипедистов младше 14 лет

Движение велосипедистов этой возрастной категории должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Всё! На проезжую часть дети до 14 лет не должны выезжать ни при каких обстоятельствах!

Также особое внимание велосипедисты должны обращать на правила пересечения проезжей части. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Движение велосипедистов по проезжей части допускается только по правому краю, при этом, совершая маневр, они должны заранее подавать сигналы рукой. При выполнении маневра велосипедист не должен создавать помехи другим участникам дорожного движения.

Как сообщает Госавтоинспекция города, основное нарушение со стороны велосипедистов всех возрастов — пересечение проезжей части на велосипеде по пешеходному переходу. Как правило, велосипедист появляется на пешеходном переходе стремительно и неожиданно для водителя, что приводит к наезду. В 2015 году в правила дорожного движения были внесены изменения (пункт 24.8), в соответствии с которыми запрещено пересекать проезжую часть по пешеходным переходам на велосипеде. На переходе водитель обязан пропускать пешеходов, а велосипедистов — нет. Поэтому обязательное правило: по пешеходным переходам — только пешком, велосипед катить рядом. Причем взрослые должны понимать, что они — образец для подражания.

Согласно статье 12.29 КоАП РФ:

• 800 рублей штрафа заплатит велосипедист за нарушение ПДД;

• 1000 — 1500 рублей — за нарушение велосипедистом ПДД в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно статье 12.30 КоАП РФ:

• 1000 рублей штрафа — за создание помех движению транспортных средств;

• 1000 — 1500 рублей — если следствием нарушения ПДД велосипедистом стало причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

• Велосипедист может быть привлечен к уголовной ответственности в случае, если нарушение велосипедистом ПДД повлекло за собой неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (статья 268 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы до четырех лет).

Что с инфраструктурой?

«Должны», «обязаны», «рекомендуется», «запрещено»… Да еще и штрафы. Почти 60% опрошенных посчитали движение на велосипеде по городу опасным. Еще 43,7% ответили, что в городе нет культуры в отношении велосипедистов. 85,5% опрошенных считают, что в Челябинске передвигаться на велосипеде некомфортно. Так в чем удовольствие?

Между тем в ГИБДД отмечают, что в последние годы велосипед стал более популярным транспортным средством. Число велосипедистов на дорогах и тротуарах города растет.

— Создание велодорожек позволило бы отделить движение велосипедистов от транспортного потока и пешеходов, помогло бы повысить безопасность этой категории участников движения и создать комфортные условия для велопрогулок, — заключает начальник ГИБДД Челябинска Михаил Савенко.

Актуальную ситуацию с велодорогами в городе ровно год назад досконально изучили активисты проекта «Дорогу велодорогам». Их целью было создание в Челябинске развитой велосети. Проект был выдвинут на несколько конкурсов, но победить в них не получилось.

По данным активистов проекта, первая велодорога была создана в Челябинске в 2013 году. Она была проложена вдоль Университетской набережной в районе нового моста через реку Миасс, соединив улицы Чичерина и Худякова.

— Это даже не единая дорога, а скорее ее отрезки, которые никак между собой не соединены, — комментирует сооснователь проекта «Дорогу велодорогам» Кристина Клипфель.

С тех пор новых велодорожек в городе не появилось. Хотя развитие велоинфраструктуры остается в планах чиновников. Как прокомментировал «МК-Урал» заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников, тема развития в городе велосети не забыта, она у администрации на контроле, но пока приостановлена.

— Данная программа предполагала создание велодорог, связывающих центр города с новыми микрорайонами: Академ-риверсайд, Парковым, — продолжает чиновник. — Но строительство данных микрорайонов не завершено. Запланированные велосипедные маршруты как раз пролегают в местах застройки. Поэтому сначала нужно дождаться завершения строительства и благоустройства на этих территориях. Ну и, конечно, решить вопрос финансирования, хотя он вторичен.

Меж тем активисты «Дороги велодорогам» не бросают своей идеи, но решили подойти к вопросу с другой стороны.

— Реализация сети велодорожек имеет сильное влияние на городское пространство, это большой и долгий путь. Поэтому мы решили работать поступательно, начав с реализации более быстрых задач, — делится Кристина Клипфель.

Сейчас на основе использованных при разработке сети велодорожек данных активисты проекта разрабатывают адресную программу велопарковок. Презентация программы планируется на эту осень. Учитывая, что 66,6% опрошенных челябинцев указали, что их беспокоит проблема парковки велосипедов и их сохранности, новая концепция может вызвать широкий общественный интерес. Но будет ли отклик чиновников? Вопрос остается открытым.

ЦИФРА В ТЕМУ

13 ДТП с участием несовершеннолетних водителей велосипедов было зарегистрировано с начала года в Челябинске.

И в восьми случаях из них виноваты были сами дети. В большинстве своем несовершеннолетние находились на прогулке одни, без сопровождения взрослых.

Комментарий

Михаил Савенко, начальник ГИБДД УМВД России по городу Челябинску:

— Особое внимание велосипедистам стоит обратить на соблюдение возрастных ограничений для движения по проезжей части. Бывают ситуации, когда родители двигаются по проезжей части и вместе с ними двигаются их дети. Но наличие родителей не отменяет действие запрета на выезд на проезжую часть детей младше 14 лет. Не достигший этого возраста ребенок в любом случае должен двигаться по тротуару или другому установленному месту.

— Отсутствие со стороны родителей контроля за поведением детей часто является сопутствующей причиной ДТП. Поэтому хотелось бы обратиться ко всем родителям. Велосипед в распоряжении ребенка дает ему дополнительную свободу передвижения. За считанные минуты он может оказаться на большом расстоянии от дома. А как он преодолеет это расстояние: где будет двигаться, как пересекать дорогу — известно только ему одному. Родители часто даже не знают, где и как проводит время их чадо. Ситуацию усугубляют и каникулы: свободного времени достаточно, контроль минимален. В итоге — плачевный результат. Обязанность родителей — обеспечить безопасность ребенка и научить его правильному и безопасному поведению на дороге.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Двухколесные в городе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру