От фанеры до косметики
Точкой отсчета для Новокаолинового ГОКа и поселка с тем же названием, которому он дал жизнь, стал военный 1941 год. Главные месторождения стратегического сырья — каолина, важного компонента в производстве литых резиновых катков для танков и другой оборонной продукции, в то время находились на Украине и оказались в зоне оккупации. Поэтому было принято решение запустить это производство на Урале, где были разведаны богатые запасы каолина. ГОК построили в рекордные сроки. В то время это было единственное в стране предприятие, способное в больших объемах выпускать каолин сухого обогащения.
В послевоенные и доперестроечные годы Новокаолиновый ГОК был в составе ММК, поставляя сырье на комбинат. Каолин — это природный минерал на основе кремния, который используется в металлургии, при производстве фанеры, резины, лакокрасок, строительных смесей. В 80-х годах ГОК был выведен из состава ММК, стал самостоятельным предприятием. Он выдержал экономические потрясения 90-х, кризисы и прочие рыночные шторма.
В 2006 году было запущено новое направление — по переработке мрамора (его добывают на соседнем Еленинском месторождении) и производству микрокальцита — более современного, чем каолин, наполнителя на основе кальция, а не кремния. Мраморный порошок экологически безопасен и используется в производстве кирпича и других стройматериалов, резинотехнических изделий, бумаги, в нефтегазовой промышленности, а также бытовой химии, фармации и даже... косметики. Он незаменим и в агрохимии, производстве удобрений и кормодобавок для скота, повышающих содержание кальция в организме. Сегодня объем производства микрокальцитов на предприятии даже несколько превосходит традиционный каолин.
Не случайно сфера потребления продукции ГОКа год от года растет. Рынок сбыта охватывает всю Россию — от границы с Белоруссией до Владивостока.
Новая «метла»
Однако в последние годы из-за ошибок прежнего руководства Новокаолиновый ГОК оказался в крайне сложной финансовой ситуации. Объемы производства резко упали, снизились и другие показатели. Внеочередное собрание акционеров в марте этого года приняло решение о назначении нового генерального директора ОАО «Новокаолиновый ГОК» — Валерия Щербатова.
— Видимо, мое призвание — антикризисный управляющий, — признается он. — Ситуация на предприятии была очень непростой. Если в июне 2013 года было выпущено товарной продукции на 25 млн рублей, то за тот же месяц 2014-го — всего на 19 млн, немногим больше и в июне 2015-го. Нам пришлось поработать над укреплением дисциплины, реорганизацией производства — и результат налицо: в июне этого года объем производства вырос более чем наполовину, превысив 31,5 млн рублей. Мы существенно снизили затраты за счет сокращения автопарка ГОК, оставив бульдозеры, экскаваторы и прочую технику, технологические автоперевозки вывели на аутсорсинг — передали партнерам из специализированной автофирмы. Наши прежние 8 КрАЗов морально и физически устарели, «съедали» массу горючего, а автотранспорт подрядчика новый, более экономичный.
По словам Валерия Щербатова, немалый эффект дало и объединение двух производств — фабрики сухого обогащения (ФСО) каолина и участка по производству микрокальцита (к последнему была масса нареканий). Объединенную структуру возглавил бывший руководитель ФСО Николай Лихобабин — опытный горняк с многолетним стажем, пользующийся большим авторитетом в коллективе. Он быстро навел порядок в микрокальцитовом производстве, и объемы выросли.
— Заботимся и об обновлении техарсенала, — говорит гендиректор. — Поставили новые железнодорожные весы, модернизировали дробильно-сортировочный комплекс. Сейчас реконструируем фасовочное отделение: по расчетам, автоматизация позволит повысить точность дозировки при засыпке продукции в бумажные мешки и контейнеры, так называемые биг-бэги, уменьшить количество обслуживающего персонала, снизить себестоимость.
Из матросов — в директора
В этом году Валерий Щербатов отмечает два юбилея кряду: 75-летие ГОКа и собственное 55-летие. Родом он из Магнитогорска, где учился в школе, поступил в горный институт... Но окончить его не удалось: выполняя свой интернациональный долг, пошел защищать Родину. Служил танкистом в Восточной Германии, в городе Веймаре, а уйдя на гражданку, рванул на Дальний Восток. Работая простым матросом, обошел весь мир. А когда женился (супруга родом из Находки) и родилась дочь, решил снова обрести твердую почву под ногами — вместе с семьей вернулся на родину, в Магнитогорск.
— Куда только не бросала меня судьба, — вспоминает Валерий Геннадьевич. — Работал слесарем на ремзаводе, на ММК, в тресте «Магнитострой», пробовал заниматься бизнесом... Но всегда ощущал неуемную тягу к знаниям. В свое время во Владивостоке изучал японский в Дальневосточном госуниверситете, но пришлось бросить учебу: нужно было кормить семью. Зато на родине заочно окончил два престижнейших вуза: Открытый британский университет и Международный институт менеджмента «Линк». Одно время работал заместителем гендиректора по маркетингу ЗАО «Феникс», потом возглавил эту фирму. А потом предложили новый интересный проект в Москве — и махнул в столицу, где с нуля запустил два завода — по производству минеральных наполнителей и товарных бетонов и растворов.
Но едва все наладилось, Щербатову стало неинтересно, и он, бросив все, вернулся в родные края. Возглавив фирму «Феникс», а с марта этого года ему доверили еще и Новокаолиновый ГОК.
Стратегия роста
После тщательного анализа рынка новый гендиректор приостановил начатое прежним руководством строительство цеха по производству маршалита — кварцевого песка.
— Этот материал, также используемый при производстве лакокрасок и сухих строительных смесей, пользуется спросом лишь при условии соблюдения жестких требований качества, — говорит Валерий Щербатов.
В этом сыром проекте немало и технических просчетов. К примеру, на инерционном оборудовании нельзя измельчать суперабразивный кварцевый песок: одну мельницу, «убитую» из-за ошибок прежнего руководства ГОКа, пришлось восстанавливать. Но мы продолжаем эту работу, ведь лицензия на добычу есть, и не исключено, что в перспективе, когда будет спрос, возродим и это производство. Нужно доработать технологию, изучить потребность рынка. Нужно все просчитать и обосновать, куда и в каком объеме вкладывать инвестиции и каков срок окупаемости проекта. Ученые Миасского НИИ минералогии по нашему заказу исследуют этот материал, чтобы определить, где его можно использовать.
— Сейчас на предприятии разрабатывается инвестиционный план, предусматривающий коренное обновление производства, — добавил Валерий Щербатов. — Ведь многие проблемы здесь не решались годами: оборудование в основном устарело и не соответствует требованиям времени. К примеру, нужен современный автоматизированный измельчительный комплекс. В России такое оборудование с высочайшей точностью измельчения (для этого применяется важный компонент — воздушный классификатор) до двух микрон пока не производится. Мы присматриваемся к немецкому комплексу компании «Хосокава Альпине», но он стоит немалых денег.
Но без новой техники не обойтись, ведь потребность в микрокальцитах растет: в России их за год производится примерно 1,5 млн тонн, а потенциальная емкость рынка — до 20 миллионов! По прогнозам экспертов, потребность в минеральных наполнителях — примерно половина от объемов производства цемента, которого в стране в год выпускается 40 млн тонн. Сегодня на ГОКе микрокальцита и каолина производится примерно поровну: за месяц в среднем по 4 — 4,5 тысячи тонн. Выпуск каолина будет сохранен, но мировая тенденция — к росту объемов микрокальцитового профиля. К слову, хотя прежнее месторождение каолина выработано полностью, оснований для опасений по поводу «сырьевого голода» нет: по соседству разведано новое Чекмакульское месторождение.
Швейцарский подряд
Побывав на производственных площадках ГОКа, мы посетили и Еленинский карьер № 2, где ведется добыча мрамора для выработки микрокальцита. Новокаолиновый ГОК — подрядчик швейцарской компании «Омиа» — европейского лидера по добыче и переработке минералов, у которой по соседству, у поселка Субутак, построен завод по изготовлению микродисперсного карбоната кальция. Местному ГОКу швейцарцы доверили вести весь комплекс горных работ в своем карьере по добыче мрамора. А 31 мая этого года губернатор Челябинской области Борис Дубровский и чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии в РФ Пьер Хельг приняли участие в открытии нового инновационного производства — линии по выпуску молотого мрамора.
— По расчетам компании «Омиа», мировая потребность в минеральных наполнителях — 33 млн тонн (более половины, 21 млн тонн, приходится на «Омию»), и она будет расти, — говорит Валерий Щербатов. — У нее в России, кроме завода в Субутаке, открыты предприятия в Калуге, Карелии, Сыктывкаре, городе Полевском Свердловской области. Мы сотрудничаем со швейцарцами, добывая для них мрамор, но конкурентами не являемся: наш мраморный песок — продукт первичной переработки.
Горняцкая кооперация
Валерий Щербатов кроме Новокаолинового ГОКа уже несколько лет одновременно возглавляет и другое предприятие, у которого тот же собственник — ЗАО «Феникс». Оно перерабатывает мрамор, добываемый в Еленинском карьере № 3. Это инновационное предприятие европейского уровня создано на голом месте, буквально с нуля.
— У нас установлено новейшее немецкое сортировочное оборудование — два мощных грохота, — говорит горный мастер ЗАО «Феникс» Раиса Бойко. — Один из них, с функцией двойного просева, изготовлен по индивидуальному проекту и не имеет аналогов в России.
— Кооперация предприятий нашего мини-холдинга позволяет снизить затраты, вместе решать общие проблемы, — считает Валерий Щербатов. — К примеру, Раиса Бойко, работая горным мастером на «Фениксе», одновременно является и геологом на Новокаолиновом ГОКе. Обязанности геолога и маркшейдера, механика и электромеханика, ряда других профессий совмещают для обоих предприятий одни и те же специалисты, что решает проблему дефицита высококвалифицированных кадров, ведет к немалой экономии, сокращению издержек. К примеру, у нас общее снабжение. Раньше руководству обоих предприятий не всегда удавалось договориться о сотрудничестве, а с моим приходом на ГОК эти нестыковки сняты. Причем на рынке мы не конкуренты: горно-обогатительный комбинат производит порошки, а «Феникс» — мраморный песок. Мало того, если покупатель заказывает кальцевую крошку разного «калибра», мы теперь можем в одном вагоне везти и песок, и порошок.
Мы полностью обеспечены собственным мраморным сырьем, которого, по расчетам экспертов, хватит на 1700 лет.
Кадры решают всё!
— Конечно, проблемы у нас есть — и с кадрами, которых не хватает, и с полувагонами (их недостаток особенно ощущается летом, когда железная дорога везет на Север уголь и другие грузы для зимовки), — сообщил Валерий Щербатов. — К тому же железнодорожные тарифы серьезно выросли, и часть наших перевозок переведена на самовывоз автомобильным транспортом. А кадровую проблему решаем, привлекая молодых специалистов, выпускников вузов. Местных кадров не хватает: в поселках Новокаолиновом и Еленинском проживает всего 2,5 тыс. человек, из которых менее тысячи трудоспособного возраста. И выбор есть: на них приходится пять предприятий горного профиля! Но молодежь уже охотно идет к нам: недавно приняли на работу двух выпускников Магнитогорского горно-металлургического университета и одного выпускника ЮУрГУ, трудоустроили их технологом, специалистом горного дела и механиком.
А коллектив горняков нового Чекмакульского каолинового месторождения доверили возглавить 25-летнему молодому специалисту Наталье Даровских, окончившей Магнитогорский горно-металлургический университет. Она родом из этих мест, после окончания вуза работала инспектором отдела кадров треста «Магнитострой», а когда Валерий Щербатов предложил ей работу на родине по специальности, охотно согласилась. И не жалеет об этом: работа интересная, увлекательная, а опыт со временем придет...
И люди скажут спасибо...
На предприятии, которое является градообразующим для поселка Новокаолинового, всегда заботятся о социальной составляющей бизнеса: помогают здешней школе, садику, Дому культуры в решении вопросов, связанных с ремонтом, благоустройством. На пожертвования ГОКа была построена поселковая церковь, затем переданная епархии.
— Кроме того, наша газовая котельная отапливает поселок, — говорит Евгений Исаев, начальник котельной и газовой службы ОАО «Новокаолиновый ГОК». — Расходы немалые, но мы на них идем. Когда-то котельная работала на угле, затем ее перевели на более экономичное и экологически чистое голубое топливо. Правда, сейчас местными властями прорабатывается вопрос о строительстве более экономичной муниципальной блочно-модульной котельной. С ее запуском мы будем отапливать только производственные помещения. Добавлю, что в 2015 году у нас начата модернизация котельной, запущена автоматическая химводоподготовка. Вода у нас жесткая, и чтобы не допустить порчи оборудования, теперь ее смягчаем с помощью ионного обмена. Но это только начало: два немецких котла фирмы «Шухов-Берлин» служат еще с 1947 года, и хотя мы их модернизировали, переведя с парового на водогрейное отопление, и «старички» работают вполне надежно, хотелось бы поставить более современные и экономичные.
— Я считаю, в первую голову нужно проявлять заботу о людях, обеспечивать их стабильной и достойной зарплатой, — говорит на прощание Валерий Щербатов. — Когда я пришел на предприятие, здесь была полуторамесячная задержка по выплате зарплаты. За это время мы сделали все, чтобы нормализовать ситуацию, и в июле уже полностью выплачена июньская зарплата, а скоро впервые за много лет выдадим и аванс. Причем люди начинают практиковать совмещение профессий — и получают существенно больше. К примеру, за июнь этого года средняя зарплата по ГОКу 22 382 руб., а укладчики-упаковщики, которые взяли на себя и погрузку в вагоны, — 34 — 36 тысяч! Из прежних 330 работников предприятия в ходе автоматизации и реорганизации производства (от неэффективного «балласта» пришлось избавиться) осталось 270.
Я надеюсь на то, что люди начинают доверять нашей команде, почувствовали уверенность в завтрашнем дне — а это главное.