Назад в 1990-е: центр первого президента страны Бориса Ельцина заставляет задуматься, чем была для нас эта эпоха

Возвращение в прошлое может быть одновременно интересным и тревожным. Совпадут ли старые ощущения и новые оценки? 1990-е годы остались в воспоминаниях многих сограждан исключительно с добавлением слова «лихие». Безденежье, беззаконие, галопирующая инфляция и беспрерывные реформы, развал Союза, война в Чечне. Но это были и годы романтической демократии, свободы слова, желанных политических перемен и внезапно открывшихся экономических возможностей. И когда ты вспоминаешь атмосферу 90-х, испытываешь изумление, страх, тревогу, восторг и бог знает еще какие противоречивые чувства.

Назад в 1990-е: центр первого президента страны Бориса Ельцина заставляет задуматься, чем была для нас эта эпоха
На президентской площади гостей музея встречает главный герой экспозиции.

Такой калейдоскоп эмоций и мыслей пронесся передо мной во время посещения в Екатеринбурге музея первого президента России Бориса Ельцина. В торжественной обстановке Президентский центр Б.Н. Ельцина открылся 25 ноября 2015 года, и среди музеев Урала, пожалуй, он самый масштабный и необычный. Огромное здание и площадка с панорамой на центр Екатеринбурга, родного города экс-президента, уже говорят о размахе проекта. Множество интерактивных стендов, обширно представленные здесь мультимедийные технологии ставят музей Ельцина в один ряд с самыми современными музейными центрами мира.

Но не только в этом дело. Ведь музей Ельцина хоть и посвящен бывшему главе государства, но все-таки это прежде всего музей определенной эпохи, сложной и противоречивой, как и сам главный герой экспозиции. И эпоха эта со всеми ее метаниями, безумными взлетами и глубочайшими провалами трактуется в определенном, пусть и спорном, ключе — поиск и обретение нашей страной свободы. Странное ощущение — осознавать, что часть жизни, которую ты помнишь, видел своими глазами, переживал сердцем и душой, уже история, хоть и не столь далекая, и ее можно, как говорится, потрогать — только оглянись вокруг и руку протяни. Сколько самых неожиданных струн она затрагивает внутри...

Первое, что впечатляет внутри Ельцин Центра, — это атриум. Высокий прозрачный купол создает свободу пространства. Да и все здесь пронизано и работает на эту идею. Но замысел круглого здания был еще и в том, что такая конструкция олицетворяет и маховик истории, и воронку исторических событий, в которую была втянута страна в эпоху перемен.

— Музей пришлось вписывать в готовое здание, — рассказывает старший смотритель музея Ельцина Павел Белянкин, который вел для нас экскурсию. — Выполнил эту работу известный в мире музейный создатель — Ральф Аппельбаум и его компания. Помимо музея здесь находятся архив, детский и образовательный центры, дополнительные экспозиции и конференц-зал.

Уже на входе — первый объект, возле которого непременно хочется задержаться. Это автомобиль «Чайка», на котором Борис Николаевич ездил в бытность первым секретарем Свердловского обкома. Есть в музее и другая машина — президентский ЗИЛ, выполненный по спецзаказу из пуленепробиваемых материалов. Рядом с ним — стенд подарков президенту. Есть на стенде и коврик, вытканный земляками Бориса Николаевича из села Бутка Свердловской области, и скромная шкатулка от английской королевы, в которой находились семена из королевского сада, и свитер, подаренный вместе с душевной запиской Борисом Немцовым.

«Чайка», на которой Борис Ельцин ездил в бытность первым секретарем Свердловского обкома.

Но это все лишь затравка к главной экспозиции. А ведет к ней лабиринт истории, где короткими штрихами отражены основные исторические вехи ХХ века: Первая мировая война, революции 1917 года, Гражданская и первые пятилетки. Шедевры агитпропа соседствуют здесь с подлинными документами эпохи, артефакты — с реальными предметами быта.

В повествование о 1930-х годах вливается и наш герой — Борис Николаевич Ельцин, родившийся в 1931 году в простой трудовой семье. Вот семейные, школьные фотографии. Вот военная граната: из-за разрыва такого же боеприпаса Борису в детстве оторвало два пальца левой руки. Вот с фотографий смотрит молодой Ельцин — студент Уральского политехнического института. Сохранились даже конспекты его лекций. А вот он на снимке уже вместе со своей женой Наиной Иосифовной. Карьера молодого лидера сначала в строительной сфере, а потом и в обкоме партии была стремительной.

На третьем этаже музея сразу попадаешь на президентскую площадь. И здесь нас встречает сам Борис Николаевич, отлитый в бронзе, работы скульптора Виктора Крючкова. Первый президент сидит на скамейке лицом к экрану, на котором непрерывно сменяются фотографии разных периодов его жизни. Он в центре этой экспозиции, он в центре истории того периода. Но веет от фигуры Ельцина каким-то одиночеством, уж не знаю почему... Задумывалась президентская скамья как место для селфи, но не сразу и решаешься на снимок с бронзовым президентом.

Вокруг президентской площади расположились залы, каждый из которых рассказывает об определенном событии, переломившем ход истории страны. Всякий раз мы возвращаемся на президентскую площадь, чтобы продолжить экскурс в 90-е. Само название экспозиции «Семь дней, которые изменили Россию» непрозрачно намекает на семь дней сотворения мира. Может, идея и небесспорная, но сценарный ход, который придуман известным режиссером Павлом Лунгиным, полностью себя оправдывает, удерживая внимание посетителей до последней минуты экскурсии.

В первый день «Мы ждем перемен» мы попадаем на октябрьский пленум ЦК КПСС 1987 года. После своего выступления на пленуме Ельцин фактически становится изгоем. Он потерял должность первого секретаря Московского горкома КПСС. Но критика со стороны партийной элиты лишь добавила ему популярности в народе.

В числе самых любопытных экспонатов мы видим троллейбус. Как известно, Ельцин, будучи секретарем Московского горкома, время от времени ездил в общественном транспорте, а также появлялся в магазинах, поликлиниках, чтобы почувствовать, чем живут простые москвичи. Это невероятно будоражило народ, привыкший к существованию жесткой иерархии и партийных привилегий, и за Ельциным на долгие годы закрепился имидж демократичного, прогрессивного руководителя. В 1989 году на выборах народных депутатов СССР Ельцин набирает более 91 процента голосов. А в мае 1990 года становится председателем Верховного Совета РСФСР.

Впервые в истории российской журналистики словосочетание «четвертая власть» появилось на страницах газеты «Московский комсомолец».

И вот картинка меняется, «День второй. Августовский путч». Комната обычной советской квартиры — с мебельной стенкой, магнитофоном и черно-белым телевизором, по которому сообщение диктора перемежается трансляцией балета «Лебединое озеро». Еще несколько шагов — и мы на баррикадах. Панорамное видео дает полное ощущение смятения, страха и тревоги, охвативших жителей страны. ГКЧП, дрожащие руки Янаева, митинги возле Дома Советов, Белого дома, танки, трехцветные флаги...

Но что последовало за этим? Об этом рассказывает зал «День третий. Непопулярные меры». Пустые полки магазинов — с березовым соком, морской капустой. Скучающая продавщица за прилавком. Объявленная со 2 января 1992 года либерализация цен, которая стала шоком для большинства граждан... Печально знаменитый ваучер, мешки челноков. А еще — первые «комки» с невиданными доселе товарами: косметикой, жвачкой, видеокассетами, «вареными» джинсами и турецкими свитерами. Время дикой торговли. Оно же — время становления предпринимательства.

И здесь же, в этой торговой суете, — трогательный и щемящий уголок, посвященный матери Ельцина Клавдии Васильевне, именно в тот период она ушла из жизни.

Галерея, повествующая о боевых действиях на Северном Кавказе. Алая стена, прошитая автоматной очередью. Загляни — и в каждом отверстии увидишь страшные кадры чеченской войны.

События 1993 года отражены в зале «День четвертый. Рождение Конституции». Здесь мы видим мониторы телестудии, где транслируется обращение Ельцина к гражданам России по поводу возникшего в стране конституционного кризиса. Массовые беспорядки на улицах Москвы, блокада Дома Советов, милицейские щиты, многочисленные жертвы — было и это в истории 1990-х. Итогом «октябрьского путча» стало принятие Конституции, где закреплены основные права и свободы граждан. Главный закон страны зачитывается в музее по-особенному — так, что каждое слово проникает в сердце.

В следующем зале мы окунаемся в атмосферу избирательной кампании «Голосуй или проиграешь». И оказываемся в предвыборном штабе Ельцина, оснащенном самыми современными по тем временам (а по нынешним — допотопными) компьютерами, принтерами и прочей оргтехникой. Рейтинг Ельцина на старте невероятно низок — всего около пяти процентов, а соперничать приходится с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым и популярным в народе генералом Александром Лебедем.

А вот и главные герои избирательной кампании, правда, в утрированном виде: на стенде за стеклом — персонажи знаменитой программы «Куклы», выходившей на НТВ.

«День шестой. Президентский марафон» повествует нам о закате ельцинской эпохи. Памятное событие той поры — дефолт, который иллюстрируют жирные графики и комментарии тогдашнего премьера Сергея Кириенко.

И вот мы подходим к финалу — «Дню седьмому. Прощание с Кремлем». Мы стоим в кремлевском кабинете президента с той самой мебелью, обоями и прочим антуражем, что были в реальности. Именно здесь Ельцин произнес знаменитую фразу: «Я устал, я ухожу». Его прощальную речь мы слушаем в абсолютной тишине. «Берегите Россию», — завещает он своему преемнику Владимиру Путину.

Осмыслить период более чем в десятилетие, познакомиться со всем материалом, представленным в музее первого президента, за один день в принципе невозможно. Зал свободы, завершающий экспозицию, заставляет задуматься еще раз: а чем была для нас та эпоха?

Судить ее легко, что и делают сегодня многие, проклиная и «лихие 90-е», и первого президента страны. Но музей хоть и не заостряет, но и не обходит стороной проблемы и ошибки, а пытается объяснить, что же тогда происходило и почему глав­ный политик страны принимал то или иное решение. Следовать этой трактовке, выдвигать свои версии, критиковать «ельцинский режим» или захлебываться в ненависти к тому периоду и людям, вершившим историю, — дело каждого. На то она и свобода, за которую, кстати, так ратовал Борис Ельцин.

Когда год назад открывали этот музей, супруга первого президента России Наина Иосифовна Ельцина сказала, что в стране теперь заложена новая политическая традиция — уважительного отношения к ушедшим со своего поста президентам и их наследию. Вот уважительного отношения к истории и ее героям, пожалуй, и не хватает нам сегодня. Может, еще не наступило время спокойных и взвешенных оценок? И музей такой появился раньше, чем мы можем это принять без извечных проклятий в свое прошлое?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Музей не нашего времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру