В Челябинске золотой состав «Ариэля» вновь вышел вместе на сцену

Афиша концертного зала имени Сергея Прокофьева оповестила любителей музыки: 11 ноября состоится творческий вечер музыканта, композитора, заслуженного артиста РСФСР Валерия Ярушина. В юбилейной авторской программе «Линия жизни» примут участие музыканты золотого состава «Ариэля», которые откликнулись на предложение Ярушина вместе выступить в концертной программе.

В Челябинске  золотой состав «Ариэля»  вновь вышел вместе на сцену

…Воодушевленный предстоящим зрелищем, у входа в зал весело поприветствовал Виктора Лебедева, руководителя нашего знаменитого ансамбля «Малахит», и его супругу Ольгу Ивановну: «С праздником!» Пожимая руку, Виктор Григорьевич ответил в тон моему настроению: «Ну, если считать соединение любимых артистов на сцене, то это да, большой праздник может быть, с которым хочу поздравить всех». И вдруг стало понятно, что у предстоящего концерта особый нерв. На него пришли те, кто любит, помнит и надеется.

Первый состав, первые победы

Держу в руках первый виниловый диск ансамбля, тиражированный фирмой «Мелодия» в 1974 году, который бережно сохранен в моей домашней фонотеке вместе с более поздними грампластинками ариэлевцев. На конверте коллективный портрет музыкантов: «шеф» «Ариэля» Валерий Ярушин вместе с соло-гитаристом Сережей Антоновым на переднем плане. За ними — клавишники-вокалисты Сергей Шариков и Ростислав Гепп. За ударной установкой — скрипач, вокалист Борис Каплун. Положил руки на гриф ритм-гитары Лев Гуров. Молодые лица, кумиры моего поколения. На обороте конверта грампластинки слова народного артиста РСФСР Никиты Богословского, известного композитора, члена жюри V Всесоюзного конкурса артистов эстрады: «…Никогда еще до «Ариэля» мне не приходилось наблюдать такого бережного отношения именно к русской песне, талантливого обогащения первоисточника современными гармониями и ритмами, нисколько не компрометирующими чистоту и ясность народного мелоса. Слушая фантазии на темы «Отдавали молоду» и «Не улетай, лебедушка», произведения сложной формы, с широко развитыми темами, созданные Валерием Ярушиным, с радостью замечаешь, что традиционные инструменты (рояль, три гитары, электроорган и ударные) умело и к месту воспроизводят тембровое звучание таких исконно русских инструментов, как гармонь, балалайка, рожок. А голосовая партитура обработок по своим гармониям, ритмам, исполнительской манере весьма близка к традициям народного русского хорового пения».

Как пишет Богословский, он был горячим участником споров по поводу присуждения премий. И только в отношении «Ариэля», подчеркивает мэтр, спора не было — все единодушно голосовали за первую премию.

А начиналось с «танцулек» в горсаду

Крутится диск пластинки, пробуждая воспоминания. Как в песне Валерия Ярушина: «Зимы и весны, дней не сочтенных полно…» Тогда, как в словах песни, было время искать свой белый парус в море, видеть маяк, который освещал бы путь к мечте.

Давненько мы не виделись с Валерием Ивановичем. Последняя памятная мне встреча состоялась в телерадиоцентре «Восточный экспресс». Ярушин, как всегда энергичный, жизнерадостный, несмотря на непростой жизненный период, заехал, чтобы обсудить возможность записи концерта созданной им группы «Иваныч». С деловой темы порой соскальзывали в воспоминания. Валера говорил о родителях — Иване Андреевиче и Анне Ивановне. Посмеялись над тем, что юного гармониста в музыкальную школу не приняли, посчитав, что у него нет слуха.

А еще повздыхали, как в хите: «Ты помнишь, когда-то сюда мы бегали, ребята, глаза блестели, как агаты, и на щеках играла кровь». Это про танцы в городском саду имени Пушкина, где играл «Ариэль». Для молодежи семидесятых это были не только «танцульки», но и своеобразный ликбез: там меломаны «вживую» знакомились с музыкой зарубежных ансамблей, которую исполнял «Ариэль».

А еще помню, как вместе с друзьями караулил программу радиостанции «Маяк», которая называлась «Запишите на ваши магнитофоны», где звучала музыка «Червонных гитар», польских джазистов, песни Карела Гота, даже таких групп, как «Би Джиз», и в том числе ариэлевские записи.

Почитатели ВИА из столицы Южного Урала наверняка помнят о давней музыкальной передаче челябинского телевидения, снимавшейся, кажется, в кафе «Юность». В одной из них участвовал коллектив Дворца культуры завода имени Колющенко «Аллегро», руководил которым Валерий Ярушин, и ансамбль — да-да, не удивляйтесь — ­«Ариэль» пианиста Льва Фидельмана, созданный еще в 1966 году и очень популярный у молодых челябинцев. Тогда в музыкальном состязании «Аллегро» занял первое место, и тогда же родилось предложение объединить лучших музыкантов конкурирующих ансамблей. 7 ноября ребята собрались у Фидельмана, руководителя «Ариэля-66», ­который в торжественной обстановке передал бразды правления Валерию Ярушину. С этого все и началось. Было решено отмечать 7 ноября как всенародный праздник и как день рождения «Ариэля».

На сцене с Пугачевой

Но все это было присказкой. Из-за ограниченной газетной площади придется опустить подробности музыкальной жизни «Ариэля» за значительный период. Отметим лишь некоторые события. Это победы на музыкальных конкурсах разных рангов. «Ариэль» почти двадцать лет отработал в челябинской филармонии. Его гастроли прошли в тринадцати зарубежных странах. Ярушину в 1988 году присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». На фирме «Мелодия» записано пять сольных дисков-гигантов. Прекрасно приняты публикой рок-опера «Емельян Пугачев», рок-оратория «Мастера», рок-дума «Слово о полку Игореве»…

К сожалению, к этому периоду относится и драматическое событие. Из-за разногласий, возникших в творческом коллективе, руководитель ансамбля покидает свой пост.

А дальше — создание в 1989 году группы «Иваныч», в 2002-м выходит на сцену «Ариэль Валерия Ярушина», с 2004 года именитый отец вместе с дочерью Аленой участвует в ежегодных фестивалях музыки «Битлз». К этому же времени относится работа над авторскими сольниками, а также книгой и фильмом, в которых — откровенный рассказ о разных эпизодах насыщенной творческой жизни.

И вот в главном концертном зале Челябинска очередной творческий отчет — вечер-концерт Валерия Ярушина «Линия жизни». И главная его фишка — совместное выступление музыкантов первого состава «Ариэля» через 27 лет после случившегося разлада.

Лишь однажды после ссоры и последовавшего за ней расставания они спели на сцене театра драмы вместе, отмечая 25-летний юбилей группы. Кстати, кто помнит, в том концерте приняла участие Алла Пугачева, которая, выступив в Челябинске, специально для этого задержалась в городе на день.

Дави на газ, играя джаз

Когда в соцсетях стала обсуждаться новость, невольно задал себе вопрос: насколько драматичным было это событие для музыкантов и их поклонников? Сдается мне, что потери были восполнимы. Не ушел со сцены и с концертных афиш «Ариэль» образца 1970 года. Безусловно, произошли в нем перемены. Но ведь это всегда случается при выборе нового пути.

Композитор и певец Валерий Ярушин тоже не опустил руки, а даже поддал «творческого газа», в чем убедились еще раз его многочисленные поклонники, до отказа заполнившие концертный зал 11 ноября. Программа творческого вечера-концерта представила уже известные и новые произведения в исполнении группы «Иваныч», где солировал сами понимаете кто. В рок-н-ролльном стиле прогремела песня про челябинский метеорит, сказами Павла Петровича Бажова навеяна композиция «Каменный цветок». Успех творческого содружества с поэтами-земляками подтвердили песни на слова Сергея Семянникова, Константина Скворцова, Сергея Смирнова и других. Великолепными были выступления в концерте Челябинского камерного хора имени В.Михальченко под руководством Ольги Селезневой, ансамбля «Уральский диксиленд» народного артиста России Игоря Бурко.

А как блистали на сцене филармонии дети нашего виновника торжества! Рок-вокалистка Алена Ярушина восхитила не только мастерским исполнением джазовых композиций, но и глубоко проникновенным пониманием русской народной песни. А как звучал рояль, безоговорочно повинуясь композитору и весьма одаренному пианисту Олегу Ярушину! Это надо было видеть и слышать.

И какие овации были наградой музыкантам!

Но все с нетерпением ждали выступления во втором отделении «Ариэля» золотого состава. Пусть он был неполным (не стало Сережи Антонова и Левы Гурова), но, как когда-то, сел за ударные Борис Каплун, за фортепиано — Ростислав Гепп, к синтезатору встал Сергей Шариков, ударил по гитарным струнам Валерий Ярушин, и под гром аплодисментов вновь зазвучали нестареющие хиты знаменитой на весь мир группы. А потом растроганный зал стоя приветствовал шквалом аплодисментов не менее растроганных музыкантов, не отпускал их со сцены, одаривал несмолкающими овациями. Они, любимцы публики, стояли, взявшись за руки, и стоял, хлопая в ладоши, весь зал, охваченный бурей чувств, у многих блестели слезы в глазах! Борис Каплун, не сдержавшись наплыва эмоций, громко провозгласил в микрофон: «Это — Челябинск!» Праздник единения, соединения, объединения — читайте как хотите — состоялся! И радовались ему все от души.

Остается добавить, авторский вечер Валерия Ивановича Ярушина был приурочен к 80-летию филармонии. И примечательно, что в этот день на большой сцене появилась и внучка певца и композитора Анастасия — правда, пока на руках у папы Олега, но вы же знаете, как быстро летят «зимы и весны».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Хиты, овации, слезы…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру