Режиссер челябинского театра раскрыл секреты «оживших» кукол

Собственно говоря, я так и представлял себе рабочий кабинет главного режиссера Челябинского театра кукол, заслуженного артиста РФ, лауреата национальной премии «Золотая маска» Александра Владимировича Борока. Фотографии из спектаклей на стенах, детали реквизита, куклы, которые будто заглянули сюда на минутку перед выходом на сцену, и другие разности, дающие возможность сразу понять, что для моего сегодняшнего собеседника является самым главным. Конечно, театр, который живет в нем и в котором живет он сам.

Режиссер челябинского театра раскрыл секреты «оживших» кукол
Александр Борок и «великие Петрушки».

Это для зрителей театр начинается с вешалки, а для челябинцев этот театр начался с балаганного Петрушки, которого привезли в наш город из Москвы Нина и Павел Гаряновы. Очарованные куклой старого мастера, открывшие для себя ее актерские способности, они загорелись идеей создания кукольного театра в Челябинске. И это случилось. Сначала складная ширма, куклы в чемоданах, нечастые выступления. Но 2 октября 1935 года театр получил статус государственного и открыл свой первый сезон спектаклем «Каштанка». Это начало кукольной театральной истории, тесно связанной с жизненной историей моего собеседника.

Детская игра доводит до добра

Их было четыре друга-единомыш­ленника: Сергей Плотов, братья Александр и Владимир Гутеневы и Александр Борок.

— Мы были увлечены лепкой из пластилина. Из него рождались человечки ростом примерно сантиметров двенадцать. У каждого их было не менее сотни. Они жили в отдельных, созданных нашей фантазией капиталистических государствах, — начал погружаться в прошлое Александр Владимирович. — В них были свои президенты, свои гангстеры, театры и все прочее, что есть в любой реальной стране. С ними мы разыгрывали спектакли, которые сами придумывали. Для популярной в нашем кукольном мире рок-группы Bubi записали аж три альбома: «У Христа за пазухой», «Беседы старого дуршлага» и «Сломанатую дудку». В государствах были деньги и бумажные, и металлические. Последние мы изготавливали, расплющивая молотком кусочки алюминиевой проволоки. Все пластилиновые люди были одеты, каждый имел имя, биографию. На киностудиях мы снимали фильмы, но не на кинопленку, а используя фотоаппарат. Потом печатали снимки, собирали их в альбом, записывали фонограмму на магнитофон и, переворачивая страницы, демонстрировали их таким образом.

Но в то время никто из друзей в театре кукол работать не собирался. Борок мечтал поступить во ВГИК, стать кинорежиссером. Он очень много знал о важнейшем из искусств, примером для него был Василий Макарович Шукшин. Саша перед поступлением в институт решил, как и писатель, жизнь «понюхать».

— Пошел я устраиваться на работу, но из-за плохого зрения никуда меня не принимали, — вспоминает непростое время Александр Владимирович. — Нашлось только место монтировщика в театре кукол Омска. В этом городе я родился, учился и вот теперь стал работать. Изнутри все увидел и, отработав год, подумал: зачем мне это кино? Пойду-ка я учиться на актера театра кукол.

В Питере, так называли Ленинград в советское время, он поступил в ЛГИТМиК — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Это был год 1980-й. Вспоминает Александр Борок:

— Валерия Вольховского, Виктора Шраймана и Рейна Агура сейчас называют именитыми режиссерами. А тогда это были авангардисты, работать с которыми мечтали все студенты. Меня и мою сокурсницу Арину Жарикову Валерий Аркадьевич Вольховский взял в Челябинский театр не глядя. И еще нам, свежеиспеченным выпускникам, повезло в том, что мы сразу приняли участие в постановке нового спектакля. До сих пор «Аистенок и Пугало» играется первым составом. И куклы, сделанные более тридцати лет назад, также живут на сцене. За это время ничего не менялось, что уникально само по себе. Теперь спектакль, поставленный в 1984 году, считается легендарным.

Сцена из спектакля «Аистенок и Пугало».

Александр Борок к тому же был введен режиссером во «взрослые» спектакли — «Карьера Артуро Уи» , «Мертвые души», «Жанна д’Арк», «Соломенный жаворонок». Это, по его оценке, дорогого стоит.

«Черный театр»

— С уходом из театра Валерия Вольховского, а позже — режиссера Михаила Хусида для нас наступило безвременье, — рассказывает Борок. — Мы с Сергеем Плотовым решили не унывать и создали свой — «Черный театр». И стали там делать то, что нам нравится. Потому что нам не все нравилось, что делается на официальной сцене. Началось, как это часто бывает, с капустников. В преддверии 8 Марта появились «Вздохи» — наше видение популярной тогда программы «Взгляд». Потом абсолютно случайно получился капустник «Спокуха, Маша!». Московский режиссер работал у нас над постановкой по повести Пушкина «Дубровский», не принятой худсоветом. Спектакля нет, но матчасть осталась. И мы с Плотовым на ее основе создали рок-оперу, которую сыграли всего два раза. Потом я и Сергей долго ходили и рассказывали, что собираемся поставить спектакль «Рассказы о Ленине». Но ничего не делали. А вернувшись с гастролей в Германии, неожиданно узнали, что «Рассказы…» уже в афише программы областного фестиваля. Срочно за оставшиеся две недели наш «Черный театр» этот спектакль «родил» и показал на фестивале. И хорошо показал.

С «Рассказами…» было много всяких приключений. Началось с того, что управление культуры области приходило к нам в театр и пыталось убедить, что не стоит этот спектакль показывать. Чиновники не знали, как себя вести во времена перемен, а потому старались перестраховаться.

Потом театр поехал на гастроли в Читу, и мы с Плотовым прихватили свой спектакль. К тому времени уже расцветало коммерческое телевидение, и на одном из каналов Забайкалья появилось большое интервью по поводу нашего приезда с показом фрагментов спектаклей. И тут началось. Сцену для «Рассказов…», как по уговору, стали отказываться предоставлять один Дворец культуры за другим. А когда в гостиничном номере нам поставили телефон, мы поняли, что он для упрощения прослушки наших переговоров с администрациями ДК. Словом, в Чите не дали нам его сыграть. Прибыв в Улан-Удэ, рекламу о постановке мы там не давали. И, несмотря на ее отсутствие, спектакль показали. Но тогда я понял: информация — великая вещь.

Добавим к сказанному, что «Черный театр» поставил еще «Невольные переводы из Шекспира», «Вещь». Был неоднократным лауреатом международных фестивалей, пятикратным призером Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза».

Петр Уксусов в балете «Лебединое озеро»

В одной из сценок «Петрушка и городовой», популярной в XIX веке, блюститель порядка говорит Петрушке: «У тебя пашпорта нет». «Как нет? — возмущается Петрушка. — По пашпорту я Петр Иванович Уксусов!»

Сегодня Петрушка, уважительно — Петр Иванович, отличился в постановке балета на музыку Чайковского.

— Студенты третьего курса нашего института искусств обожают Петрушек, делают их сами. Потом мы с ними ставим спектакли. В недавно сделанном полуторачасовом «Лебедином озере» участвуют только Петрушки, — демонстрирует мне необычных солистов балета Александр Владимирович.

— Да, такое трудно представить!

— Почему? Все обусловлено только темой и литературным материалом, — без тени сомнения в голосе говорит главреж. — Театр не привязан к какой-то одной системе кукол. У нас есть спектакли, где «работают» и марионеточные, и перчаточные, и тростевые, и планшетные «актеры». Иногда собираем их на сцене вместе.

— Театр кукол — а на сцене актеры-люди. Имею в виду «Историю любви».

— Ничего удивительного. Был конкретный материал, в котором использовать куклы невозможно. На тот момент в нашем театре было пять поющих актрис, и они сыграли спектакль, в основе которого городской шансон.

Несколько слов о результатах творчества. Театр кукол Челябинска — лауреат Государственной премии. В его новейшей истории две «Золотые маски», премия имени Федора Волкова. Справедливо, что ЧТК в списке лучших театров России.

Режиссерские гастроли

— Если я поставил спектакли в других театрах, то это потому, что меня туда приглашали. Не люблю себя предлагать, — Александр Борок откровенен в разговоре. — Кроме того, есть театры, в которые хочешь ехать, и наоборот. Работа «на выезде» дает очень многое: в новом творческом коллективе порой приходится и себя преодолевать, преодолевать противодействие людей, с которыми работаешь. А иногда все замечательно складывается.

Три года, с 2005-го до 2008-го, я ездил только на постановки спектаклей разных жанров. На постановочный период пришлись работы в Вологодском театре, театрах Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Нижневартовска, Екатеринбурга.

А потом снова родной для меня театр кукол, который сегодня берет в репертуар самые серьезные пьесы. В Челябинске мы проводим единственный в России, а может, и в мире фестиваль спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок».

Сколько людей, столько идей. Они рождают прекрасные традиционные и новаторские постановки. Театр движется вперед.

— И все же театр кукол — театр для детей…

— В трудные 90-е нас, наверно, спасло то, что мы прежде всего детский театр. И наш совсем юный зритель, к счастью, всегда до отказа заполняет зал. Это замечательный зритель. Он как был наивным, благодарным, трепетным, верящим в сказку — не изменится до тех пор, пока верит в Деда Мороза. Верит независимо от наличия планшетов и иных гаджетов.

Вместо послесловия

Недавно Александр Владимирович прочитал книгу «Мой муж Даниил Хармс» — воспоминания супруги писателя Марины Малич (Дурново). Всего пятьдесят страниц, всколыхнувших его до глубины души. Эту книгу-монолог он хочет перенести на сцену. Хармс для него — отдельная история, отдельная любовь. Это для взрослых. А для детей задуман музыкальный спектакль, в основе которого «Детский альбом» Чайковского. У Александра Борока особое отношение к музыкальным постановкам.

И еще. Борок — фамилия театральная. Вместе с Александром Владимировичем работает его супруга Елизавета. Дочь Василиса — актриса Екатеринбургского ТЮЗа. И только сын Степан пока с выбором не определился по причине малого возраста: ему всего лишь два года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Великие Петрушки Александра Борока

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру