Корреспондент «МК-Урал» выяснил, созданы ли в Челябинске условия для инвалидов

В декабре отмечался Международный день инвалидов. Часто ли вы, прогуливаясь по Челябинску, встречаете людей с ограниченными возможностями? Лично я — нет! Как так вышло, что их лишь изредка можно увидеть в городе-миллионнике? Возможно, причина их заточения кроется вовсе не в нежелании выходить в свет, а в неприспособленности городской среды для их передвижения? Мы решили проверить, насколько столица Южного Урала открыта и дружелюбна к тем, кто оказался за чертой привычной жизни. Компанию корреспонденту «МК-Урал» составил инвалид-колясочник, председатель общественной организации инвалидов «Социальная инициатива» Евгений КОРОБЕЙНИКОВ.

Корреспондент «МК-Урал» выяснил, созданы ли в Челябинске условия для инвалидов
Фото: Анастасия Копылова

Транспорт для особенных пассажиров

Одним из первых мест, которое решено было проинспектировать, стала остановка общественного транспорта в центре города. Впрочем, можно было выбрать и любую другую — разницы практически никакой: многие из них инвалиды попросту не одолеют из-за ступеней и отсутствия пандусов. А ведь это гостевой маршрут… Попробуй заберись — прямо аттракцион получается!

— Я живу в Ленинском районе. Здесь ездит транспорт на любой вкус, вот только он недоступен для маломобильных групп населения. А чтобы добраться до низкопольного транспорта, мне нужно сначала каким-то образом преодолеть пешеходный мост, ведущий к железнодорожному вокзалу, — с горечью говорит Анастасия Лебеда. — По району передвигаюсь самостоятельно, но зимой это делать сложно, поэтому вызываю такси.

Сначала наша героиня надеялась, что сможет время от времени пользоваться услугами социального такси, но оно оказалось для нее недоступным.

— Мне сказали, что на нем я могу попасть только в социально значимые места, например в стоматологию, поликлинику, управление соцзащиты или морг. Но к одним специалистам я добираюсь самостоятельно, так как живу неподалеку, а к другим мне еще рано, — смеется девушка. — Зимой, чтобы не опаздывать на работу из-за неубранных тротуаров и засыпанных снегом бордюров, вынуждена постоянно пользоваться услугами такси. Заказываю машину через приложение и обязательно указываю, что нужен пустой багажник для инвалидной коляски.

Пытаясь хоть как-то решить проблему, местные власти стали закупать низкопольный транспорт. Первые автобусы, удобные для людей с ограниченными возможностями, появились в Челябинске около пяти лет назад. Тогда, в 2011 году, было приобретено десять машин. Сегодня по городу курсируют 48 автобусов и один трамвай, оборудованные аппарелями для заезда инвалидов-колясочников. Ситуация, безусловно, улучшилась, но проблема все же осталась.

Ознакомиться с расписанием и временем прибытия низкопольного транспорта на конкретную остановку можно на сайте МУП «Челябавтотранс». Благодаря этому пассажиру удобно подстроиться под его график. Вот только мы не беремся судить, насколько он соблюдается.

Кроме того, недавно в городском транспорте появились желтые таблички с точками — информацией шрифтом Брайля для слабовидящих. На них указано название предприятия, обслуживающего данный маршрут, и телефоны контролирующих органов, по которым можно обратиться с жалобами. Власти также позаботились и о слабослышащих: в салонах установили световые табло с бегущей строкой, где сообщается о маршруте, остановках и температуре на улице.

Комментарий

Евгения КОРОБЕЙНИКОВА:

— Остановки общественного транспорта мало чем отличаются друг от друга. В городе нет ни одного доступного остановочного комплекса. Однако это лишь малая часть проблемы, нужно менять всю инфраструктуру.

Низкопольный транспорт расставляется на маршруты с учетом рекомендаций экспертов. Большую часть города все же удалось перекрыть ими.

Поход в магазин напоминает испытание

Следующий пункт нашей инспекции — магазин шаговой доступности. Казалось бы, владельцы кофеен, булочных и мясных лавок априори должны сделать все для того, чтобы получить лишнего клиента… Но не тут-то было! В большинство магазинов попросту не попасть из-за отсутствия подъемника или пандуса, а в местах, где они все-таки есть, тоже возникают сложности.

О том, насколько сложно колясочнику приобретать продукты рядом с домом, рассказал Игорь Мантуров. Мужчина, несколько лет назад оказавшийся прикованным к инвалидному креслу, вынужден отовариваться в одном из сетевых магазинов на улице Молодогвардейцев.

— Магазин и аптека находятся в одном помещении, рядом есть еще небольшой рынок. Здесь можно купить все, что нужно. Это было удобно до тех пор, пока не случился ремонт. Пандус перенесли, а двери поменяли… Все новое и красивое, но вот о людях не подумали, — говорит челябинец. — Пандус установлен под скатом крыши, дождь стекал на него сплошной стеной, а зимой начал скатываться снег. Согласитесь, неожиданная радость для поднимающегося инвалида или мамы с коляской. Мало того, что из-за подтаявшего снега пандус превращается в горку, так еще и перила покрываются льдом и сосульками! А двери — это отдельная история. Они настолько тугие, что открыть их без посторонней помощи просто невозможно. В общем, каждый поход в магазин напоминает мне прохождение квеста!

Комментарий

Евгения КОРОБЕЙНИКОВА:

— Коммерческие объекты — это огромная проблема. Если крупные торговые комплексы изначально строятся доступными, то владельцы среднего и мелкого бизнеса отказываются тратить денежные средства на создание доступной среды для инвалидов. Более того, они нередко прибегают к различным махинациям. Например, берут в аренду электромеханические подъемники, вызывают на место представителей управления архитектуры и отчитываются перед ними о проделанной работе. Как только им выдается разрешение на перевод объекта из жилого в нежилое, комплексы загадочным образом исчезают. Получается, что все делается ради заветной галочки.

На спектакль без преград?

Мы не могли обойти стороной культурные заведения. К тому же был повод: недавно перед инвалидами распахнул свои двери Камерный театр. Благодаря целевой программе «Доступная среда» руководство учреждения решило приобрести универсальный лестничный подъемник.

Фото предоставлено министерством культуры области

На данный момент это единственный в области театр, оборудованный подобным образом. При входе установлена кнопка вызова. Человек подъезжает, нажимает ее, вызов отражается на пульте, установленном в кассе театра. Администратор выходит с подъемником и помогает зрителю с ограниченными возможностями подняться по ступенькам.

А для тех, кто имеет проблемы со слухом, в зрительном зале установили стационарную информационно-индукционную систему «Исток», усиливающую звуковосприимчивость и позволяющую воспринимать происходящее на сцене. Для людей со слабым зрением разместили информационные стенды со шрифтом Брайля, а также звуковую справку.

Спектакль «Третья голова» уже успели посмотреть около двух десятков челябинцев с ограниченными возможностями. Впрочем, они смогли не только насладиться представлением, но и лично оценить нововведения.

— Печально, но по существу в театре ничего не изменилось. Все так же нет перил на крыльце и пандуса ни при входе в театр, ни на подходе к зрительному залу. Мне, чтобы подняться, нужна помощь того, кто рядом, а в гололед не помешала бы поддержка с двух сторон, — делится наблюдениями Лариса Раковская, имеющая проблемы с опорно-двигательным аппаратом. — Оказавшись внутри, я не сразу заметила перила, которые скромно притаились у стен зала. Они, конечно, там нужны, но не помешало бы подумать и об оснащении устойчивыми перилами крыльца и прочих ступенчатых сооружений. А то у нас все, как обычно: не с начала и не до конца.

Комментарий

Евгения КОРОБЕЙНИКОВА:

— Большинство социально значимых объектов отвечают требованиям «Доступной среды». Так, не вызывают нареканий здания управлений соцзащиты, комплексных центров, администраций, поликлиник и различных управлений. Трудности, которые есть в государственных учреждениях, устраняются. Проблема заключается лишь в финансировании, которого не хватает. Сейчас очень сложная экономическая ситуация, но государство делает все, что может.

Дома подстроят под инвалидов

Если от походов в театры и библиотеки еще можно отказаться, то от посещения врачей, тренировок и, наконец, рабочего места — вряд ли. И тут встает вопрос: как добраться до нужного места, преодолев сначала несколько лестничных проемов? Ответ знает член сборной России по керлингу на колясках Дарья Щукина. В свое время спорт­сменка рассказывала одному из местных СМИ, как она попадает домой.

— Мы живем в Металлургическом районе, в доме на третьем этаже, лифта нет. Иногда приходится стоять у подъезда и ждать прохожих, чтобы кто-нибудь помог. В принципе, много людей, которые откликаются, — говорила спортсменка.

С этой проблемой также не понаслышке знакома молодая мама Алина Хайруллина, которая передвигается только на коляске.

— Сейчас мы с семьей живем в квартире на восьмом этаже. И раньше выходить на улицу было проблематично, но с появлением ребенка это стало еще сложнее, — признается девушка. — Чтобы было меньше хлопот и забот, решили приобрести жилье в строящемся доме, но не тут-то было! В новой квартире даже туалет с балконом недоступны. Хотя, замечу, застройщик знал, что я являюсь инвалидом. Сейчас составила претензию, ждем ответа. Очень надеюсь, что ситуация разрешится все-таки в мою пользу, и я смогу без особых проблем выходить с дочкой на прогулку!

Получается, что о доступности в пяти­этажках остается только мечтать? Ведь в них навряд ли когда-то сделают лифт или установят подъемник — уж слишком большие затраты! Однако решение проблемы появилось минувшим летом, когда вступили в силу новые требования, согласно которым дома, где проживают инвалиды, должны быть переделаны под их нужды. При этом все работы предстоит оплачивать из регионального или муниципального бюджетов.

Если до сих пор техническому оснащению жилых помещений не уделялось должного внимания, то теперь ситуация должна измениться. Ведь премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление правительства. В новом документе четко прописаны требования для дома с жильцом-инвалидом. Например, согласно нормам во дворах таких строений должно быть нескользкое покрытие с зазорами не шире 1,5 сантиметра для беспрепятственного проезда кресел-колясок, а подъезды и лестницы — оборудованы пандусами.

Комментарий

Евгения КОРОБЕЙНИКОВА:

— Государству необходимо поддержать тех людей, которые хотят переехать из недоступных квартир в доступные. Например, перебраться с пятого этажа на первый. Раньше успешно реализовывалась программа предоставления жилья по договорам социального найма, но сейчас она, увы, не работает.

В свое время я, оказавшись в инвалидной коляске, тоже столкнулся с трудностями. Однако благодаря моему дедушке у нас в доме оперативно установили пандус, появился вход через балкон. Сейчас, переехав в многоэтажку, таких проблем, конечно, не испытываю.

Поразительно, но получается, что на людей с проблемами у нас не обращают должного внимания, хоть для этой категории граждан и создаются необходимые условия. Хочется верить, что однажды городская среда все-таки станет доступной для инвалидов и мы все наконец-то окажемся в равных условиях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Жизнь как полоса препятствий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру