«Цирк — это в первую очередь животные»

Знаменитая дрессировщица рассказала «МК» о семейных традициях и уникальных номерах

12.01.2017 в 08:22, просмотров: 2339

В эти выходные, 14 и 15 января, еще можно посмотреть заключительное представление цирка «Сюрприз», художественным руководителем которого является известная российская дрессировщица Марица Запашная.

«Цирк — это в первую очередь животные»
фото: Юлия Боровикова

У самой Марицы в новогодней программе номер с кавказскими овчарками, а у ее сына Дана — с двумя шимпанзе-акробатами Мальтой и Боней. О том, с какими трудностями сталкивается сегодня русский и зарубежный цирк, почему в квартире нежелательно держать крупную собаку, во сколько раз шимпанзе сильнее боксера, говорим сегодня с Марицей Запашной.

— Марица Вальтеровна, у нас, наверное, цирковых династий, таких, как ваша, раз-два и обчелся…

— Были династии Филатовых, Волжанских, Дуровых. Филатовы работают, а Волжанские практически распались. Запашные действительно одна из старейших династий. Начиналась она с акробатов — людей, владеющих всеми жанрами в цирке. Первым дрессировщиком стал мой отец — Вальтер Запашный. По его стопам пошел брат Мсти­слав, создавший номер «Слоны и тигры». А потом и все остальные — я, мой двоюродный брат Мстислав, братья Эдгар и Аскольд. Сын Ярослав ассистирует отцу, Дан работает с шимпанзе. То есть династия Запашных уже имеет продолжение.

— Ваш творческий путь начинался с дрессировки хищников?

— Я начинала с лошадей. Занималась конным спортом, репетировала с отцом гротеск. Потом выпустила кавказских овчарок, после чего долгое время работала с черными пантерами и леопардами. Сейчас вернулась к овчаркам. Я единственная, кто работает групповой номер с кавказскими овчарками. Считается, что это чабанно-охранная собака, которая дрессуре не подлежит.

— Как так случилось, что ваш сын Дан увлекся обезьянами? Ведь никто из Запашных с шимпанзе не работал.

— Мой отец начал заниматься с Даном, когда ему исполнилось девять лет. Я, зная, какой это адский труд — всю жизнь переезжать по гостиницам, вообще не хотела, чтобы мой сын шел по нашим стопам. Но, видимо, кровь все-таки дала о себе знать. Дан освоил практически все жанры в цирке — работал и акробатом, и жонглером на мотоцикле. И так как у нас в семье никто не дрессировал шимпанзе, он выбрал этих животных. На сегодня я могу сказать совершенно объективно: акробатическая пара шимпанзе — единственный номер в мире. Есть дрессированные шимпанзе, выполняющие определенные трюки, но чтобы работать в паре как два акробата — такого еще не было. И сомневаюсь, что это сможет кто-то повторить, поверьте мне. Шимпанзе — высокоинтеллектуальные, но и очень опасные животные. Моментально впадают в агрессию, а в своей агрессии они в четыре-пять раз сильнее профессионального боксера. Надо находить с ними общий язык, вовремя успокоить.

— В Цирке дю Солей вообще нет животных — это принципиальная позиция руководства компании.

— А это и не цирк. Скорее постановка с элементами циркового искусства. В моем понимании цирк — это в первую очередь животные. Таков русский цирк. Помните крылатую фразу из Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Вот это и есть цирк. Чтобы ребенок приходил, и в его маленькой душе возникало чувство любви к брату меньшему своему.

— Получается, что животные есть преимущественно в русском цирке? А за рубежом?

— За рубежом было очень много животных, но сейчас пошел запрет по ним, особенно по слонам. Не могу понять, почему зеленые накинулись на цирк. Почему бы им не заняться состоятельными людьми, которые покупают экзотических животных и те очень скоро гибнут? Даже содержание в квартире крупной собаки — мучение для животного. Чтобы у собаки был хороший моцион, ее надо выгуливать четыре-пять раз в день! А в цирке животные — это наш образ жизни, они для нас партнеры. Мы зависим от них.

— Марица Вальтеровна, вы видели цирк в разные времена. Вам не кажется, что при советской власти ему уделялось гораздо больше внимания? Клоуны, например, были властителями дум, их фамилии все мальчишки знали. А сейчас очень мало хороших реприз.

— Меняется менталитет, время и, естественно, репризы. В Екатеринбурге под руководством Анатолия Марчевского проводятся клоунские фестивали, и там очень много талантливых молодых людей с отличными постановками. Большинство уезжает за рубеж. Мы теряем и гимнастов, и акробатов. Средняя зарплата циркового артиста — 25 тысяч рублей в месяц, при этом он каждый день рискует жизнью и вынужден содержать всю семью: во многих цирковых семьях жены не цирковые, а значит, и не работают. Бюджет российского цирка все время сокращается. Мне страшно, что это может привести к замене громадных стационарных цирков на цирки-шапито.

— Челябинский цирк — один из таких гигантов, построенных в советское время. Почему он не попал в первую пятерку цирков, где был проведен капремонт?

— Я была здесь, когда мне было 18 лет. Это был великолепный цирк. Громадное здание в центре города, два манежа. Два года назад стоял вопрос о его реконструкции. Сюда приезжали из Министерства, давали интервью. Челябинск — город-миллионник, реконструкция цирка необходима. Но это вопрос к Министерству культуры России, а не к директору челябинского цирка Рихарду Илгачу. Сейчас его пытаются во всем обвинить, в Интернете льется поток негативной информации. Люди не понимают того, о чем говорят. Ситуация в российском цирке сейчас такова, что директора полностью отрезаны от финансовых потоков. Все, что собирает касса, уходит на расчетный счет Росгосцирка. Мы не раз поднимали этот вопрос, думаю, сдвиги в этом направлении будут. А про Илгача хочу сказать: он знает цирк от А до Я, таких директоров сейчас единицы. И, несмотря на отсутствие реконструкции, внутренняя атмосфера в челябинском цирке хорошая. К артистам относятся с большим уважением, и все они чувствуют себя комфортно.

 


МЕНЯЕМ БИЛЕТ НА ОТВЕТ!

Уважаемые читатели! Ответьте правильно на вопрос:

Клоунам в цирке запрещено есть семечки перед представлением. С чем связан запрет?

А) Боятся, что упадут цирковые сборы труппы.

Б) Верят в примету: «Над сытым клоуном не смеются!».

В) Крупные животные не переносят запах семечек и перестают поддаваться дрессировке.

Позвоните по телефону 8-912-778-95-04 и назовите правильный ответ.

Первый, кто дозвонится, получит два билета на заключительное представление цирка «Сюрприз» 15 января.

Звоните, билеты ждут!